a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

мастер-класс для родителей: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»

Автор: Епанчинцева Ирина Васильевна Опубликовано: 2019-12-05 07:37:53

Документы для скачивания

Цель: ознакомление родителей с опытом работы по использованию сказок для познавательного развития дошкольников; сплочение коллектива родителей.

Задачи:

-помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;

-познакомить родителей с пониманием артикуляционная гимнастика, её значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома.

Предварительная работа:

-изготовление рисунков родителями и их детьми по сюжетам любимой сказки детей;

-беседа с детьми о сказках, какие существуют сказки;

материалы и оборудование

создание видеозаписей с ответами детей на вопрос: «что такое сказка?»

 Ход мероприятия.

Актуальность: сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения-учить играя. И воспитывающая сила сказка огромна.

К сожалению, сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи слабоваты.

И сказка является отличным способом устранить все эти проблемы. Игра в сказку способствует активизации разных сторон речи детей:

Словаря

Грамматического строя речи

Диалогической и монологической формы речи

2.Приветствие.

И я хочу начать наш мастер класс по сказкам с игр.

«Отгадай название сказки»

Все участники по очереди бросают мяч друг другу и называют первый слог или слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, произносит полное название сказки:  Сивка…….Конек…….Мороз……Гуси…….Красная……. «Отвечай одним словом»

Способ передвижения Бабы Яги- ступа

В сказках так называют лису – кумушка

Гордость Марьи красы – коса

Сестрица Иванушки – Аленушка

Его смерть была на конце иглы – Кощея

Фрукт, которым отравили царевну – яблоко и т.д.

«Перевертыши»

Расшифруй названия сказок и книг.

1.Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят»

2.Король под фасолью – «Принцесса на горошине»

  1. Собачья развалюха – «Кошкин дом»
  2. Утки индюшки – «Гуси – лебеди»

5.Одетый слуга – «Голый король»

6.Падающий деревянный генерал – «Стойкий оловянный солдатик»

7.Пес без босоножек – «Кот в сапогах»

8.Семь худушек – «Три толстяка»

9.Развалюха – «Теремок» и т.д.

Сказка  поможет нам окунуться в мир сказок, в мир сбывающихся желаний, в мир добра.

Спустился вечер за окно,

Затушевал дневные краски,

Окутал город снежным сном,

Вновь наступило царство Сказки…

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит, он в жизни злым уже не будет!

3.Обсуждение «Что такое сказка?». Воспитатель: сейчас я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос «Что же такое сказка?»Родители размышляют над вопросом.

А теперь послушайте размышления детей на поставленный вопрос.

Воспитатель показывает родителям видеоролик с размышлениями детей

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое пред­назначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.

         Назовите героя сказки, который мог отправить телеграмму и дать объявление в газету. Вспомните, как называется литературное произведение.

Задание для первой команды:

  • Спасите! Моих детей съел серый волк. (Коза. «Волк и семеро козлят»)
  • Прибыть на праздник не смогу, от меня сбежали брюки (Грязнуля. «Мойдодыр»)
  • Дорогие гости, помогите!

Паука — злодея зарубите! (Муха — цокотуха)

  • Несу золотые яйца. Дорого! (Курочка Ряба)
  • Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино. «Приключения Буратино»)
  • Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами («Гуси — лебеди»)

Задание для второй команды

  • Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби

(Волк. «Лисичка сестричка и серый волк».)

  • Пришлите, пожалуйста капли.

Мы лягушками нынче объелись

И у нас животы разболелись (Цапли. «Телефон»)

  • Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. («Айболит»).
  • Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка. «Курочка Ряба»)
  • Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину ( Старуха. » Сказка о золотой рыбке«).
  • Отмою все! («Мойдодыр»)

А сейчас я предлагаю импровизацию сказки «Репка»

Желающие 8 человек-им раздаются роли.

«Снежинки» 

Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки…. (пауза – поглаживание детей). Вам хорошо, приятно. Но вот пришла пора возвращаться в эту комнату. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза, улыбнитесь ласковому ветерку и друг другу.

Дорогие родители, сказка – золотой ключик, открывающий потайную дверцу в волшебную страну детства и помогающий нам лучше узнать внутренний мир ребёнка и говорить с ним на одном языке. Надеюсь, что какие-то из моих советов помогут вам и вашим детям вместе, взявшись за руки, отправится в удивительное путешествие в тот край, где живут феи, гномы, волшебники, где возможно всё и сбываются самые невероятные мечты.

