Консультация для родителей. «Развивающие игры В.В. Воскобовича» Учитель-логопед: Сергеева Л.А.
Документы для скачивания
Развивающие игры осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. И вот среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр. Развивающие игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Особенности игр
Чем же интересны игры Воскобовича?
Конструктивными элементами.
К примеру, в "Геоконте" - динамичная "резинка" как средство конструирования, в "Квадрате Воскобовича" - жесткость и гибкость одновременно, в "Прозрачном квадрате" - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, в "Шнуре-затейнике" - шнурок и т.д. Широким возрастным диапазоном участников игр. Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей. Многофункциональностью. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Игры несут в себе способы обучения чтению, развитие математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей "Чудо-головоломок", разноцветных "паутинок" "Геоконта", "вечного оригами" "Квадрата Воскобовича": машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.
Ребенок неизбежно входит в ситуацию, требующую от него четкого алгоритма, последовательности действий, анализа предложенного задания, осознания целей, поиска вариантов решений. При этом роль взрослого заключается в сопровождении решения, равноправного играющего партнера, тогда как обучением занимается игра. Это существенно облегчает работу с развивающими играми. А после занятий можно поиграть в этих персонажей, придумать для них новые путешествия, игры.
Различными возможностями использования
Неоценима возможность этих игр в использовании их как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского, сада, в индивидуальной и коррекционной практике. Причем игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качестве общегруппового наглядного пособия (например, "Геоконт", комплекс "Ларчик" - больших размеров).
Приоритетностью в выборе игр
Опыт многих педагогов подчеркивает, что для побуждения ребенка к занятиям по "Развивающим Играм Воскобовича" достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и технологичность материала позволят ребенку, каждый раз общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани.
Принцип "играем-чувствуем-познаем", шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве как ребенка, так и взрослого, родителя, воспитателя, педагога.
Например, игровой тренажер "Игровизор", игровой обучающий комплекс "Ларчик" разработаны таким образом, чтобы обеспечить педагогу, воспитателю, просто взрослому широкий выбор возможностей обучения, самореализации, фантазирования вместе с детьми. Но игра - это не только технология развития. Построенная с учетом принципа достижения, игра разработана с возможностью диагностики динамики формирования навыков и умений, позволяет развивать наиболее слабые стороны, путем наблюдения, составления индивидуальных карт, специальной диагностики. Методическим обоснованием, апробацией, изготовлением. Игра - дело серьезное (хотя и веселое). Развивающие Игры Воскобовича
Геоконт-Алфавит
Игровое поле представляет собой координатную сетку. На ней находится 33 точки, каждая из которых связана с определенной буквой алфавита. Буквы в свою очередь соединены направляющими стрелками и располагаются по спирали. Такой порядок облегчает усвоение алфавита. Игры и пособия Воскобовича часто дополняют друг друга. С плакатом, например, можно использовать пространственные карточки с изображениями ЛьВа, ПоНи, ПаВлина и ЛаНи. Они помогут разделить пространство плаката на условные сектора и сделают занятия удобнее и проще. Как и в других играх Воскобовича, помогающих в обучении чтению, в «Геоконт Алфавит» используются следующие цветовые обозначения: красные буква - гласные, черные - согласные (которые могут быть и твердыми, и мягкими), синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные, серые - твердый и мягкий знаки. С малышами можно изучать буквы, делая упор на то, чтобы они запомнили начертания и названия. Затем следует приступить к координатной сетке, пробовать составлять слога и слова. Большая часть заданий, приводимых в инструкции, направлена на детей 5-7 лет, но Воскобович допускает, что самые простые задачки могут решать и малыши трех лет. Технология «Сказочные лабиринты игры» предполагает активное использование сказочных персонажей, поэтому необходимым дополнением к урокам будут фигурки таких героев как Луч Владыка, Малыш Гео и Вороне Метр. Они могут помогать в решении заданий, просить найти букву или слог, рассказывать интересные истории. Такой прием поможет погрузить ребенка в сказку и сделать занятия увлекательными. Параллельно с обучение чтению Вы может знакомить ребенка с основами математики и геометрии. В этом поможет игра Вячеслава Воскобовича «Геоконт». Уже знакомое игровое поле будет привычно малышу, а возможность соединить точки резиночками, а не маркером, сделает занятие еще интереснее и динамичнее.
Лабиринты букв
В лабиринтах рассыпались слова. Собирать рассыпанные буквы-бусинки и составлять слова гораздо интереснее, чем просто читать! А неправильный путь в лабиринте можно стереть салфеткой и проложить новый.
Ларчик
Коврограф, игровой обучающий комплекс, чрезвычайно распространенный в дошкольных учреждениях, заменяет собой фланеллеграф. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи.
На коврике "Ларчик" можно творить чудеса собственными руками. Специальные приспособления крепко как репейник, удерживают на игровом поле карточки приложений, превращая скучный урок в веселую игру. К игре добавляются приложения "Забавные буквы", "Забавные цифры", "Разноцветные веревочки", "Разноцветные липучки", "Эталоны цвета", "Буквы, цифры.
Игры по обучению грамоте.
Воскобович развил идею складов Зайцева, создавший складушки: создал картинки с рисунком и стихотворной подписью с выделенными складами.
Складушки
Игра-пособие Складушки предназначена для обучения детей раннему (с 3-4 лет) чтению в складовой системе. В пособии 21 карточка, на которых склады представлены в виде вертикальных столбиков с правой и левой стороны каждой карточки. Два складовых столбика на каждой карточке образуют складовый домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков, иначе говоря, иллюстрируют складовую систему обучения. Теперь представим некий город Складинск. В этом городе 20 домиков, которых живут песенки и про Борю, и про гусяток, и многие другие. Есть также солнечный домик (А О У Ы Э Я Ё Ю И Е). В этом домике также живет песенка.
Теремки Воскобовича
Это прекрасная учебная модель для подготовки детей к обучению раннему чтению. Уникальная конструкция, оптимальный набор букв, наглядность, образность, простота "конструирования" слогов и слов превращает эту игру в "долгоиграющий восторг".
Теремки Воскобовича - базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок - получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков - очень компактная, удобная конструкция.
Остановимся на двух кубиках - синем и зеленом, так называемых кубиках первого этапа обучения чтению. Цвета <синий> и <зеленый> - символы мягкости и твердости согласного звука - впоследствии для детей станут подсказкой. Что расположено на пяти гранях этих кубиков? Пары: буква и ее образ. Вот шут показывает букву А, зовут его Арлекин. Если шут представляет букву О, то его имя - Орлекин. А если У - догадались? - Урлекин. На шестой грани - подсказка, где какая буква находится. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д. - сказочные персонажи, с которыми ребенку интересней до поры до времени, чем со знаком.
Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое - все это игровые моменты, изначально заложенные в <Теремках>.
Игровое пособие <Теремки> можно использовать как с дошкольниками, так и со школьниками.
Конструктор букв
Из его элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О.
Читайки 1 и 2
Игры на развитие навыков чтения. Ребенок, загибая попеременно уголки, получает разные слова. На маленьком <пятачке> прочитывается 4 слова, а в игре - больше сотни.
Копилка букв
Это игра для всей семьи. В дождливый день или дороге она скрасит досуг детей и взрослых. А какая польза от этого!
Читайки на шариках
Читаются сами собой, в них много веселых игр и забавных сюрпризов.
"Ромашка", "Яблонька", "Парусник", "Снеговик"
Своеобразный эрудит для малышей, ведь в каждой из игр можно придумать более 200 слов и "написать" их : с помощью шнурка.