РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ Бондарева Е. А.
Документы для скачивания
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. Дети в возрасте до 2-х лет: · знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. Например, упражнение" Зайчик". Зайчик серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так! И ушами шевелит. · с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик); - Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. - Упражнение начинается с объяснения его выполнения , показывается поза пальцев и кисти. - Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза). - Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. - Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста. Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют: энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Например, упражнение "Капустка". Мы капусту рубим-рубим, Мы морковку трем-трем, Мы капусту солим-солим, Мы капусту жмем-жмем. · простые фигуры из пальчиков одной руки. "Зайка" Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат. "Коза" У козы торчат рога, Может забодать она.
После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);
Игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). "Замок" На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали, Покрутили, Потянули И открыли. "Домик" На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В домик всех вас приглашаем. "Шарик" Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой. (Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.)
Дети 3 – 4 лет. Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение. "Кошка". А у кошки ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке. - выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе). - разучивается вторая фигура по этому же принципу.
"Мышка" Серенькая шкурка, Маленькие глазки, Ушки на макушке. Скажем мышке: "Здравствуй!". - дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. - Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Рассказ. Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.
"Пальчики" Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! Этот пальчик для того чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Дети с 4 до 5 лет: · выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой; · сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно; · составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы. "Краб" Ползет наоборот, задом наперед, Все под водой хватает клешней. Краб ползет по дну, выставив свою клешню. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. · Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. "Зайчик и кочан капусты" Встал зайчишка рано, вышел на поляну. Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши. По опушке к лесу шел и большой кочан нашел. "Идем" пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой. Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст. "Заяц" грызет кулак и причмокивает. Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся, С усилием растопыриваем все пальцы. А домой добрался – долго отдувался! Показываем, как заяц движется по столу. Дети 5 - 7 лет · Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. · Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш). · Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно. При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет. Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства. Например, тема "Грибы". Этот пальчик Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все доел, Оттого и похудел. Методические указания .Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца. "За грибами" Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.) За грибами мы пошли. ( пальцы идут по столу, коленям.) Три лукошка принесли. (показать три пальца) Фигурки из палочек В лес с корзинкой я пошел, У пенька грибок нашел. Игра Выложить горохом по нарисованному контуру. "Корзинка" В лес корзинку я беру И грибы в нее кладу. Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони "разъезжаются", и между пальцами образуются зазоры. Грибы на поляне Кто тут спрятан на картинке? Помогите, пальчики! Вы по контуру бегите, Узнать картинку помогите. Груздь. Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. "Чудесный мешочек" Найти грибок среди нескольких различных игрушек. Дорисуй узор.
Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр. Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста. Пальчиковому театру придают большое значение, так как это упражнение:
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. · Выкладываются простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник), которые затем усложняются. · Выкладываются фигуры по заданному образцу. Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти. Упражнения со счетными палочками готовят дошкольников к овладению счетом. При составлении фигурок из палочек можно давать детям следующие задания: · Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура. · Если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета. · Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратиков). · Сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигуру. · Самому придумать и сложить фигуру.
|
«Играем пальчиками и развиваем речь»
До сих пор недостаточно осмысленно взрослым значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.
Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4.Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5.Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
- В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения можно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
«Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
«Человечек»
«Топ-топ-топ!» - топают ножки,
Мальчик ходит по дорожке.
Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
«Посчитаем»
Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.
Раз- два- три- четыре-пять!
Будем пальчики считать – Крепкие, дружные,
Все такие нужные…
Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Пальчиковая гимнастика:
1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после того – двумя одновременно.
3.Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый легкий.
4.Сначала покажите ребёнку и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Помните!
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.
Консультация для родителей
Развиваем пальчики – улучшаем речь.
Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Для развития мелкой моторики полезны:
- различные виды мозаики;
- разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые);
- пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры;
- цветные клубочки ниток для перематывания;
- набор веревочек различной толщины для завязывания узлов и плетения «косичек»;
- набок мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);
- палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров;
- спички с обрезанными головками;
- семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для выкладывания узоров;
- пластилин;
- игры с бумагой (плетение, складывание);
- разнообразный природный материал;
- ручки, фломастеры, карандаши.
Внимание! С мелкими предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.
В работе по развитию речи детей младшего возраста используются следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на развитие мелкой моторики рук; пальчиковые игры; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации;
Представляем Вам небольшой перечень дидактических игр и упражнений, пальчиковых игр.
«Разложи картинки»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.
«Опиши игрушку»
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
«Угадай игрушку»
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
«Скажи, какой?»
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Разбуди кота»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Ход. Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
Способствуют развитию речи.
Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого
Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
Пальчиковые игры
«Лягушка».
Лягушка-попрыгушка - Похлопывают ладонями по коленям.
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки Поднимают вверх ладони.
Комары да мушки Сжимают пальцы в кулаки.
«Дружба»
Дружат в нашей группе Растирание ладоней.
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим Пошевелить всеми пальцами.
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять. Ладони вместе, одноименные пальцы под счет ударяются друг о друга
Пять, четыре, три, два, один.
«Ежик»
Ежик спрятался, свернулся сгибание и разгибание пальцев
Встал на ножки - потянулся
Один, два, три, четыре, пять поочередное сгибание пальцев (начиная с мизинца)
Ежик спрятался опять
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим, рубим (движения ребрами ладоней верх-вниз)
Мы капусту солим-солим, солим (складываем пальчики в щепотку),
Мы капусту трем-трем, трем (кулачок о кулачок)
мы капусту жмем-жмем. жмем (сжимаем кулачки).
«Карандаш»
Карандаш в руках катаю, Прокатывать карандаш между большим
Между пальчиков верчу. пальцем и поочередно всеми остальными.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Особенности речевого развития
детей 2–3 лет
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.
После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом накапливается его пассивный словарь.
В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.
С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.
Рекомендации:
С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.
Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять.
Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.
На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.
Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.
Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни
На третьем году жизни ребенка начинается дошкольный период детства. Его называют младшим дошкольным потому, что ребенок третьего года сохраняет черты, присущие детям раннего возраста: действенный характер освоения окружающего, ситуативность и эмоциональность при восприятии нового. Вместе с тем все то, что приобрел малыш на втором году жизни, и в частности возможность общаться с помощью речи, свободно перемещаться в пространстве и т. п., создает предпосылки перехода на качественно новую, более высокую ступень освоения окружающего. Уместно вспомнить, что в активном словаре детей 2 лет насчитывается примерно до 300 слов, а малыши 3 лет употребляют в своей речи уже 1500 и более слов! Это говорит об интенсивном развитии речи ребенка на третьем году его жизни, которая становится не только средством общения (коммуникации), но и средством познания окружающего. В качестве «сигнала сигналов» слово начинает отражать для малыша сложные стороны окружающей действительности: взаимоотношения людей, их личные переживания, поступки и проявления черт характера, а также различные стороны социальной жизни и т. п. В связи с этим у ребенка появляется способность к элементарному анализу явлений окружающего мира и поиску закономерностей в нем. Интенсивное развитие II сигнальной системы, т. е. речи, связано с развитием восприятия, воображения и памяти ребенка. Возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное мышление, в недрах которого развивается образное мышление. Это значит, что знания, полученные детьми на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, начинают переходить в образный план. Развитие образного мышления помогает детям третьего года жизни овладеть первыми видами деятельности — рисованием, лепкой, аппликацией. Элементы образного мышления проявляются у них в том, что в очертаниях линий, форм, цветовых пятнах им уже видятся конкретные образы, персонажи знакомых сказок, герои песенок, а в некоторых случаях и обыкновенные предметы. Малыши начинают понимать более сложные по своему содержанию сказки, рассказы, стихотворения, музыкальные произведения. Если на первом-втором году дети в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приемы песенок, сказок, то на третьем году их глубже увлекает содержание художественного произведения, так как ребята способны понимать причину и следствие описываемых в них событий, их направленность и результат. У ребенка возникает настоятельная потребность обращаться к взрослому с вопросами по поводу прочитанного. Он должен отвечать малышу обстоятельно, но в доступной форме. Взрослый раскрывает ход своих мыслей, рассуждает вслух, привлекая к умственной активности