мастер-класс для родителей: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»
Документы для скачивания
Цель: ознакомление родителей с опытом работы по использованию сказок для познавательного развития дошкольников; сплочение коллектива родителей.
Задачи:
-помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;
-познакомить родителей с пониманием артикуляционная гимнастика, её значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.
Предварительная работа:
-изготовление рисунков родителями и их детьми по сюжетам любимой сказки детей;
-беседа с детьми о сказках, какие существуют сказки;
материалы и оборудование
создание видеозаписей с ответами детей на вопрос: «что такое сказка?»
Ход мероприятия.
Актуальность: сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения-учить играя. И воспитывающая сила сказка огромна.
К сожалению, сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи слабоваты.
И сказка является отличным способом устранить все эти проблемы. Игра в сказку способствует активизации разных сторон речи детей:
Словаря
Грамматического строя речи
Диалогической и монологической формы речи
2.Приветствие.
И я хочу начать наш мастер класс по сказкам с игр.
«Отгадай название сказки»
Все участники по очереди бросают мяч друг другу и называют первый слог или слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, произносит полное название сказки: Сивка…….Конек…….Мороз……Гуси…….Красная……. «Отвечай одним словом»
Способ передвижения Бабы Яги- ступа
В сказках так называют лису – кумушка
Гордость Марьи красы – коса
Сестрица Иванушки – Аленушка
Его смерть была на конце иглы – Кощея
Фрукт, которым отравили царевну – яблоко и т.д.
«Перевертыши»
Расшифруй названия сказок и книг.
1.Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят»
2.Король под фасолью – «Принцесса на горошине»
- Собачья развалюха – «Кошкин дом»
- Утки индюшки – «Гуси – лебеди»
5.Одетый слуга – «Голый король»
6.Падающий деревянный генерал – «Стойкий оловянный солдатик»
7.Пес без босоножек – «Кот в сапогах»
8.Семь худушек – «Три толстяка»
9.Развалюха – «Теремок» и т.д.
Сказка поможет нам окунуться в мир сказок, в мир сбывающихся желаний, в мир добра.
Спустился вечер за окно,
Затушевал дневные краски,
Окутал город снежным сном,
Вновь наступило царство Сказки…
И мама, отложив заботы,
За сказкой время забывает,
И для нее, как в детства годы,
Волшебный мир вдруг оживает.
Сон убаюкал малыша,
Его отважная душа
Слилась с героем в славном царстве,
Волшебном, чудном государстве.
Уснул малыш. Но и во сне
Он примеряет на себе
Роль Золушки, Кота, Руслана,
Жизнь эльфов и царя Салтана.
Он в Сказке вырастет мудрей
И духом тверже и добрей.
Ведь тот, кто с детства Сказку любит, он в жизни злым уже не будет!
3.Обсуждение «Что такое сказка?». Воспитатель: сейчас я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос «Что же такое сказка?»Родители размышляют над вопросом.
А теперь послушайте размышления детей на поставленный вопрос.
Воспитатель показывает родителям видеоролик с размышлениями детей
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
Назовите героя сказки, который мог отправить телеграмму и дать объявление в газету. Вспомните, как называется литературное произведение.
Задание для первой команды:
- Спасите! Моих детей съел серый волк. (Коза. «Волк и семеро козлят»)
- Прибыть на праздник не смогу, от меня сбежали брюки (Грязнуля. «Мойдодыр»)
- Дорогие гости, помогите!
Паука — злодея зарубите! (Муха — цокотуха)
- Несу золотые яйца. Дорого! (Курочка Ряба)
- Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. «Приключения Буратино»)
- Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами («Гуси — лебеди»)
Задание для второй команды
- Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби
(Волк. «Лисичка сестричка и серый волк».)
- Пришлите, пожалуйста капли.
Мы лягушками нынче объелись
И у нас животы разболелись (Цапли. «Телефон»)
- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. («Айболит»).
- Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка. «Курочка Ряба»)
- Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину ( Старуха. » Сказка о золотой рыбке«).
- Отмою все! («Мойдодыр»)
А сейчас я предлагаю импровизацию сказки «Репка»
Желающие 8 человек-им раздаются роли.
«Снежинки»
Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки…. (пауза – поглаживание детей). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.
Дорогие родители, сказка – золотой ключик, открывающий потайную дверцу в волшебную страну детства и помогающий нам лучше узнать внутренний мир ребёнка и говорить с ним на одном языке. Надеюсь, что какие-то из моих советов помогут вам и вашим детям вместе, взявшись за руки, отправится в удивительное путешествие в тот край, где живут феи, гномы, волшебники, где возможно всё и сбываются самые невероятные мечты.
