a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Индивидуализация образовательного процесса в художественно-эстетической деятельности

Автор: Таричева Наталья Владимировна Опубликовано: 2019-12-08 14:59:05

Документы для скачивания

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации". Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие, в частности развитие разносторонних музыкальных способностей.
 Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона развития  ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.       Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: исполнительская деятельность, восприятие музыки, выступление на праздниках, народное творчество - всё это пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало и возможность самореализации.

Индивидуализация образовательного процесса помогает развить «личность, способную к самоопределению и самореализации".

 

Что обозначает слово «индивидуализация»?

  1. Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия.                ( Энциклопедический словарь.)
  2. Индивидуализация - это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности.

                                                                            ( Л.В.Михайлова- Свирская)

Если мы обратимся к «Основным принципам дошкольного образования», то можем заметить:

 

1)   полноценное  проживание  ребенком  всех    периодов  детства    (младенческого,       раннего    и   дошкольного  возраста),     обогащение       детского  развития;  

2) построение        образовательной        деятельности       на  основе     индивидуальных          особенностей       каждого   ребенка,     при   котором      сам    ребенок     становится 

 активным  в  выборе  содержания  своего  образования,  становится       субъектом       образования;

3) содействие  и  сотрудничество  детей  и  взрослых,  признание       ребенка       полноценным         участником   образовательных отношений; 

 4)  поддержка  инициативы  детей  в  различных  видах  деятельности. 

Все эти подпункты можно объединить одним словом «индивидуализация».

 

Составными частями индивидуализации являются:

1) составление индивидуального образовательного маршрута  для ребёнка;

2) развивающая предметно-пространственная среда.

 

Индивидуализация образования по модели «Лесенка Успеха».

I ступенька – узнавание ребёнком новой деятельности (роль педагога «артист») задача педагога - заинтересовать;

II ступенька – воспроизведение ребёнком деятельности под непосредственным руководством взрослого (роль педагога «вкусный» собеседник) термин, в психологии обозначает приятие собеседника, доверие ему;

III ступенька - самостоятельное выполнение ребёнком деятельности ( роль взрослого «дирижёр», «режиссёр») создание условий для его самореализации через вовлечение в творческую  музыкальную, танцевальную, театрализованную деятельность.             

IV ступенька – творческое исполнение ребёнком освоенной деятельности (роль «очарованного зрителя»)

 

Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

По своей природе музыкальное искусство наиболее близко детской  игре. Музыкальное занятие, составленное в соответствии с психологическими особенностями дошкольного возраста, удовлетворяет  потребность ребёнка в творческой самореализации и художественно-эстетическом развитии. Вовлечение детей в разнообразную музыкальную деятельность, помогает им преодолевать робость, неуверенность в себе, стеснительность, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, инициативности и самостоятельности.      

 Музыкальные занятия  дают уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут.

Участвуя в различных постановках, дети через художественный образ, музыку, костюм, декорации познают окружающий мир. 

Детям доставляет радость и процесс подготовки к праздникам, и, конечно, само выступление.

Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Литература:

  1. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников. Дошкольное воспитание. — 2008. — № 6. — С.57–67.
  2. Григорович Л. А. Развитие творческого воображения. — М.,2007.-175 с.
  3. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников. Дошкольное воспитание. — 2009.-№ 1

 

Оставить комментарий: