Лекция "Поддержка индивидуальности и инициативы воспитанников "
Поддержка индивидуальности и инициативы воспитанников (слайд 1)
C 1 января 2014г. вступил в силу приказ Министерства образования науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Изучив данный стандарт, я отметила, что большое внимание уделено развитию индивидуализации и инициативности дошкольников. Это отражено в следующих пунктах: 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Это и обогащение детского развития, и построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования п. 3.2.5. - раскрыты условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей.
Хочется отметить п. 3.2.5. ФГОС ДО, в котором определены условия для поддержки индивидуальности и инициативы детей: (слайд2)
-создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
-принятия самостоятельных решений детьми;
-выражения своих чувств и мыслей;
-поддержка детской инициативы и самостоятельности.
Изучая проблему индивидуализации и инициативности детей дошкольного возраста, я ставлю перед собой определенные задачи: (слайд 3)
-создание условий для самостоятельного выбора вида деятельности (изобразительная, игровая, музыкальная, конструирование из различных материалов и др.) детей дошкольного возраста во всестороннем развитии;
-развитие социально – личностных качеств у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, используя разнообразные формы (НОД, праздники, развлечения, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей);
-развитие интересов, способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи во всестороннем развитии.
Умение ребенка организовать самостоятельную деятельность раскрывается в комплексе организационных (или общих) и специальных умений. Организационные умения имеют широкую сферу применения, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на умение ребенка определить цель своей деятельности, спланировать, реализовать намеченное, умение осуществить самоконтроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве образуют способ выполнения деятельности.
Наблюдение за детьми в самостоятельной деятельности и каждодневная работа с ними показала, что в процессе занятий, я учу детей ставить перед собой цель, спланировать, и выполнить свои действия. Но сформированные специальные умения большей частью не переносятся детьми в самостоятельную деятельность. В свободное от занятий время деятельность большинства дошкольников отличается бедностью содержания и малой результативностью. Активность детей часто выражается в отдельных бесцельных действиях (таких как беспорядочный бег по группе). Подражая друг другу, или реагируя на шум, крики, дети легко «отходят» от первоначальной цели, переключаются с одной деятельности на другую, не завершая начатого.
Я стараюсь направить детей на расширение у них необходимых знаний, актуализацию их личного опыта, создание положительного эмоционального настроя на побуждение к занятиям различными видами деятельности. Для решения этих задач я использую следующие методы: (слайд 4)
1.Словесный: беседы, рассказ, наводящие вопросы, художественное слово.
2.Зрительный (младший возраст-показ картинки и иллюстрации, игрушки; старший возраст-показ репродукции картины, фотоальбомов, показ портретов художников, писателей).
Продумываю центры развития (слайд 5) (Центр музыки, «Здоровейка», «Маленький художник» и др.): какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центре; какие материалы можно предложить детям, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра. Внимания требует подготовка материалов для центров развития: материалы обновляю каждую неделю в соответствии с тематикой недели. Организацию развивающей предметно-пространственной среды я осуществляю в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
(слайд 6) В течение дня ребенок самостоятельно использует дидактические игры, при необходимости с помощью воспитателя, рассматривает картинки, книги, устраивает сюжетно-ролевые игры, самостоятельно играет на детских музыкальных инструментах, организует театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной деятельности детей являются дидактические игры и пособия. Они обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию. Педагогическая ценность дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В соответствии с темой недели, я мотивирую детей на деятельность: для детей младшего возраста задаю игровую ситуацию (Зайчик заболел…); для старшего дошкольного возраста-проблемную ситуацию (Скоро новогодние праздники…).
(слайд 7) Активно участвую в процессе обучения детей на музыкальных занятиях. Например, в младших группах пою вместе с детьми(не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оцениваю исполнение уже выученного произведения.
Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность развивать и поддерживать инициативность и индивидуальность каждого из них.