Конспект НОД по безопасности "Соблюдайте правила дорожного движения"
Документы для скачивания
Игра – викторина «Соблюдайте правила дорожного движения»
Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора. Уточнять представления детей о назначении дорожных знаков «Пешеходный переход», «Движение на велосипеде запрещено», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Пункт медицинской помощи», «Дети», «Автобусная остановка», «Движение пешеходов запрещено».
Развивать мышление, память, внимание.
Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Словарная работа: пешеходный переход, пешеход, тротуар, регулировщик, пешеходная дорожка, пункт медицинской помощи, светофор, «зебра», такси.
Наглядные пособия и оборудование зала:
иллюстрации по теме; картинки: светофор, регулировщик; плакат «Улицы города»;
сюжетные уголки: школа, больница, изображение «Зебра», велосипедная дорожка – велосипед;
4 стойки пустые, 2 стойки для светофоров; кружки для светофоров: красный, желтый, зеленый по 2 штуки;
«Светофор» - 2 картонных двусторонних кружка с ручками: 1 – красный, желтый, 2 – зеленый, желтый;
2 обруча; мяч, книга;
Дорожные знаки на стенде: «Дети», «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипеде запрещено», «Подземный переход», «Пункт медицинской помощи», «Автобусная остановка»;
Мольберт с листом ватмана и названием команд для выставления очков; маркер.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы по теме:
Н. Носов «Автомобиль», Б. Житков «Светофор», В. Клименко «Зайка велосипедист», «Происшествие с игрушками», «Кто важнее всех на улице»; Заучивание стихотворений по теме;
Беседы по теме;
Отгадывание загадок; Экскурсии к дороге;
Оформление уголков в группе «Соблюдайте правила дорожного движения».
Интеграция областей: Социализация, коммуникация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, физкультура.
Ход игры - викторины
Дети входят в зал и встают полукругом. Осматривают оформление зала.
Воспитатель.
- Ребята, сейчас в детский сад вас водят взрослые: мамы, папы, бабушки и дедушки, но скоро вы пойдете в школу, и вам придется ходить по улицам, переходить дорогу самостоятельно.
У нас большой, красивый город с широкими улицами. По проезжей части, шоссе движется много легковых и грузовых автомобилей, едут маршрутное такси и автобусы. И никто никому не мешает, потому что есть четкие и строгие правила для водителей и пешеходов.
Как называются эти правила?
Дети. Правила дорожного движения.
Воспитатель.
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Воспитатель.
- Сейчас я предлагаю разделиться на 2 команды и посоревноваться, проверить свои знания.
Дети идут на свои места
Выбираем капитанов команд и название команд по загадкам:
1 загадка:
Вот стоит на улице
В чёрном сапоге –
Чучело трёхглазое
На одной ноге. (Светофор)
2 загадка:
Посмотри, силач, какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Регулировщик)
Командам присваиваются названия. Команды приветствуют друг друга.
Присаживаются на свои места.
Воспитатель.
1 конкурс: «Какая команда лучше знает правила дорожного движения»
- Как называют людей, идущих по улице?
(Пешеходы)
- Где должны ходить пешеходы?
(По тротуару)
- Где ездят машины?
(По дороге)
- Где разрешается переходить улицу?
(По светофору, по пешеходному переходу)
- Как определить, где находится пешеходный переход?
(На дороге – полоски – «зебра» и знак «Пешеходный переход»)
- Как нужно переходить улицу?
(Спокойным, твердым шагом, держа взрослого за руку; нельзя бежать, ехать на самокате…)
- Какие пешеходные переходы вы знаете?
(Подземный, наземный, надземный)
- Что делать, если мяч выкатился на дорогу?
(Попросить взрослого достать его)
- Назовите правила поведения в транспорте.
(Нельзя: трогать двери руками, отвлекать водителя, высовываться из окна, вставать на сиденье ногами, громко разговаривать; надо быть вежливым: уступать место девочкам и старшим)
- Что регулирует движение на улице?
(Светофор)
- По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить?
(Надо придерживаться правой стороны)
- На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
(На зеленый)
- А если светофор сломался, кто регулирует движение на перекрестке?
(Регулировщик)
Дополнительные вопросы при необходимости:
- Можно ли тротуару бегать, прыгать?
(Нет. Нужно ходить спокойно, так как можно наткнуться на какие – либо препятствия и оказаться на проезжей части)
- Если вы встретите на тротуаре друзей, и вам хочется поговорить, поиграть, как вы поступите в этой ситуации?
(Ходить группой по тротуару нельзя – это мешает другим пешеходам. С друзьями нужно отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим)
Подводятся итоги 1 конкурса.
2 конкурс: «Капитанов»
Задание: «Кто быстро и правильно соберёт светофор»
Капитаны собирают бумажные «светофоры» на стойках. Победитель тот, кто быстро и правильно соберет светофор.
Воспитатель.
- Дети, у вас светофоры находятся в вертикальном положении, а могут они по-другому висеть?
Ответы детей.
Воспитатель. Я хочу рассказать про светофор.
Слово «светофор» состоит из двух слов: «свет» и «фор». Значение слова «свет» - всем понятно. А вот слово «фор» - от греческого слова «форос» - несущий свет. Для запрещающего сигнала светофора взят красный, потому что его хорошо видно и днём, и ночью и даже в тумане. Зеленый сигнал виден хуже, но зато в спектре он стоит дальше от красного и его нельзя с ним спутать.
Воспитатель и дети читают стихотворение про светофор:
Если свет зажегся красный, -
Значит двигаться ОПАСНО.
Свет зеленый говорит:
Проходите – путь ОТКРЫТ!
Жёлтый свет предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Подводятся итоги 2 конкурса.
3 конкурс: «В стране дорожных знаков»
Выдвигается стенд с дорожными знаками.
Воспитатель: На улицах много дорожных знаков. Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какая дорога как надо ехать, что разрешается, а чего делать нельзя. Бывают знаки предупреждающие (показать), запрещающие, указательные.
Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать и найти знак, показать его всем детям и поместить на своё место. (В зале оборудованы игровые уголки со стойками). Некоторые из знаков дети могут назвать без загадок. (Можно выбрать только 4 загадки, остальные 4 знака – дети объясняют сами)
- Что за знак такой стоит?
Стоп – машинам он велит.
Пешеход, идите смело
По полоскам черно – белым. («Пешеходный переход»)
- Посмотрите, мальчик Федя
Едет на велосипеде
Отгадайте, отчего же
Недовольство у прохожих? («Движение на велосипеде запрещено»)
- Покажите знак дорожный,
Где кататься Феде можно. («Велосипедная дорожка»)
- Заболел живот у Тома,
Не дойти ему до дома
В ситуации такой
Нужно знак найти, какой? (Пункт медицинской помощи»)
- В этом месте, как ни странно,
Ждут чего – то постоянно.
Кто – то сидя, кто – то стоя
Что за место здесь такое? («Автобусная остановка»)
- В синем круге пешеход –
Не торопится, идет!
Дорожка безопасна,
Здесь ему не страшно! («Пешеходная дорожка»)
- Этот знак нам друг большой,
От беды спасает,
И у самой мостовой,
Водителей предупреждает:
«Осторожно, дети!» («Дети»)
- В дождь и в ясную погоду -
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!" («Движение пешеходов запрещено»).
Подводятся итоги конкурса.
4 конкурс на внимание: «Игровой».
Дети встают.
1 игра «Красный, желтый, зеленый»
Воспитатель (объясняет правила):
Когда я поднимаю красный кружок – вы замираете;
Жёлтый – хлопаете в ладоши;
Зелёный – двигаетесь, маршируете.
Дети выполняют задания.
2 игра «Такси»
Две команды, (две колонны) водитель такси – берет обруч, встает в него и перевозит детей – пассажиров (по одному) в другой конец зала по сигналу светофора. Побеждает та команда, в которой водитель быстрее перевезет всех пассажиров.
Объявляется победитель. Подводятся итоги конкурса.
5 конкурс: «Разрешается или запрещается»
Воспитатель начинает фразу, а дети продолжают словами «разрешается» или «запрещается». Команды отвечают по очереди.
- Идти толпой по тротуару … (запрещается)
- Перебегать дорогу… (запрещается)
- Помогать пожилым людям переходить улицу … (разрешается)
- Выбегать на проезжую часть … (запрещается)
- Переходить дорогу на зеленый свет … (разрешается)
- Уважать правила дорожного движения … (разрешается)
Воспитатель: Вижу правила дорожного движения, вы хорошо знаете, молодцы.
6 конкурс «Правильно - неправильно»
А теперь давайте поиграем. Ребята одной команды будут разыгрывать маленькую историю, а ребята другой команды должны будут решить, кто в этой ситуации поступил неправильно и наоборот!
Дети переходят дорогу по «Зебре» и по сигналу светофора (воспитатель показывает кружки)
Ситуации могут быть следующие:
Переходя через дорогу:
- читают книжку
- бегут
- смотрят налево, затем направо
- играют в мяч
- идут, держась за руку взрослого
- дерутся
Подвести итог конкурса
Воспитатель: Молодцы! Вот теперь вы точно знаете, чего нельзя делать на дороге!
Предлагаю всем построиться и подвести общий итог нашей игры – викторины.
Команда «Светофор» заработала … очков, команда «Регулировщик» … очков.
Все дети принимают участие в общей перекличке:
Воспитатель:
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся -
Дети: Стой!
Воспитатель: Жёлтый вспыхнул –
Дети: Подожди!
Воспитатель: А зеленый свет –
Дети: Иди!
Воспитатель: Молодцы! Всё верно! Вот мы и посоревновались, проверили свои знания о правилах дорожного движения, которые обязательно будем соблюдать и выполнять!
А за ваше активное участие – принимайте подарки!