Конференция.
Документы для скачивания
Организация психопрофилактической и просветительской поддержки семьи в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим был разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования( ФГОС ДО) . ФГОС ДО предусматривает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, среди которых требования к психолого- педагогическим условиям. В соответствии с ФГОС ДО одним из таких условий является взаимодействие с родителями( законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно- образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования( раздел I, п. 1. 4. , пп. 5) . Одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей( раздел I, п. 1. 6. , пп. 9) . Цель моей работы в ДОУ- это сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Задачи: • создать единое образовательное пространство; • проводить психолого- педагогическое просвещение родителей; • оказать психолого- педагогическую помощь родителям в осознании собственных семейных ресурсов, способствующих пре одолению внутрисемейных проблем. В моей работе основными направлениями и формами оказания поддержки семьи является психопрофилактика, просвещение, консультирование и диагностика. Психопрофилактика – это проведение комплекса мероприятий с участием семьи, направленных на предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей. Просвещение- ознакомление родителей с возрастными особенностями детей и условиями, обеспечивающими полноценное развитие и воспитание. Ребенок уходит домой и попадает в особую атмосферу семьи- там свои ценности, правила, идеи, неповторимый микроклимат. Детско- родительские, межличностные отношения, характер коммуникаций- все это влияет на развитие личности ребенка, его здоровье. Родители с рождения формируют детям стиль поведения, ценности, в семье закладываются качества личности. Когда семья действует как субъект образовательного процесса, равный партнер в развитии и воспитании своего ребенка, тогда мы, педагоги ДОУ, можем гарантировать обеспечение необходимых услуг для его развития. В рамках психопрофилактической и просветительской деятельности я использую эффективные формы взаимодействия с родителями: тренинги круглые столы родительские собрания акции к онсультации, направленные на повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста с учетом возрастных и физиологических особенностей. Фото( приложение 1) Если кто заинтересовался той или иной формой взаимодействия, информация есть в приложении. А я хочу остановиться на наиболее эффективной форм е- акции. В старшей группе «Солнечные лучики» проходила акция – Пода ри улыбку. Цель акции: проявление доброжелательности, доброты, дружелюбия по отношению к окружающим. Эта акция добра веселила и радовала как детей, так и взрослых. Завершением акции дети читали стихи, п ели песни, играли в подвижные игры. Все дети получили большой заряд положительных эмоций. После праздника каждому родителю, ребенку, сотруднику раздавались смайлики с улыбкой, сопровождаемые доброжелательными пожеланиями и шутками. Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и обр азовательный характер: * В перво м- предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии. * Во втором случае- ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений. Я провожу консультации на самые разные темы( приложение 2) , личные индивидуальные беседы. В приемных групп есть родительские уголоки, где отображена различная информация: об адаптации в детском саду( индивидуальная работу) , о возрастных особенностях детей, о речевом и физическом развитии детей. Опрос, анкетирование( приложение 3) показывает, что родители интересуются информацией в родительском уголке и поэтому информация регулярно обновляется. Наиболее эффективной информационно- просветительской формой работы я считаю создание персонального сайта в сети Интернет. Он предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада, о проводимых мероприятиях. М ой персональный сайт: http: / / slastilovamv. a 2 b 2. ru указан на страничке с айт а организации: http: / / ds13svirsk. ru) . Я считаю, что педагог должен повышать свой профессиональный уровень, самообразовыватьс я- это позволит использовать новые направления в работе как с детьми, так и с родителями. С октября 2017 го да, работая в должности педагог а- психолога я прошла курсы и получила удостоверения, которые указаны на слайде. ЧОУ ДПО" Байкальский Центр Образования" обучение работников образовательных организаций приемам оказания первой помощи. ( 18 ч) 28. 02. 18; АНОО ДПО Академия образования взрослых «Альтернатива» по дополнительной профессиональной программе « Педагогическая деятельность педагога- психолога по планированию образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»( 72 часа) с 01. 06. 2018г. по 15. 06. 2018г. При осуществлении психол огического просвещения я, совместно с педагогами, учитываю общекультурный и образовательный уровень родителей, возможности и опыт в воспитании детей( педагогический потенциал семьи) . Преимущества организации психопрофилактической и просветительской поддержки семьи в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО неоспоримы и многочисленны: – положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей – возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей. Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным. Убеждена, что моя деятельность, будет малоэффективна, без участия родителей. Важно развивать сотрудничество специалистов с родителями, создавать атмосферу психологической поддержки. Повышать уровень знаний о роли семьи и стиле семейного воспитания в развитии личности ребенка. Список используемой литературы: 2. Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб. , 2007 3. Венгер А. НЛ. Психологические рисуночные тесты. М. : ВЛАДОС- ПРЕСС 2006 4. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5- 7 лет. - М. : МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016 5. Веракса А. Н. , Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. - 2- е изд. , испр. - МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016 6. Данилина Т. А. , Зедгенидзе В. Я. , Степина Н. М. В мире детских эмоций. М. , 2006 7. Павлова Н. Н. , Руденко Л. Г. Экспресс- диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов- психологов детских образовательных учреждений. - М. : Генезис, 2008 18. Панфилова М. А. Игротерапия общения. М. 2008 8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога Учеб. п особие: В 2 кн. — 2- е изд. , перераб. и доп. — М. : Гума- нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста 9. Чиркова Т. И Психологическая служба в детском саду. - М. : Педагогическое общество России, 2001