Конспект занятия по экономическому развитию. Анисимова Е.В.
Документы для скачивания
Цель: формирование основ экономической грамотности у детей старшего возраста.
Задачи:
- закрепить представления детей о деньгах, как универсальном средстве обмена;
- обобщить представления о том, что не всё продаётся и покупается;
- формировать представления о содержании деятельности некоторых новых и
известных профессий (продавец, бизнесмен)
- учить осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;
- вспомнить денежные единицы России (рубль);
- уточнить первоначальные знания о банке (банк – это такое место, где хранят
деньги, выплачивают их).
- совершенствовать умение сопоставлять такие понятия как доход и расход; знакомить с понятием семейный бюджет
- познакомить детей с историей возникновения денег, с такими новыми понятиями как бизнес, реклама, рекламный агент.
- уточнить толкования пословиц о хлебе, деньгах.
-закрепить представления детей о бережном и экономном отношении как к деньгам так и хлебу.
-учить детей придумывать рекламную зазывалку.
- познакомить воспитанников с номезматическим альбомом.
Оборудование:
Игровое поле (круг, разделённый на сектора; письма от сказочных героев с заданиями; деньги (условные монеты) в шкатулке; кроссворд; аудиозаписи, мультимедийный проектор.
Предварительная работа: знакомство с историей возникновения денег (презентация), номезматический альбом
Ход игры:
- Мотивационно - ориентировочный этап.
Дети заходят под музыку и встают у доски.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель.: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло много писем. (держу в руках письма)
- II. Поисковый этап
Воспитатель: первое письмо прислала нам Царица – Экономика, это не обычное, а видеописьмо. Внимание на экран:
Ребята, я приглашаю вас в страну экономики. Вы узнаете много интересного и познавательного, но что бы ко мне добраться нужно выполнить задания от моих друзей. Предлагаю поиграть в экономическую викторину.
Воспитатель.: Согласны? (Да).
Разобьемся на две команды
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот письма с заданиями от друзей Царицы – Экономики. Хотите узнать, что написано в этих письмах? Послушайте правила игры. Отвечает та команда, которой задается вопрос. Каждый конкурс будет оценивать жюри. Обратите внимание на круг с секторами, на каждый сектор я положу письмо. В центре барабана установлена стрелка. Крутим барабан где остановится стрелка, на какое письмо она укажет, то и будем читать.
- Практический этап
В.: Итак, игру начинаем с приветствия команд:
1 команда «Экономисты»
Наш девиз: «Деньгам счет – а хлебу мера»
2 команда «Банкиры»
Наш девиз: «Не имей сто рублей а имей 100 друзей»
В.: А теперь задание для капитанов: «Объясни пословицу»:
ЭКОНОМИСТЫ:1. «Не в деньгах счастье» (Это значит,что за деньги все купить в этом мире невозможно. Невозможно купить счастье, любовь, здоровье, родителей, друзей)
БАНКИРЫ:2. «Деньгам счет, а хлебу мера» (Отношение к хлебу должно быть бережное и экономное, деньги как и хлеб – надо беречь, учитывать и тратить только на необходимые нужды.)
В.: Жюри подводят итоги 1 конкурса а мы присаживаемся на свои места и крутим барабан и читаем первое письмо. Задание от гнома – Эконома - называется «Разминка»
В.: по очереди будут задаваться командам вопросы. Будьте внимательны! Отвечают участники только той команды, которую спрашивают. Готовы? Первый вопрос команде «Экономисты».
- Для чего нужны деньги?
- Как называются бумажные деньги? , а металлические деньги?
- Что использовали в древние времена вместо денег?
- Как называются деньги в нашей стране?
- Как называется плата за работу?
- Где хранятся деньги?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Уважаемое жюри подводит итоги 2 конкурса.
А мы крутим барабан и читаем второе письмо. Это задание от Карлсона - называется «Отметь лишнее»
Воспитатель: Перед вами лежат карточки с заданиями. Пододвиньте к себе карточки, рассмотрите их и возьмите фломастеры.
1 задание. Рассмотрите все предметы в голубом прямоугольнике, обведите в кружок предмет, который купить не возможно.
2 задание. Рассмотрите картинки в розовом прямоугольнике. Отметьте галочкой то, что стоит дороже остальных 2-х товаров.
3 задание. Рассмотрите картинки в третьем белом прямоугольнике и отметьте галочкой современную российскую монету.
В.: А теперь внимание на экран, проверим правильно ли вы выполнили задание
Воспитатель: Молодцы, ребята. Уважаемое жюри, подводит итоги 3 конкурса
А мы крутим барабан и читаем третье письмо. Это задание от Незнайки - «Кроссворд». Выходим сюда, ближе к экрану, становимся полукругом и внимание на экран и первый вопрос команде «Экономисты»
- Человек, стоящий за прилавком и рекламирующий свой товар (ответ)
13 слайд
2 вопрос команде «Банкиры»: учреждение в котором хранятся деньги (ответ)
14 слайд
3 вопрос команде «Экономисты»: информация, которая помогает купить и продать
товар.