малыша. Главное, чтобы дети уловили причинно-следственные связи и отношения между предметами, явлениями, описываемыми в произведении событиями. Только при таком подходе к ребенку художественная литература становится средством познания окружающего мира. Взрослый должен формировать у малыша желание пытливо вглядываться в окружающий мир, учить, слушая художественное произведение, сравнивать, обобщать свои впечатления, высказывать свое мнение. Постепенно ребенок подводится к восприятию более сложных сюжетов, у него воспитывается вдумчивость, возникает сопереживание с героем произведения. Как правило, дети уже могут дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, сказать, хорошо это или плохо; помнят ход действий и их последовательность; могут рассказать, «чем все закончилось», а также провести сравнения и сопоставления с собственными поступками. Восприятие литературы опирается уже на какие-то формы анализа и синтеза, что позволяет ребенку 3-го года жизни понимать произведение более объемно, образно. Так, например, их не удивляет поведение сороки-белобоки, козы-дерезы, курочки-рябушечки и т. п. Малыш представляет ситуацию, в которой они действуют. При инсценировании произведения сознательно реагирует на описываемые события. Ребят интересует результат действий персонажей, как правило, волнует собственная причастность к происходящему: они могут попросить попробовать кашу, которую «сварила» сорока-белобока или отведать пирожка, который «купил» на торжке котик. Следует подчеркнуть, что наряду с возникшей способностью образного восприятия у детей постепенно формируется реалистическое понимание действительности. Ребенок уже понимает сказочность вышеописанных сюжетов, их забавность. Он просто «включается» в игру со взрослым, легко откликаясь на любое предложение развернуть игровое действие в ролях. Он может и себя представить, например, козликом, собачкой, петушком, кисонькой-мурысенькой и т. п. Художественные произведения помогают ребенку почувствовать реалистичное в повествовании, например: «Как у котика усы, удивительной красы, глаза смелые, зубки белые» и сказочное «Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился» и т. д. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении ребенка с окружающим миром через художественную литературу. Он начинает понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжетов. Дети учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Если на втором году жизни через художественные произведения дети познавали отдельные действия людей в различных ситуациях (бытовой, игровой, трудовой, художественной), то на третьем году они начинают пониматься как различные виды деятельности. Они выстраиваются в систему. Здесь особо следует остановиться на сказках. Сказки становятся понятными ребенку, потому что герои их (в основном животные) разговаривают и действуют, как люди, — выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.), или бытовые (убирают дом, пекут пироги и т. п.), художественные (пляшут, поют), или игровые (играют в прятки, бегут наперегонки и т. п.). Через художественную литературу расширяются знания ребенка о человеке. Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище (дом); человек и результаты его труда (например, выращивание овощей, фруктов и т. п.); человек и растительный мир; человек и животный мир (забота о животных, их значение для людей) и многое другое. Стихотворения, песенки, рассказы и сказки помогают ребенку накопить представления и о животном мире. Новым является то, что ребенок начинает усваивать их условия жизни, более детально воспринимать внешние особенности и повадки. Например, ребенок 3 лет знает, что петушок раньше всех встает и голосисто поет — будит всех по утрам. Ему понятно содержание стихотворения Г. Бойко «Петух»: «Петушок у нас горластый, по утрам кричит он: «Здравствуй» и т. д. Малыши впервые, в элементарной форме познают роль, место и значение животных в жизни человека и его отношения к ним, например: Ты, коровушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком (Рус. нар.) Образность художественных произведений позволяет донести до сознания ребенка в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира. На третьем году ребята знакомятся не только с животными и птицами, но и их детенышами. — Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка? — Цыпляток поить. — Курочка-рябушечка, Как цыплятки просят пить? — Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи! (Рус. нар.) Взрослые животные и их детеныши ассоциируются у ребенка «как мама и ее детки». Появление таких ассоциаций закономерно и связано с расширением социальных представлений об окружающем мире. В этом возрасте малыши начинают понимать слово «мама» более обобщенно. Они замечают, что мама имеется у всех детей, а бабушка является «мамой мамы». «Моя бабушка — твоя мама?» — спрашивает малыш, ласково заглядывая в глаза матери. В этот период жизни у ребенка начинает формироваться особое отношение к взрослому, заботящемуся