 Русские народные сказки:

Царевна-лягушка

Василиса Прекрасная

По щучьему веленью

Марья Моревна

Молодильные яблоки

Сивка-Бурка

Финист - Ясный сокол

Белая уточка

Иван-царевич и Серый волк

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Сказки народов мира

Рукавичка (украинская народная сказка)

Коза-дереза (украинская народная сказка)

Два жадных медвежонка (венгерская народная сказка)

Упрямые козы (узбекская народная сказка)

У солнышка в гостях (словацкая народная сказка)

Лиса-нянька (финская народная сказка)

Храбрец-молодец (болгарская народная сказка)

Пых (белорусская народная сказка)

Лесной мишка и проказница мышка (латышская народная сказка)

Петух и лиса (шотландская народная сказка)

Мышь, сверчок и кот (албанская народная сказка)

Кузнец и гномы (голландская народная сказка)

Сказки русских писателей для детей 3-4 лет

 

Александрова Г. - Домовенок Кузя

Гаршин В. - Лягушка-путешественница

Ершов П. - Конек-Горбунок

Журавлева Е. - Фунтик

Иванов А. - Приключения Хомы и Суслика

Катаев В. - Дудочка и кувшинчик, Цветик-семицветик

Козлов С. Ежик в тумане, Трям,здравствуйте!, В сладком морковном лесу, Удивительная бочка, Солнечный зайчик, Как львенок и черепаха пели песню

Курляндский А. - Приключения блудного попугая

Лебедева Г. - Как Маша поссорилась с подушкой, Приключения огуречной лошадки

Румянцева И. Про маленького поросенка Плюха

Мамин-Сибиряк Д. - Серая Шейка, Аленушкины сказки

Маршак С. Кошкин дом, Усатый-полосатый, Сказка о глупом мышонке, Двенадцать месяцев

Одоевский Ф. - Мороз Иванович

Остер Г. 38 попугаев, Котенок по имени Гав

Пантелеев Л. - Две лягушки

Пастернак Е. Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире

Пляцковский М. - Большая пиратская книга, Дневник кузнечика Кузи

Пушкин А.- Сказка о царе Салтане, Золотая рыбка, Золотой петушок

Толстой Л. - Как мужик гусей делил, Два брата

Усачев А. Лунные кошки, Оранжевый верблюд

Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья, Дядя Федор, пес и кот, Каникулы в Простоквашино, Зима в Простоквашино, Про Веру и Анфису

Цыферов Г. - Паровозик из Ромашково, Как Лягушонок искал папу, Маленький великанчик, Про слонёнка и медвежонка, Пароходик

Чарская Л. Сказки голубой феи.

 

Сказки зарубежных писателей для детей 3-4 лет

Андерсен Г. X. - Дикие лебеди, Гадкий утенок, Дюймовочка, Свинопас, Принцесса на горошине. Несмотря на то, что в списках сказок для детей 3-4 лет часто фигурируют и другие сказки Андерсена - Огниво, Стойкий оловянный солдатик, Русалочка, Рапунцель, Новое платье короля и Снежная королева - детям 3-4 лет они могут оказаться слишком сложными для восприятия или даже пугающими, поэтому, знакомство с полными версиями этих сказок лучше отложить, пока ребенку не исполнится 5-6 лет. А если не терпится познакомить ребенка с любимыми зарубежными сказками, можно прочитать адаптированные для 3-4 лет варианты, которые печатаются в сокращенном варианте в сборниках зарубежных сказок.

Балинт А. - Гном Гномыч и Изюмка, На острове стрекоз

Братья Гримм - Госпожа Метелица, Бременские музыканты, Горшочек каши, Храбрый портняжка, Белоснежка и семь гномов, Белоснежка и Краснозорька

Гауф В. - Карлик Нос, Маленький Мук

Дональдсон Д. - Груффало

Жутауте Л. - Тося-Бося и гном Чистюля

Линдгрен А. - Принцесса, которая не хотела играть в куклы

Муур Л. - Крошка Енот

Перро Ш. - Кот в сапогах, Красная Шапочка, Золушка, Спящая красавица, Мальчик-с-пальчик  

Прейсен А. - Про козленка, который умел считать до десяти

Поттер Б. - Ухти-Тухти

Смолман С. - Утиная каша

Тайц Я. - Дед Мороз

Топелиус С. - Зимняя сказка

Юрье Ж. - Жили-были кролики

Янчарский Ч. - Приключения Мишки-Ушастика

 

 

Оставить комментарий: