"Детская одаренность"
Документы для скачивания
Актуальность.
Детский возраст – период становления личности и развития способностей каждого ребенка. Сегодня детский сад в неустанном поиске обновления содержания дошкольного образования, в поиске новых форм и методов обучения с целью повышения эффективности, как обучения, так и воспитания дошкольников.
В последнее время в системе образования повышен интерес к проблеме детской одаренности. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты, но, к сожалению, часть ребят не может самостоятельно полностью реализовать свой творческий талант, уходят в жизнь «незамеченными». Поэтому первостепенной задачей многих образовательных учреждений, педагогов является обеспечение поддержки и развития возможностей одаренных детей.
Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка. Согласно этой концепции умственно одаренный ребенок дошкольного возраста не тот ребенок, который быстро переходит к обучению по школьным программам, а тот, который обладает наиболее выраженными характерными именно для дошкольников умственными способностями и интересом к познавательной и творческой деятельности.
Исходя из важности названной проблемы, учитывая её недостаточную разработанность в современной педагогике, была составлена работа по теме : «Индивидуальный маршрут развития одарённого ребёнка».
Данная работа ориентирована на поддержку одарённого ребёнка Козину Анастасию, направленна на её личностное развитие и успешность. Настя музыкально одарена : отличные вокальные данные, хороший слух, развиты чувство ритма и музыкальная память. На основании этих фактов и бал составлен индивидуальный маршрут для дальнейшего развития способностей девочки.
Цель: создание системы работы направленной на формирование вокально-певческих навыков и раскрепощение личности воспитанницы.
Задачи:
- Формировать вокально-певческие навыки (точность, внятность, певческая дикция, правильность дыхания, точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни).
- Способствовать развитию артистических способностей (выразительная мимика, пластика, жестикуляция).
- Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
Модель одаренности:
- Способности выше среднего или таланты;
- Настойчивость и усердие в решении задач;
- Креативность (творческий, созидательный подход ко всему), выражающаяся в оригинальных способах достижения результатов;
- Одаренных людей объединяет творческий поиск и новаторство.
Одаренность – потенциал, раскрывающийся в любой области человеческой деятельности. Общей характеристикой одаренности является ярко выраженная потребность познавать. 
 Одарённый ребёнок:
 Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем.
Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. Не конформист, не приспособленец , не боится отличаться от других.
Конструктивно критичен , не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
 Ребенок имеет музыкальный талант, если он:
а) любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
б) очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
в) если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
г) сочиняет свои собственные мелодии;
д) научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Основные педагогические принципы в работе с одаренными детьми.
1).Обучение должно быть мотивированным.
2).Стимулирование творчества для полноты проявления одаренности, использование проблемных ситуаций.
3).Использование разнообразных технологий обучения, т.к. нельзя разных одаренных детей учить одинаково.
4).Индивидуализация и дифференциация обучения.
5).Диагностика общей одаренности адаптированная педагогами МДОУ на детей дошкольного возраста.
6).Специально созданная предметно – развивающая среда в ДОУ.
7).Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенка.
ФИО ребенка — Козина Настя.
Возраст — 6 лет.
Вид одаренности — музыкальная.
Склонности — пение.
Формы работы — дополнительные занятия в ДОУ.
Сопровождающий педагог — музыкальный руководитель Гиренко Ирина Викторовна.
Партнеры — воспитатель группы Карагаева Ю. Н. , мама Насти –Козина О. П.
Этапы реализации маршрута.
I этап «Подготовительный»: рассчитан на 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). На этом этапе осуществлялось:
- изучение проблемы одарённости;
- выбор темы проекта;
- определение целей и задач проекта;
- выявление одарённых детей ;
- составление перспективного плана для работы с одарённым ребёнком.
II этап «Основной»: в ходе реализации основной части проекта будет осуществляться работа с одарённым ребёнком, согласно перспективному плану по два занятия в неделю. Для отслеживания уровня развития музыкальных способностей, на данном этапе, будет осуществляться мониторинг, чтобы эффективней выстроить работу с одарённым ребёнком и запланировать перспективный план на дальнейшее его развитие.
Ш этап «Заключительный»: направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей, мониторинг развития музыкальных способностей.
Перспективный план работы.
I этап «Подготовительный»
| Месяц. | Мероприятия | 
| Сентябрь | · Изучение проблемы одарённости · Выбор темы проекта | 
| Октябрь | · Определение целей и задач проекта · Выявление музыкально одарённых детей . | 
| Ноябрь | · Составление перспективного плана работы . | 
II этап «Основной»
| Месяц | Виды деятельности | Репертуар | Задачи | 
| Декабрь 
 | Упражнения для развития певческого голоса. | - Дидактическая игра «Свечи» [приложение 1] - Упражнение «Здоровое горлышко» [приложение 2] - Упражнение «Сказка про Лисичку» В.В.Емельянов [приложение 3] | Развитие певческого дыхания. Формировать правильность звукообразования. Развитие артикуляционного аппарата. | 
| Пение | «Снеговик» муз. С. Савенков [приложение 9 на СD] | Развитие песенной памяти. Побуждать к выразительному исполнению песни. Развивать умение правильно брать дыхание во время пения. | |
| Детское музыкальное творчество | - «Поздоровайся» - «Пропой до свидания» | Содействовать творческой самостоятельности | |
| Январь 
 | Упражнения для развития певческого голоса. | - Дидактическая игра «Горячая картошка» [приложение 1] - Упражнение «Разбудим голосок» [приложение 2] - Упр-е «Обезьянки» В.В.Емельянов [приложение 3] | Развитие мимики и жестов. Развитие дыхания. Развитие правильного звукообразования. Разогрев голосового аппарата. | 
| Пение | «Бабушка подружка» муз. Т.В.Бокач [приложение 6] | Формировать умение петь под фонограмму. Побуждать к выразительному исполнению песни. 
 | |
| Детское музыкальное творчество | - «Сочини колыбельную для куклы» - «Сочини весёлую песенку для лягушки» | Содействовать творческой самостоятельности и активности | |
| Февраль 
 | Упражнения для развития певческого голоса. | Дидактические игры «Снежинка", «Ветерок» [приложение 1] Упражнение «Папуасики» [приложение 2] Упр-е «Лошадка» Емельянов В.В. [приложение 3] | Развитие певческого дыхания. Развитие чувства ритма и звукообразования. Разогрев голосового аппарата. | 
| Пение | «Добрая милая мама» муз. К.Костин, сл.А.Бабкин [приложение 9 на СD] | Развитие диапазона голоса. Побуждать петь напевно, протяжно пропевать концы слов и фраз. | |
| Детское музыкальное творчество | «Музыкальные вопросы-ответы» «Птичка поёт» Н.Мурычёва [приложение 5] | Побуждать к сочинению мелодий на заданный текст. | |
| Март 
 | Упражнения для развития певческого голоса. | Дидактические игры «В аэропорту», «На качелях» [приложение 4]. Упражнение «Звукоподражание» [приложение 2] Голосовая игра «Весна» [приложение 7] | Развитие звуковысотности. Расширение певческого диапазона. Развитие вокально-певческих навыков и артистических способностей. 
 | 
| Пение | «Весна» М.В. Сидоровой [приложение 6] 
 | Формировать умение точно передавать мелодию. Развивать умение петь легко, естественно, без напряжения, мягким звуком. | |
| Детское музыкальное творчество | Дидактическая игра «Музыкальный кубик» [приложение 5] | Развитие мимики, через подражание. Содействовать к импровизации мелодии. | |
| Апрель 
 | Упражнения для развития певческого голоса. | Дидактическая игра «Эмоции» [приложение 4]. Голосовая игра «Вежливые слова» С.Коротаева [приложение 7] | Развитие мимических мышц, жестов, пластики. Развитие вокально-певческих навыков. | 
| Пение | «Рыжий кот» И.Русских [Приложение 6 (ноты), приложение 9 на CD] | Формировать умение петь выразительно и искренне. Учить правильно передавать мелодию. | |
| Детское музыкальное творчество | Дидактическая игра «Вокальные импровизации» [приложение 5]. | Содействовать творческой активности | |
| Май 
 | Упражнения для развития певческого голоса. | Упражнение «Лесенка» [приложение 4]. Голосовая игра «Жизнь жука» Вологдина Э.А. [приложение 7] | Развитие артикуляции и концентрации внимания. Формирование вокально-певческих навыков. | 
| Пение | «Рыжий кот» И.Русских [приложение 6] | Формировать умение петь выразительно и эмоционально. Способствовать развитию артистических способностей. | |
| Детское музыкальное творчество | Дидактические игры: «Любимое животное», «Магазин игрушек» [приложение 5]. | Содействовать творческой самостоятельности и активности. Развивать воображение при восприятии и исполнении мелодии. | |
| Сентябрь 
 | Упражнения для развития певческого голоса. | М-Д игра: «Рубим дрова» [приложение 1] Упр-е «Нитки» [приложение 8] Упр-е «Паровозик» (реб-к двигается и поёт) Упр-е «Ритмический рисунок» 
 | Развитие певческого дыхания. Развитие артистизма. Развитие артикуляционного аппарата. Равзвитие чувства ритма. | 
| Пение | «Песенка паровоза» муз.И. Баранова, сл. А.Вольского [приложение 6] | Развитие музыкального слуха. Учить правильно исполнять мелодические и ритмические особенности песни. Обучать чёткому, ясному пропеванию слов песни. | |
| Детское музыкальное творчество | Придумать песню для паровозика. Сочинить песенку про путешествие | Побуждать к песенному творчеству. | |
| Октябрь 
 | Упражнения для развития певческого голоса. | Дидактическая ига «Покажем песню» [приложение 8]. Упр-е «Нитки» [приложение 2]. | Развитие песенной памяти, мимики, жестов. Формирование вокально - певческих навыков. | 
| Пение | «Модница осень» О.П. Григорьевой [приложение 6] | Побуждать петь естественно и легко. Учить передавать образ песни. Развивать умение петь акапельно и с аккомпанементом. | |
| Детское музыкальное творчество | «Пчела жужжит» муз.Т. Ломовой [приложение 5] | Побуждать к импровизации звукоподражаний. | |
| Ноябрь 
 | Упражнения для развития певческого голоса. | Упр-е «Счёт до 10» [приложение 8]. Дидактическая игра «Эмоции» [приложение 4]. | Развитие динамики голоса. Развитие мимических мышц, жестов, пластики. | 
| Пение | «Домовой» муз. К.Костин сл.В.Орлов [приложение 9 на CD] | Развитие вокально-певческих навыков. Формировать умение петь легко без напряжения, выразительно. Развитие динамики голоса. | |
| Детское музыкальное творчество | «Пляска зайки» Н. Мурычевой [приложение 5] Упражнение «Вопрос – ответ» | Способствовать формированию песенного творчества, формировать способы импровизации окончания мелодии, начатой взрослым. | |
| Декабрь | 
 | ||
Данный перспективный план рассчитан на 2016 год. На мой взгляд, для того, чтобы работа с одарённым ребёнком строилась эффективней, нам необходимо на основном этапе сделать промежуточный мониторинг и запланировать дальнейшую работу на 2017 – 2018 г.
