Консультация для родителей "Речевой этикет"
Документы для скачивания
ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ:
- четкая дикция и правильное произнесение слова;
- выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости;
- большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям;
- отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т. п.);
- употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений;
- умение вести диалог, т. е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы;
- умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы;
- умение доказательно обосновывать свои утверждения.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
- Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер и другие.
- При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания, до скорого свидания, до новой встречи.
- Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь.
- Обязательно говорить слово пожалуйста, когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку.
- В ответ на слово спасибо можно сказать слово пожалуйста.
- Говорить людям комплименты – добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения.
- Стараться не обижать людей злыми словами: ты – плохой; ты – злой; я тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал; я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.
- Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения.
- Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим.
ЭТИКЕТ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В САМЫХ РАЗНЫХ МЕСТАХ И ПРИ САМЫХ РАЗНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ:
- при знакомстве
- в момент приветствия и прощания
- в общественных местах (транспорт, дорога, праздничные мероприятия, музей, кинотеатр, театр, цирк, поликлиника, библиотека, парикмахерская, ресторан и пр.)
- в телефонном разговоре
- как вести себя в гостях
- как принимать гостей
- как вести себя за столом
- как правильно составлять письма, отвечать на письма
- общение с незнакомыми людьми, друзьями, старшими людьми
- употребление вежливых слов (просьба, благодарность, сочувствие)
- выбор одежды и прически для разных мероприятий (dress code)
- соблюдение личной гигиены и забота о здоровье
- отношение к материальным ценностям
- понятие о вкусе, красоте, моде, стиле.
«ДОБРОЕ УТРО!»:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
Доброе утро! –
Солнцу и птицам.
– Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
Предыдущие материалы