a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад на тему "Проблемы подбора репертуара для ученика-аккордеониста"

Автор: Долганина Елена Викторовна Опубликовано: 2019-12-05 19:00:41

Проблемы подбора репертуара

для ученика-аккордеониста

Содержание

Вступление. Музыкальный инструмент как средство развития способностей ребенка

  1. Индивидуальный план учащегося.
  2. Основные принципы     подбора     учебно-педагогического    и концертного репертуара для учащихся в классе  аккордеона

Заключение.

Вступление.

Музыкальный инструмент  как средство развития способностей

ребенка

Когда ученик поступает в муз школу, перед преподавателем становится очень сложная задача – приобщить ребенка к миру музыки, развить его способности. И, конечно же, здесь музыкальный инструмент является основным «воспитательным и образовательным средством», при помощи которого реально можно активизировать процесс развития ребенка. Родители, приводя своего ребенка в музыкальную школу, как правило, однобоко понимают смысл занятий музыкой. И, если у ребенка не совсем блестящие успехи, они зачастую прекращают посещать занятия. Но давно замечено, что реальная польза от занятий музыкой на инструменте лежит не только в музыкальной плоскости. Занимаясь на музыкальном инструменте, ребенок приобретает три важных качества, позволяющих ему совершенствовать свои функциональные возможности – концентрация внимания, координация движений и чувство собственной значимости (вера в свои силы).

 

  • Концентрация внимания. Занятия на аккордеоне требуют тотальной концентрации внимания. Ребенок учится читать сразу две строчки нотного стана, при этом процессе задействованы одновременно органы слуха, зрения, мышцы обеих рук, спины и, практически, все пальцы. Мозг должен выдавать отдельные команды каждому органу и следить за тем, чтобы все эти команды выполнялись одновременно. Никакая другая деятельность не позволит ребенку тренировать все эти навыки одновременно в таком конструктивном русле.
  • Координация движений. Занятия на инструменте развивают также координацию между умом и мышцами, которая впоследствии переносится на многие процессы повседневной деятельности. Улучшается координация зрения и движений рук, активизируется работа, как левого, так и правого полушария головного мозга, что в конечном итоге приводит к тому, что ребенок занимает более активную жизненную позицию и с интересом занимается многими другими видами деятельности, в зависимости от своих интересов и наклонностей.

 Чувство собственной значимости. В конце концов, занятиями музыкой можно воспитать у детей чувство собственной значимости и уверенности в себе. Развитие концентрации внимания и координации движений приводит к тому, что ребенок начинает выполнять задачи на высоком уровне трудности, что является очень полезным, так как это позволяет ребенку прочувствовать моральное удовлетворение от осознания того, что у него все получилось. И на этой основе у ребенка возникает чувство уверенности в себе и самоуважения. И, следовательно, у него будет устойчивый мотив стремится к новым открытиям.

  1. Индивидуальный план учащегося.

В организации учебного процесса очень важное место занимает выбор материала, на котором собственно происходит обучение. Правильно подобранный учебный и концертный репертуар - основа успешного обучения и воспитания аккордеониста, залог будущего педагогического успеха. При этом музыкальные произведения, предназначенные для разучивания в классе аккордеона, должны положительно влиять на эмоциональную и психологическую конструкцию учащегося, формировать его лучшие личностные качества: доброту, трудолюбие, самостоятельность, ответственность и т.д. Поэтому, составление «индивидуальных планов» учащихся принадлежит к числу ответственейших и серьезнейших сторон педагогической деятельности и требует постоянной тщательной работы педагога над собой. Для целесообразного выбора репертуара педагог должен уметь наметить направления работы с учеником, научиться разбираться в трудностях

 

произведений для того или иного уровня сложности, постоянно работать над актуализацией своих знаний в области нотной  литературы. Полугодовой индивидуальный план учащегося рекомендуется составлять по следующим направлениям:

  • инструктивный материал (гаммы, арпеджио, упражнения, этюды).
  • новый художественный   репертуар   для    детального   изучения   в соответствии с программными требованиями.
  • пьесы для игры в ансамбле.
  • пьесы для самостоятельного изучения.
  • пьесы для эскизного изучения (для ознакомления).
  • репертуар для повторения из числа ранее выученных пьес.
  • легкий материал    для     развития    навыков    чтения     с     листа, транспонирования, игры по слуху, импровизации.

 

  1. Принципы подбора учебного и концертного репертуара для учащихся

     в классе  аккордеона.

Рекомендую при составлении репертуарного плана учащегося учитывать следующие моменты:

  1. Соответствие возрастным особенностям ученика.
    • в техническом отношении;
    • образ доступный для понимания;

Если нарушен этот принцип – ученику достаются или слишком сложные задания или наоборот слишком легкие. В первом случае будет иметь место так называемое «натаскивание», когда преподаватель будет добиваться результата путем зубрежки, многократного повторения. Во втором случае прогресс в развитии способностей ученика будет минимальным. В обоих случаях будет упущено драгоценное учебное время для развития музыкальных способностей. Педагог должен руководствоваться принципами последовательности и постепенного усложнения программы. Критерием правильности выбора репертуара здесь может быть выбор некой тестовой пьесы, изучение которой может показать готов ли ученик играть более сложные пьесы или еще нет. Такая пьеса должна содержать некоторые технические трудности для конкретного ученика и нести яркий понятный для него образ. Если ученик с ней справился и достаточно точно передает образ пьесы, а технические трудности при этом не заметны, то можно смело двигаться дальше и выбирать для обучения пьесы более сложные. Если технические трудности не позволяют ученику сыграть выразительно, не нужно спешить усложнять репертуар, а лучше его расширить и продолжать закреплять приобретённые навыки на аналогичных пьесах, инструктивном материале.