о нем, занимающемуся с ним, рассказывающему об окружающем мире. Заботливое отношение матери к ребенку, ее доброта, ласка, любовь, желание оградить от опасности «переносится» на понимание взаимодействия между «большими» и «маленькими» в животном мире, например: Серенькая кошечка Села у окошечка, Хвостиком махала, Деток поджидала: Где мои ребятки? Где мои котятки? Спать пора ребяткам, Сереньким котяткам». (Н. Найденова «Кошечка») Через сказку и реалистический рассказ о них у малышей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках, например: Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал, Морковку нашел, Капустку нашел. Сидит, грызет. (Рус. нар.) Или: Вдоль по реченьке лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет, Белым крылышком помахивает, На цветы водицу стряхивает. Малыши могут расстроиться, слушая произведение, в котором говорится о животном, попавшем в беду. Но для воспитания добрых чувств, отзывчивости эти произведения полезны. Они необходимы. Средствами художественной литературы в детях с самого раннего возраста воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание совершать хорошие поступки; чувствовать радость, если удастся сделать что-то доброе. Эти чувства к животным дети переносят и на игрушки, изображающие их. После прочтения стихотворений А. Барто «Зайка», «Мишка», «Бычок» дети начинают ласковее относиться к своим игрушкам. «У моего мишки лапка не оторвана» или «Я своего зайку не брошу», — говорят малыши, крепко прижимая к себе игрушку. Они расширяют в своем воображении прочитанное и соотносят его со своими поступками. Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя и многое в чувствах человека, его отношении к окружающему миру и поступкам отдельных людей. Эмоциональные состояния человека ребенок третьего года жизни начинает уже связывать с причиной и следствием каких-либо воздействий или результатом удавшейся или неудавшейся деятельности. Знакомя малышей с окружающей действительностью, взрослый решает не только образовательные задачи, но и воспитательные. Он формирует первый практический опыт общественного поведения в кругу сверстников: побуждает к проявлению внимания и сочувствия, желанию уступить, поделиться, помочь. Произведения художественной литературы помогают ребенку усвоить социальные нормы поведения. Дети понимают, что не следует быть жадным, злым, грубым. Они вместе с воспитателем повторяют слова потешки: «Кисонька-Мурысонька, не ешь одна!» Необходимо отметить, малыши третьего года жизни испытывают настоятельную потребность в развитии навыков в бытовых процессах. В этот период жизни для них представляют интерес самые прозаические, как кажется взрослому, ситуации: одевание, умывание, прием пищи, купание и т. п. «В чем же находит интерес ребенок?» — спросят родители. Ответ прост: в процессуальности. И вместе с тем ответ и сложен: процессуальностью должен овладеть сам ребенок, т. е. учиться выполнять действия самостоятельно. Так он овладевает не только навыками, но и пониманием элементарной социальной практики человека, направленной на поддержание жизненно необходимых условий существования, а также назначения предметов, необходимых для этого. Сказанное объясняет, почему ребята третьего года жизни особым образом откликаются на произведения, в которых рассказывается об обыкновенных, бытовых ситуациях, например: Хлюп-хлюп ручками, Полон мыла таз. Ты не трогай, Машенька, Мыльной ручкой глаз. А водичка булькает, А водичка пенится, Машенька помоется, Причешется, оденется. (С. Капутикян «Маша не плачет») Мысленно, в своем воображении, по всей вероятности, малыши ставят себя на место героя произведения: — Давай будем одеваться... — Я сама! Я сама! — Пойдем, будем умываться... — Я сама! Я сама! — Ну идем хоть причешу я... — Я сама! Я сама! — Ну давай хоть накормлю я... — Я сама! Я сама! (И. Муравейка «Я сама») При прочтении этих произведений необходимо показать иллюстрации, если их нет, то следует подобрать соответствующие картинки. Художественные произведения помогают ребенку закрепить представления не только о бытовых процессах, но и о многих предметах, явлениях, взаимосвязях окружающего мира через описание понятных ребенку ситуаций: Мишка топал, баловался — Легкий мостик зашатался. По воде идут круги... Шарик, Шарик, помоги! (З. Александрова «Мой мишка») Взрослые, воспитывающие ребенка, должны учитывать, что малыш имеет пусть небольшой, но уже самостоятельный опыт познания окружающей действительности. Особый отклик у него вызывают произведения, в которых рассказывается о событиях, им пережитых, т. е. бывших в собственном опыте, например: — Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. (А. Барто «Мяч») Или: Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: — Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! (А. Барто «Бычок») Как правило, у малышей возникает потребность поделиться аналогичным впечатлением о ситуациях, в которых нечто подобное они уже пережили. Эти сопоставления полезны для развития мышления