Русские народные сказки:
Царевна-лягушка
Василиса Прекрасная
По щучьему веленью
Марья Моревна
Молодильные яблоки
Сивка-Бурка
Финист - Ясный сокол
Белая уточка
Иван-царевич и Серый волк
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Сказки народов мира
Рукавичка (украинская народная сказка)
Коза-дереза (украинская народная сказка)
Два жадных медвежонка (венгерская народная сказка)
Упрямые козы (узбекская народная сказка)
У солнышка в гостях (словацкая народная сказка)
Лиса-нянька (финская народная сказка)
Храбрец-молодец (болгарская народная сказка)
Пых (белорусская народная сказка)
Лесной мишка и проказница мышка (латышская народная сказка)
Петух и лиса (шотландская народная сказка)
Мышь, сверчок и кот (албанская народная сказка)
Кузнец и гномы (голландская народная сказка)
Сказки русских писателей для детей 3-4 лет
Александрова Г. - Домовенок Кузя
Гаршин В. - Лягушка-путешественница
Ершов П. - Конек-Горбунок
Журавлева Е. - Фунтик
Иванов А. - Приключения Хомы и Суслика
Катаев В. - Дудочка и кувшинчик, Цветик-семицветик
Козлов С. Ежик в тумане, Трям,здравствуйте!, В сладком морковном лесу, Удивительная бочка, Солнечный зайчик, Как львенок и черепаха пели песню
Курляндский А. - Приключения блудного попугая
Лебедева Г. - Как Маша поссорилась с подушкой, Приключения огуречной лошадки
Румянцева И. Про маленького поросенка Плюха
Мамин-Сибиряк Д. - Серая Шейка, Аленушкины сказки
Маршак С. Кошкин дом, Усатый-полосатый, Сказка о глупом мышонке, Двенадцать месяцев
Одоевский Ф. - Мороз Иванович
Остер Г. 38 попугаев, Котенок по имени Гав
Пантелеев Л. - Две лягушки
Пастернак Е. Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире
Пляцковский М. - Большая пиратская книга, Дневник кузнечика Кузи
Пушкин А.- Сказка о царе Салтане, Золотая рыбка, Золотой петушок
Толстой Л. - Как мужик гусей делил, Два брата
Усачев А. Лунные кошки, Оранжевый верблюд
Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья, Дядя Федор, пес и кот, Каникулы в Простоквашино, Зима в Простоквашино, Про Веру и Анфису
Цыферов Г. - Паровозик из Ромашково, Как Лягушонок искал папу, Маленький великанчик, Про слонёнка и медвежонка, Пароходик
Чарская Л. Сказки голубой феи.
Сказки зарубежных писателей для детей 3-4 лет
Андерсен Г. X. - Дикие лебеди, Гадкий утенок, Дюймовочка, Свинопас, Принцесса на горошине. Несмотря на то, что в списках сказок для детей 3-4 лет часто фигурируют и другие сказки Андерсена - Огниво, Стойкий оловянный солдатик, Русалочка, Рапунцель, Новое платье короля и Снежная королева - детям 3-4 лет они могут оказаться слишком сложными для восприятия или даже пугающими, поэтому, знакомство с полными версиями этих сказок лучше отложить, пока ребенку не исполнится 5-6 лет. А если не терпится познакомить ребенка с любимыми зарубежными сказками, можно прочитать адаптированные для 3-4 лет варианты, которые печатаются в сокращенном варианте в сборниках зарубежных сказок.
Балинт А. - Гном Гномыч и Изюмка, На острове стрекоз
Братья Гримм - Госпожа Метелица, Бременские музыканты, Горшочек каши, Храбрый портняжка, Белоснежка и семь гномов, Белоснежка и Краснозорька
Гауф В. - Карлик Нос, Маленький Мук
Дональдсон Д. - Груффало
Жутауте Л. - Тося-Бося и гном Чистюля
Линдгрен А. - Принцесса, которая не хотела играть в куклы
Муур Л. - Крошка Енот
Перро Ш. - Кот в сапогах, Красная Шапочка, Золушка, Спящая красавица, Мальчик-с-пальчик
Прейсен А. - Про козленка, который умел считать до десяти
Поттер Б. - Ухти-Тухти
Смолман С. - Утиная каша
Тайц Я. - Дед Мороз
Топелиус С. - Зимняя сказка
Юрье Ж. - Жили-были кролики
Янчарский Ч. - Приключения Мишки-Ушастика