15 слайд
4 вопрос команде «Банкиры»: место, где можно купить и продать товар
16 слайд
5 вопрос команде «Экономисты»: богатство, которое можно копить, помещать в сбербанк
17 слайд
А сейчас я познакомлю вас с новым понятием экономики БИЗНЕС - Деятельность человека или группы людей по производству и обмену товаров и услуг с целью получения прибыли.
18 слайд
Воспитатель: Молодцы, ребята. Уважаемое жюри, подводит итоги 4 конкурса.
В.: а мы немного отдохнём и разомнемся: 21 слайд выходим круг
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
В.: поиграем с мячом в игру «что нельзя купить за деньги» Стали в круг, я поочерёдно буду кидать вам мяч и задавать вам вопросы, а вы кидаете мне мяч обратно и отвечаете на вопрос: Могу ли я купить?: корову, посуду, дружбу, хорошую погоду, дрова для печки, здоровье, шапочку, солнце, стол?
В.: Отдохнули, а теперь займем свои места. Итак крутим барабан и читаем четвёртое письмо. Это задание от Мухи Цокотухи.
Воспитатель: Чтобы понять, что такое доход и расход, я вам предлагаю поиграть в игру которая, так и называется «Доход – расход»:
Мама получила зарплату – доход (ответ) щелчок
Бабушка заболела - расход (ответ) щелчок
Выиграла приз - доход (ответ) щелчок
Потеряла кошелёк - расход (ответ) щелчок
Продала бабушка пирожки – доход (ответ) щелчок
Заплатили за квартиру – расход (ответ) щелчок
Нашла монетку – доход (ответ) щелчок
Купили куклу – расход (ответ) щелчок
Ребята , а скажите пожалуйста как называется подсчет расходов и доходов.
(БЮДЖЕТ)
Воспитатель: Молодцы, Ребята внимательно посмотрите на задание. У вас на столах лежат картинки вы должны их распределить по двум кармашкам: Доход или расход. Приступаем. Кто выполнит задание, отнесите жюри. Они поведут итоги.
Воспитатель: Молодцы, ребята. 23 слайд Уважаемое жюри, подводит итоги 5 конкурса. А мы снова крутим барабан и читаем пятое письмо - от Буратино. Это домашнее задание наших команд.
Команда «Экономисты расскажут нам о таком термине как «бизнес и бизнесмен», а
Команда «Банкиры» расскажут о том, что же такое «реклама».
1 ребенок:
Бизнес — дело, занятие, предприятие — деятельность, которая приносит доход и прибыль. А бизнесмен – это человек, который управляет своей собственной компанией, предприятием, фирмой, магазином и получает прибыль. Он работает сам на себя, и его доход зависит от того, как он работает.
2 ребенок: Реклама – это двигатель торговли. Она нужна для получения информации о товарах, местах их продажи. Реклама нужна и тем, кто производит товар, и тем, кто его продаёт. Рекламу можно встретить на щитах у магазина, на остановках автобуса, на витринах магазинов)
Реклама бывает разная. Та реклама, которая напечатана на бумаге, на ткани, на металле, называется - печатной; реклама, которую мы видим по телевизору, -….видеореклама, слышим по радио – ….радиореклама.
Тех, кто заказывает рекламу называют рекламодателями.
А созданием рекламы занимаются Рекламные Агенства.
25 слайд
Правильно, а теперь поиграем в игру «Рекламное Агентство» придумаем рекламную зазывалку (5-6 ответов, чтобы завлечь покупателей и посетителей к себе)
Посмотрите на экран, подумайте как зазвать клиентов.
- В этом домике находится мастерская по ремонту обуви. Здесь ремонтируют сапоги, туфли сказочные башмачки. Я бы сдала в ремонт свои сапожки.
А здесь - швейная мастерская, потому что нарисовано платьице.
Я закажу в этой мастерской себе новое и красивое платье.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Выходим ко мне и становимся полукругом лицом к экрану.
- Рефлексивно - оценочный этап
-В.: Итак, все письма мы прочитали, на вопросы ответили и очутились в стане Царицы Экономики. Внимание на экран. 27 слайд
В.: 28 слайд Пока жюри подводит итоги нашей викторины, мы расскажем что сегодня на викторине узнали нового (что такое реклама и бизнес, играли в игру доход – расход, разгадывали кроссворд от Незнайки, объясняли толкование пословиц, играли в игру «Отметь лишнее», играли в игру «Рекламное Агентство» и вспомнили, что такое деньги, как они называются в России, где лучше их хранить и как экономно тратить.
28 слайд Воспитатель: МОЛОДЦЫ РЕБЯТА! А ТЕПЕРЬ РАЗВЕРНИТЕСЬ ЛИЦОМ К НАШИМ ГОСТЯМ и слово предоставляется жюри.
- Последовательный этап
Воспитатель: На этом наша викторина закончена, кому понравилось похлопайте, кто испытывал затруднения при ответе на вопросы – потопайте.
29 слайд Воспитатель: До свидания!