ребенка, умения логически выстраивать в своей речи цепь описательных событий, обобщения простейших закономерностей окружающей действительности, понимания их. Особенно полезен «перенос» событий из одной ситуации в другую, что тренирует не только память, но и способствует развитию познавательной активности малышей. Так взрослый развивает любознательность ребенка, пытливый взгляд на окружающий его мир. Необходимо отметить, что первые знания детей нельзя рассматривать как нечто промежуточное, «понарошку» приобретенное. Уже в младшем дошкольном детстве они составляют тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться все дальнейшее ее развитие, усложнение и осознание. Художественная литература вносит свой закономерный вклад в этот процесс, незаменимый по своей значимости. Произведения литературы помогают взрослым расширить представления детей и о родной природе, временах года, состоянии погоды (3. Александрова. «Весна». А. Высотская. «Зима», А. Барто. «Снег», «Солнышко», Е. Благинина. «Дождик» и др.). В отличие от малышей второго года жизни дети третьего года понимают более образный язык, описательный характер природных явлений: «Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга», «На тонкой, мокрой ножке дождик скачет по дорожке» и т. п. Знакомя малыша с художественной литературой, взрослые должны помнить, что функция обобщения в восприятии окружающей действительности продолжает развиваться и на третьем году жизни ребенка. Это значит, что, слушая рассказ или стихотворение, например, про Катю (3. Александрова «Катя в яслях»), Алену (Е. Благинина «Аленушка»), Таню (3. Александрова «Таня и волчок»), Машу (С. Капутикян «Маша не плачет», Я. Тайц «Праздник») и. д., ребенок понимает содержание текста еще очень конкретно, т. е. как рассказ о себе. «Это про меня рассказывается. Я — Катя». Или: «Это меня мама купала, я — Алена», — говорят малыши. Если ребенок посещает детское учреждение, то воспитатели, как правило, отмечают, что малыш имя героя произведения пытается соотнести с конкретной действительностью, что обнаруживается в вопросах взрослому. «Это про нашу Катю?». Или: «Маша — это наша Маша?» — спрашивают дети, глядя на девочку из их группы. Такое поведение детей третьего года жизни, с одной стороны, говорит о том, что дети этого возраста чутко начинают реагировать на содержание художественных произведений, с другой стороны, о том, что у малышей еще не сформировалось умение воспринимать художественный образ. Художественное восприятие следует формировать. «Я прочитаю тебе рассказ про мальчика, у которого живет котенок. Нет, это не Степа. Я про другого мальчика прочитаю, у которого, как и у Степы, был котенок», — говорит взрослый, подготавливая ребенка к восприятию художественного произведения. Положительное действие оказывают на детей задушевные и лирично исполняемые взрослыми народные песни, речитативы. Например, ребенок с удовольствием слушает, как поет мать, бабушка или отец «Как вставала я ранешенько», «Гори-гори ясно», «Я на камушке сижу» и многие другие. Малыш откликается на настроение взрослого, передаваемое песней. Эти впечатления могут остаться у него на всю жизнь. Чтение стихов, пение песен целесообразно сочетать с восприятием ребенком природы в часы прогулок в лес, на реку, на луг. Взрослый должен постараться умело сочетать наблюдения реальной действительности и художественное чтение, одухотворяющее восприятие текущего момента. Так, например, он обращает внимание малыша на прозрачные капельки дождя, запах цветов или яркое солнышко, зеленеющую травку. В момент наблюдения читает: Травка зеленеет, солнышко блестит. (А. Н. Плещеев «Сельская песня» — отрывок) Или: Под малиновым кусточком Шелкова трава растет, Под рябиновым кусточком Цветик розовый цветет. (Рус. нар.) Уже в ранние годы детям необходимо воспитывать чувство сопричастности со всем, что их окружает и в природе, и в жизни. Так взрослый сеет в душе ребенка «разумное, доброе, вечное». Это необходимо потому, что ранние годы детства являются благодатной почвой для воспитания всех высоких человеческих начал.
Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни
На третьем году жизни ребенка начинается дошкольный период детства. Его называют младшим дошкольным потому, что ребенок третьего года сохраняет черты, присущие детям раннего возраста: действенный характер освоения окружающего, ситуативность и эмоциональность при восприятии нового.
Вместе с тем все то, что приобрел малыш на втором году жизни, и в частности возможность общаться с помощью речи, свободно перемещаться в пространстве и т.п., создает предпосылки перехода на качественно новую, более высокую ступень освоения окружающего.
Уместно вспомнить, что в активном словаре детей 2 лет насчитывается примерно до 300 слов, а малыши 3 лет употребляют в своей речи уже 1500 и более слов! Это говорит об интенсивном развитии речи ребенка на третьем году его жизни, которая становится не только средством общения (коммуникации), но и средством познания окружающего.
