консультации для родителей и воспитателей
Документы для скачивания
Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия пред- метов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.
Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок ис- пытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время за- нятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Ребенок стано- вится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с пуго- вицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выпол- нения; усидчивость. Произвольность психических процессов, совершенствова- ние визуального и кинестетического каналов восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются в режиме: «Услышал, увидел, сделал». Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с пу- говицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать их. Поэтому сле- дует поддерживать и развивать интерес ребенка к играм с пуговицами.
Манипуляции с пуговицами не вызывают аллергии, пуговицами нельзя по- резаться или уколоться, они легко моются, обрабатываются, как и все пласт- массовые игрушки.
Какие же свойства предметов помогают детям запомнить пуговицы?
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Поэтому цвет пуговиц обращает на себя внимание ребенка, позволяет ему выделять оп- ределенный цвет среди других и запоминать его. Дети сравнивают пуговицы по цвету, прикладывая их друг к другу. Знакомство детей с цветом
осуществляется в ходе игр с пуговицами, например, «Найди пару пуговиц одинакового цвета!».
Пуговицы имеют разную форму (круглую, овальную, квадратную, тре- угольную, прямоугольную), следовательно, с их помощью ребенок закрепляет знание геометрических фигур.
При знакомстве детей с величиной также можно использовать пуговицы. Усвоение темы «Количество» включает ознакомление со следующими по-
нятиями: «одна пуговица», «две пуговицы», «много пуговиц», «поровну (столь- ко же) пуговиц». Дети учатся различать количество пуговиц в дидактических играх.
В ходе игр с пуговицами ребенок изучает пространство и расположение предметов (далеко - близко рядом, справа - слева, сверху -снизу, внутри - сна- ружи, спереди - сзади).
Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании пуговиц ладонями и пальцами ребенок получает разнообразные тактильные ощущения. В ходе игр и занятий с пуговицами, направленных на развитие осязания, ребе нок учится хватать, целенаправленно ощупывать, развивает чувствительность пальцев рук.
Полезно проводить пуговичный массаж, благодаря которому активизируется так называемый «мануальный интеллект» (стимулируются кончики пальцев рук и ладони). Таким образом, происходит активизация сенсомоторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.
Игры и занятия проводятся под наблюдением взрослого, всегда готового взять руку ребенка с пуговицей и показать, как нужно ею пользоваться. Помните: не надо пугать ребенка восклицаниями, говорите спокойно, удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним.
Итак, игры и упражнения с пуговицами - значимые мотивирующие факторы активной и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи -важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.