Индивидуализация образовательного процесса в художественно-эстетической деятельности
Документы для скачивания
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации". Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие, в частности развитие разносторонних музыкальных способностей.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: исполнительская деятельность, восприятие музыки, выступление на праздниках, народное творчество - всё это пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало и возможность самореализации.
Индивидуализация образовательного процесса помогает развить «личность, способную к самоопределению и самореализации".
Что обозначает слово «индивидуализация»?
- Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. ( Энциклопедический словарь.)
- Индивидуализация - это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности.
( Л.В.Михайлова- Свирская)
Если мы обратимся к «Основным принципам дошкольного образования», то можем заметить:
1) полноценное проживание ребенком всех периодов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Все эти подпункты можно объединить одним словом «индивидуализация».
Составными частями индивидуализации являются:
1) составление индивидуального образовательного маршрута для ребёнка;
2) развивающая предметно-пространственная среда.
Индивидуализация образования по модели «Лесенка Успеха».
I ступенька – узнавание ребёнком новой деятельности (роль педагога «артист») задача педагога - заинтересовать;
II ступенька – воспроизведение ребёнком деятельности под непосредственным руководством взрослого (роль педагога «вкусный» собеседник) термин, в психологии обозначает приятие собеседника, доверие ему;
III ступенька - самостоятельное выполнение ребёнком деятельности ( роль взрослого «дирижёр», «режиссёр») создание условий для его самореализации через вовлечение в творческую музыкальную, танцевальную, театрализованную деятельность.
IV ступенька – творческое исполнение ребёнком освоенной деятельности (роль «очарованного зрителя»)
Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
По своей природе музыкальное искусство наиболее близко детской игре. Музыкальное занятие, составленное в соответствии с психологическими особенностями дошкольного возраста, удовлетворяет потребность ребёнка в творческой самореализации и художественно-эстетическом развитии. Вовлечение детей в разнообразную музыкальную деятельность, помогает им преодолевать робость, неуверенность в себе, стеснительность, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, инициативности и самостоятельности.
Музыкальные занятия дают уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут.
Участвуя в различных постановках, дети через художественный образ, музыку, костюм, декорации познают окружающий мир.
Детям доставляет радость и процесс подготовки к праздникам, и, конечно, само выступление.
Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.
Литература:
- Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников. Дошкольное воспитание. — 2008. — № 6. — С.57–67.
- Григорович Л. А. Развитие творческого воображения. — М.,2007.-175 с.
- Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников. Дошкольное воспитание. — 2009.-№ 1