В качестве «сигнала» слово начинает отражать для малыша сложные стороны окружающей действительности: взаимоотношения людей, их личные переживания, поступки и проявления черт характера, а также различные стороны социальной жизни и т.п. В связи с этим у ребенка проявляется способность к элементарному анализу явлений окружающего мира и поиску закономерностей в нем.
Интенсивное развитие речи, связано с развитием восприятия, воображения и памяти ребенка. Возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное мышление, в недрах которого развивается образное мышление. Это значит, что знания, полученные детьми на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, начинают переходить в образный план.
Развитие образного мышления помогает детям третьего года жизни овладеть первыми видами деятельности – рисованием, аппликацией, лепкой. Элементы образного мышления проявляется у них в том, что в очертаниях линий, форм, цветовых пятнах им уже видятся конкретные образы, персонажи знакомых сказок, герои песенок, потешек, а в некоторых случаях и обыкновенные предметы. Малыши начинают понимать более сложные по своему содержанию сказки, рассказы, стихотворения, музыкальные произведения.
Если на первом-втором году дети в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, песенок, сказок, то на третьем году их глубже увлекает содержание художественного произведения, так как дети способны понимать причину и следствие описываемых в них событий, их направленность и результат. У ребенка возникает настоятельная потребность обращаться к взрослому с вопросами по поводу прочитанного. Он должен отвечать малышу обстоятельно, но в доступной форме. Взрослый раскрывает ход своих мыслей, рассуждает вслух, привлекая к умственной активности малыша.
Только при таком подходе к ребенку художественная литература становится средством познания окружающего мира. Взрослый должен формировать у малыша желание пытливо вглядываться в окружающий мир, учить, слушая художественное произведение, сравнивать, обобщать свои впечатления, высказывать свое мнение.
Постепенно ребенок подводится к восприятию более сложных сюжетов, у него воспитывается вдумчивость, возникает сопереживание к героям сюжета. Как правило, дети уже могут дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, сказать, хорошо это или плохо; помнят ход действий и их последовательность; могут рассказать чем закончилась сказка, рассказ, а также провести сравнения и сопоставления с собственными поступками.
Восприятие литературы опирается уже на какие-то формы анализа и синтеза, что позволяет ребенку 3-го года жизни понимать произведение более объемно, образно. Так, например, их не удивляет поведение сороки-белобоки, козы-дерезы и т.п. Малыш представляет ситуацию, в которой они действуют. При инсценировании произведения сознательно реагирует на описываемые события. Детей интересует результат действий персонажей, как правило, волнует собственная причастность к происходящему.
Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении ребенка с окружающим миром через художественную литературу. Он начинает понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжетов.
Если на втором году жизни через художественные произведения дети познавали отдельные действия людей в различных ситуациях (бытовой, игровой, трудовой, художественной), то на третьем году они начинают пониматься как различные виды деятельности.
Здесь особо следует остановиться на сказках. Сказки становятся понятными ребенку, потому что герои их (в основном животные) разговаривают и действуют, как люди, - выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.), или бытовые (убирают дом, пекут пироги и т.п.), художественные (пляшут, поют), или игровые (играют в прятки, бегут наперегонки и т п.)
Через художественную литературу расширяются знания ребенка о человеке. Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище (дом); человек и результату его труда (выращивание овощей, фруктов и т.п.), человек и растительный мир; человек и животный мир и многое другое.
Стихотворения, песенки, рассказы ми сказки помогают ребенку накопить представления и о животном мире. Новым является то, что ребенок начинает усваивать их условия жизни, более детально воспринимать внешние особенности и повадки.
Образность художественных произведений позволяет донести до сознания ребенка в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира.
На третьем году дети знакомятся не только с животными и птицами, но и с их детенышами.
Литература дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке (волк, лиса, заяц и.т.д.). Через сказку и реалистичный рассказ у малышей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках.
Воспитывая собственным примером, взрослый ставит задачу заложить первые ростки человеколюбия и бережного отношения ко всему живому. Этому помогают также и произведения художественной литературы, в которых рассказывается о «переживаниях» животных и благородных поступках людей. Ребенок учиться понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к братьям нашим меньшим.
Малыши могут расстроиться, слушая произведения, в котором говориться о животном, попавшем в беду. Но для воспитания добрых чувств, отзывчивости эти произведения полезны. Они необходимы. Средствами художественной литературы в детях с самого раннего возраста воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание совершать хорошие поступки; чувствовать радость, если удастся сделать что-то доброе.