  1. Педагогическая целесообразность - преподаватель должен четко знать что именно изучение выбранной пьесы даст ученику: это может быть – развитие музыкального мышления, памяти; овладение какими-то определенными видами техники, штрихами, средствами музыкальной выразительности, выработка правильного меховедения и звукоизвлечения, коррекция неправильной постановки рук, воспитание определенных личностных качеств. Поэтому, преподаватель хорошо изучает учащегося и проводит педагогический анализ с целью определить:
    • природные данные   учащегося:   эмоциональная  отзывчивость   на музыку, координация движений, технические задатки;
    • степень владения инструментом: какими техническими навыками он обладает, и какие виды техники развиты у него в меньшей степени.
    • кругозор, эрудицию учащегося, его интеллектуальные возможности.

Все это придает обучению системность, музыкальный материал подбирается по принципу постепенного усложнения, создаются условия для параллельного развития и исполнительских навыков учащегося, и его музыкального мышления.

  1. Аппликатурные решения. Прежде чем предложить пьесу ученику, преподаватель должен указать в ней точную аппликатуру, которая актуальна для конкретного ученика. Правильная аппликатура не только облегчит ученику задачу воплощения художественного замысла композитора, передачи характера исполняемого произведения, но и позволит решить многие технологические вопросы, касающиеся постановки рук, снятия зажатия игрового аппарата, хорошей ориентации на клавиатурах. Также требование преподавателем выполнять аппликатурные указания воспитывает у начинающего аккордеониста те качества, о важности которых говорилось во вступлении к этой статье: концентрация внимания, координация движений. Требуя соблюдать указанную аппликатуру, преподаватель сразу определяет была попытка учеником выполнить домашнее задание или нет. А эта информация дает педагогу ответы на многие вопросы, относящиеся к организации совместной педагогической работы в классе с учащимся.
  1. Учитывать при выборе репертуара конструкцию аккордеона, на котором ученик будет выполнять домашние задания.

Художественная ценность музыкального материала. Известно, что качество музыкального материала, на котором происходит обучение аккордеониста, оказывает сильное воздействие на формирование у детей вкуса, опыта музыкального восприятия. Поэтому обучение должно быть основано на высокохудожественных образцах музыкального репертуара, независимо от его сложности. Соблюдение этого принципа будет способствовать быстрому накоплению репертуара учащегося практически с самого начала обучения. Поскольку в старших классах будет целесообразно исполнять не сложные пьесы, выученные на начальном этапе обучения, если они имеют художественную ценность, несут яркий образ.

     5.Разнообразие стилей, жанров и форм.

 Знакомство ученика с произведениями различных стилей и эпох является педагогически оправданным, и в будущем позволит музыканту-исполнителю выработать собственный индивидуальный исполнительский стиль игры, выражающийся как в интерпретации музыки на инструменте, так и в отношении к ней, расширить музыкальный интеллект и реализовать индивидуальные исполнительские возможности, определиться в собственном стиле и манере исполнения.

  1. Индивидуальный подход. При выборе репертуара необходимо учитывать не только музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. В приложении 1

 

 представлена информация о том, как изучают музыкальные произведения учащиеся разных типов темперамента. Также, следует поддерживать желание ученика играть то или иное произведение, если оно соответствует уровню его музыкального развития и техническим возможностям. Если же не соответствует, то учитель должен уметь сделать облегченное переложение пьесы для данного ученика. Ведь стремление ученика сыграть какое-то произведение, можно объяснить тем, что оно отвечает его психологическому и эмоциональному состоянию. Поэтому, предоставить свободу выбора ребенку нужно.

Заключение

Обучение детей музыке – сложный и многогранный процесс и проблема выбора репертуара играет в нем огромную роль. Умело составленный в соответствии с перечисленными принципами репертуар станет важнейшим фактором в воспитании ученика-баяниста, приведет к тому, что занятие музыкой на инструменте станет любимым занятием ребенка. Тем самым, преподаватель создаст благоприятные условия для разностороннего развития личности учащегося.

Как изучают музыкальные произведения учащиеся, относящиеся к различным типам темперамента.

 Сангвинический темперамент. Учащийся сангвинического темперамента очень отзывчив, легко реагирует на все окружающее. Во время изучения произведения он быстро увлекается им, но также быстро охладевает. Увлекшись произведением, он пытается овладеть им, так сказать, " с налета". Но после первой же неудачи, если, к примеру, пьеса не получается сразу, с первого же дня, оставляет работу, хотя произведение ему нравится.

 Холерический темперамент. Учащийся холерического темперамента также быстро на все реагирует, чувства его легко возбуждаются. Однако в отличие от сангвиника возбуждаемость холерика стойкая. Учащийся такого темперамента энергичен, деятелен, смело берется за разбор произведения, и, несмотря на трудности, любит довести дело до конца. Отрицательной чертой таких учащихся является то, что он с одинаковым успехом может увлекаться как хорошим, так и плохим. Он бывает упрям, резок.

 Меланхолический      темперамент.      Учащийся          меланхолического темперамента склонен к размышлениям, к анализу своих переживаний, реагирует на все медленно, зато возбуждение его глубокое. Он в большинстве случаев вдумчив и чуток. К таким ученикам надо относиться особенно внимательно, ибо они могу быть застенчивы, замкнуты, малоактивны.

 Флегматический темперамент присущ людям, которые ведут себя спокойно, ровно, мало живут чувством, слабо и пассивно реагируют на окружающее. Обычно они сонны, вялы. Баянист – флегматик вначале может отнестись к произведению без внешнего энтузиазма, разбираясь в нем без увлечения, однако то, что сделает, сделает очень добросовестно и обстоятельно.

 

 

 

 

Оставить комментарий: