Методическая разработка занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей подготовительной к школе группы (звуки н-нь)
Документы для скачивания
Конспект НОД в подготовительной группе
"Новоселье весёлых поросят", дифференциация звуков Н-Нь.
Образовательные задачи:
- ознакомление со звуками [н], [н’] и буквой н;
- совершенствование навыков звукового анализа;
- профилактика нарушений письменной речи.
Развивающие задачи:
- развитие фонематического восприятия;
- развитие зрительного внимания и мышления;
- развитие мелкой и общей моторики, координации движений;
- развитие связной речи.
Воспитательные задачи:
- формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
магнитная доска, раздаточный материал по числу детей (символы гласных, согласных, сигналы, полоски для построения буквы Н), карандаши, ручки, предметные картинки, мяч, аудиозапись песен, карточки с картинками, перфокарты, предметы.
- Организационный момент
Звучит песенка из мультфильма «три поросенка»: «..Всем на свете нужен дом…»
- Чья это песенка? (Песенка трех поросят).
- Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф).
Демонстрирую картинки с изображением поросят.
Поросята были розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них тоже были похожи.
- Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? Какой первый звук в их именах? (н, нь).
- Сообщение темы занятия
Сегодня мы вспомним сказку о Наф - Нафе, Нуф - Нуфе, Ниф - Нифе и будем изучать и сравнивать звуки н, нь.
- Характеристика звуков н, нь по артикуляционным и акустическим признакам.
- Ребята, давайте подумаем все вместе, как мы можем охарактеризовать звуки н, нь.
Они согласные, потому что не поются, есть преграда - язык, который стучит за верхние зубки. Они звонкие, потому что работает голос. Звук н - твердый, а звук нь- мягкий. Обозначать мы их будем синим и зеленым кружками со звоночком.
- Звуковой анализ слова.
Давайте покажем нашим поросятам, как мы можем составить схему их имен.
(Дети составляют схемы на столе, один ребенок у доски).
- Какими звуками отличаются их имена? (согласными н, нь, гласными а-у-и)
- Произношение звуков н, нь в словах.
- Ребята, поросятам очень страшно, вдруг к ним придет волк. Где им укрыться?
Поможем поросятам построить дом? Из чего же строят дома?
Предлагаю поиграть. Я буду называть, из чего можно построить дом, а тот, кому я брошу мяч, назовет, каким он станет из этого материала:
из соломы - соломенный
из камня - каменный
из дерева - деревянный
из кирпича - кирпичный
из стекла - стеклянный
из пластмассы - пластмассовый
из железа - железный
из резины - резиновый
из глины - глиняный
из песка - песочный
- Ребята, а как вы думаете, из чего лучше построить крепкий, надежный дом? (Ответы детей).
6.Физкультминутка «Строим дом».
Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Вот какой красивый дом! (Показывают руками)
Жить поросята будут в нем. (Руки вперед, ладонями к верху).
Вот мы и построили новый дом!
- Развитие фонематического восприятия.
- Ребята, когда кто-то переезжает в новый дом, это праздник. А вы знаете, как этот праздник называется? (Новоселье).
- К ним пришли друзья? (Выставляются картинки: слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок).
- Какой одинаковый звуки есть в названиях этих животных? (Звук н).
- А что принято дарить на новоселье? (Подарки).
Слова: карандаши, незабудки, батоны, синица, ноты, бант, линейка, диван.
Гости приготовили подарки для поросят. Помогите им разобраться, где, чей подарок. Подарки, в названии которых есть твердый звук н достанутся Наф-Нафу и Нуф-Нуфу, а подарки с мягким звуком нь - Ниф-Нифу.
Логопед произносит слова, дети поднимают сигналы звуков (зеленый и синий).
- Самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой.
- Ребята, мы тоже приготовили подарки для поросят. Только их надо распределить между ними. На карточках картинки с подарками, если в слове вы услышите твердый звук н, обведите её синим карандашом, если мягкий звук нь, то зеленым. Затем надо обозначить место звука н или нь в слове (начало, середина или конец слова, закрасив соответствующий квадратик).
Далее самопроверка парами: ребята обменяются друг с другом карточками и находят ошибки, если они допущены.
Подарки, в названии которых, есть твердый звук н достанутся Наф-Нафу и Нуф-Нуфу, а подарки с мягким звуком нь - Ниф-Нифу.
- Звуки н, нь в связной речи. Составление описательного рассказа.
- Ребята, мы с вами выбрали подарки для поросят. Давайте составим описательный рассказ про каждый подарок, пользуясь пособием «имена признаков».
- Знакомство с буквой Н.
Заспорили наши друзья Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф о первой букве их кличек. Наф-Наф и Нуф-Нуф утверждают, что их клички пишутся с буквы н, а
Ниф-Ниф говорит, что в его кличке первая буква нь. Кто из них прав, ведь первые звуки в их кличках разные - н и нь? И Наф-Наф с Нуф-Нуфом и Ниф-Ниф правы, так как звуки н, нь обозначаются одной буквой н.
Давайте сделаем им еще один подарок - букву н соберем из полосок (наждачная бумага 10см на1 см) и пальчиком обведем её.
Надо букву Н построить,
Палочки побеспокоить.
Поскорей две ровно встали,
Вместе третью приподняли.
- Работа с перфокартами.
На карточке нарисованы картинки, под каждой картинкой вырезано окошко. Если в названии картинки есть звук н или нь, то надо написать под картинкой букву н. После этого листок вынимается из перфокарты и буквы надо соединить последовательно сверху вниз и посередине так, чтобы получилась буква н, если вы увидите букву н, то задание выполнено правильно.
- Итог занятия.
- Ребята, мы сегодня были на новоселье у веселых поросят, помогли им построить надежный дом. Я надеюсь, вы помните, с какими звуками вы сегодня познакомились? А какую букву вы подарили поросятам?
Каждый вспомнит слова, где есть твердый звук н и мягкий звук нь.
Молодцы! Я была рада встрече с вами.
Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка»: «..Никакой на свете зверь…»