Эти чувства к животным дети переносят на игрушки, изображающие их. После прочтения стихотворений А.Барто «Зайка», «Мишка», «Бычок» дети начинают ласковее относится к своим игрушкам. «У моего мишки лапка не оторвана» или «Я своего зайку не брошу», - говорят малыши крепко прижимая к себе игрушку. Они расширяют в своем воображении прочитанное и соотносят его со своими поступками.
Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя и многое в чувствах человека, его отношении к окружающему миру и поступкам отдельных людей.
Эмоциональные состояния человека ребенок третьего года жизни начинает уже связывать с причиной и следствием каких-либо воздействий или результатом удавшейся или неудавшийся деятельности.
Знакомя малышей с окружающей действительностью, педагог решает не только образовательные задачи, но и воспитательные. Он формирует первый практический опыт общественного поведения в кругу сверстников: побуждает к проявлению внимания и сочувствия, желанию уступить, поделиться, помочь. Произведения художественной литературы помогают ребенку усвоить социальные нормы поведения. Дети понимают, что не следует быть жадным, злым, грубым.
Необходимо отметить, малыши третьего года жизни испытывают настоятельную потребность в развитии навыков в бытовых процессах. В этот период жизни для них представляют интерес самые прозаические, как кажется взрослому, ситуации: одевание, умывание, прием пищи, купание, и т.п. В чем же находит интерес ребенок? Ответ прост: в процессе. И вместе с тем ответ и сложен: процессом должен овладеть ребенок самостоятельно. Так он овладевает не только навыками, но и пониманием элементарной социальной практики человека, направленной на поддержание жизненно необходимых условий для существования, а так же назначения предметов, необходимых для этого. Сказанное объясняет, почему дети третьего года жизни особым образом откликаются на произведения, в которых рассказывается об обыкновенных, бытовых ситуациях.
При прочтении таких произведений необходимо показать иллюстрации, если их нет, то следует подобрать соответствующие картинки.
Художественные произведения помогают ребенку закрепить представления не только о бытовых процессах, но и о многих других предметах, явлениях, взаимосвязях окружающего мира через описание понятных ребенку ситуаций.
Взрослые, воспитывающие ребенка, должны учитывать, что малыш имеет пусть небольшой, но уже самостоятельный опыт познания окружающей действительности. Особый отклик у него вызывают произведения, в которых рассказывается о событиях, им пережитых, т.е. уже бывших в его собственном опыте.
Как правило, у малышей возникает потребность поделиться аналогичным впечатлением о ситуациях, в которых нечто подобное они уже пережили. Эти сопоставления полезны для развития мышления ребенка, умения логически выстраивать в своей речи цепь описательных событий, обобщения простейших закономерностей окружающей действительности, понимания их. Особенно полезен «перенос» событий из одной ситуации в другую, что тренирует не только память, но и способствует развитию познавательной активности малышей. Так взрослый развивает любознательность ребенка, пытливый взгляд на окружающий его мир. Художественная литература развивает и систематизирует первые, элементарные знания о нем.
Необходимо отметить, что первые знания детей нельзя рассматривать как нечто промежуточное, «понарошку» приобретенное. Уже в младшем дошкольном детстве они составляют тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться все дальнейшее ее развитие, усложнение и осознание.
Чтение стихов, пение песен целесообразно сочетать с восприятием ребенком родной природы в часы прогулок в лес, на реку, в поле.
Малыш замирает, видя ласковое лицо взрослого, рассказывающего во время прогулки об осени, тучках, ветре, улетающих птица, и в процессе этого рассказа звучат разнообразные стихи.
Стихотворение звучит как задушевный рассказ. Это даже не рассказ, а как бы разговор с ребенком.
Взрослый должен постараться умело сочетать наблюдения реальной действительности и художественного чтения, одухотворяющее восприятие текущего момента. Так, например, он обращает внимание малыша на прозрачные капельки дождя, запах цветов или яркое солнышко, зеленеющею травку.
Уже в ранние годы в детях необходимо воспитывать чувство сопричастности со всем, что их окружает и в природе и в жизни.
Так взрослый сеет в душе ребенка «разумное, доброе, вечное». Это необходимо потому, что ранние годы детства являются благодатной «почвой» для воспитания всех высоких человеческих качеств.