Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Теремок для зверей» (с использованием Блоков Дьенеша) для детей II младшей группы «Капелька»
Цель: продолжать формировать умение выявлять свойства предметов, называть их, обозначать и обобщать, группировать по основным признакам (форма, цвет, размер).
Задачи: Развивающие: систематизировать и расширять знания детей о свойствах предметов, развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, наблюдательность, память, конструктивные умения. Развивать умение взаимодействовать с воспитателем, сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к труду, вызвать чувство радости при удавшийся постройки, создавать положительную атмосферу помощи, тем, кто в ней нуждается, учить сотрудничать со сверстниками и взрослым, активизировать словарь «волшебными» словами: спасибо, пожалуйста, большое спасибо.
Обучающие: сформировать умение строить теремок, используя план – схему, закрепить знание основных цветов, форм «треугольник», «квадрат», «круг», «прямоугольник», обогащать речь детей словами – антонимами: большой – маленький.
Оборудование и материалы: Демонстрационные материалы: фигурки животных - героев сказки «Теремок», коробка с блоками Дьенеша с «замком», рюкзак, обручи, гимнастические палки, воздушный шар для зверей, план – схема «Теремок», блоки Дьенеша, обозначенные на схеме, декорации «Лес».
Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша, чтение сказки «Теремок».
Планируемый результат: Дети проявляют умение выявлять свойства предметов, называть их, обозначать и обобщать, группировать по основным признакам.
В ходе организации совместной непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской деятельности прослеживается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, конструктивной, чтения (восприятие литературного произведения).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Затем обращает внимание детей на фигурки животных, которые стоят на стол.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам еще пришли маленькие гости. Давайте поздороваемся с ними и пригласим в группу. Скажем: «Здравствуйте, зверушки, проходите, пожалуйста!» Из какой сказки пришли к нам гости?
Дети: Из сказки «Теремок».
Воспитатель: Правильно. Герои сказки «Теремок», но что-то они какие-то не веселые. Сегодня в программе «Новости» показали, что деревянный Теремок, который звери построили много лет назад, развалился!
Воспитатель: Решили зверушки соорудить новый дом, и даже заказали по почте новые строительные материалы из пластмассы. А работать с ними пока не умеют.
Воспитатель: Давайте поможем нашим зверушкам. Но сначала подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Теремок».
(Воспитатель проговаривает слова и показывает движения рук)
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И цветок в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – "бутончик цветка")
Игра «Хитрый замок»
(Стук в дверь)
Воспитатель (приоткрывает дверь): Извините, но мы сейчас заняты. Посылка? Хорошо, спасибо (вносит коробку).
Смотрите, по почте пришла посылка. Написано: «Для строителей Теремка»!
Но на ней какой-то хитрый замок. Присаживайтесь к столу.
Давайте попробуем его открыть. По-моему, какая-то из фигур здесь лишняя...
(Условие: Четыре фигуры приклеены на замок. Три маленьких и одна большая).
А почему вы думаете, что эта фигура лишняя?
Дети поясняют свой выбор. Воспитатель открывает коробку.
Дети смотрят, что за строительный материал в коробке.
Воспитатель: Какой строительный материал купили гости? Кто знает, что это?
Да, эти фигуры называются «Блоки Дьенеша».
Давайте переложим наши блоки в рюкзак, чтобы было удобно их носить с собой.
Игра «Чудесный мешочек»
Наши гости не знают, как называется каждый из блоков, и не могут определить, какой нужно взять для строительства. Но мы-то с вами знаем!
Давайте научим зверей называть их правильно.
Ариша, просунь руку в рюкзак, и вытащи любую фигуру, какая тебе понравится. Что это за фигура?
Дети по очереди вытаскивают из мешочка блоки, называют их признаки: цвет, размер, форма.
Воспитатель: Зверушки, теперь вам все понятно?
Ребята, а строить домик для зверей мы будем прямо в городе?
Герои сказки «Теремок» - животные домашние или дикие?
Давайте отправимся в поход, а наши гости полетят на воздушном шаре, чтобы показывать нам дорогу.
Воспитатель помещает зверей в корзину воздушного шара, шар летит.
Мирослава, надень рюкзак с блоками. Ребята, постройтесь все в одну колонну, и в путь!
Физминутка «Лесная зверобика»
Добрый лес, старый лес
Полон сказочных чудес!
Мы в поход пойдем сейчас
И зовем с собой всех вас!
Мышка, мышка.
Серое пальтишко.
Мышка тихо идет,
В норку зернышко несет.
А за мышкой шел медведь.
Да как начал он реветь:
«У-у. У-у!»
Я вразвалочку иду!»
Шел по лесу серый волк,
Серый волк - зубами щелк!
Он крадется за кустами.
Грозно щелкает зубами!
До свидания, старый лес.
Полный сказочных чудес!
По тропинкам мы гуляли.
На полянку мы попали.
Дети двигаются спокойным шагом по залу.
(Мышка) Дети начинают двигаться мягким, пружинным шагом, спина слегка прогнута вперед, «лапки» перед грудью.
(Медведь) Дети слегка расставляют ноги, колени чуть согнуты, корпус прямой. Двигаются пружинным шагом на всей ступне. Руки перед грудью слегка согнуты в локтях, словно мишка держит бочонок с медом.
(Волк) Двигаются широким пружинным шагом с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед.
Дети двигаются спокойным шагом по залу. С окончанием текста останавливаются.
Дети помогают зверушкам покинуть корзину воздушного шара под музыку «Звуки леса», рассматривают «полянку».
Игра «Раздели на группы»
Воспитатель: Смотрите, а полянка-то волшебная! И пенечки здесь необычные (обручи ). А в рюкзаке все наши блоки перемешались! Так не пойдет! У настоящих строителей везде должен быть порядок.
Видите 2 пенька: синий и красный. Выложите красные блоки на красный пенек, а синие блоки на синий пенек.
Но у нас еще остались блоки в сундуке. Какие они?
Их мы тоже разделим на 2 группы: на пенек с углами мы положим все блоки, у которых есть углы, а на круглый пенек положим все круглые блоки.
Дети раскладывают блоки на 2 кучки по цвету и по форме на соответствующие «пеньки».
Воспитатель: Замечательно, теперь нам будет легко строить домик.
Ребята, звери нарисовали на бумаге Теремок, в котором они хотят жить. Воспитатель приглашает детей к столу, на котором разложены листы с изображением планом-схемой терема по количеству детей.
Возьмите каждый героя сказки, и постройте из блоков для него теремок.
Ребята, обратите внимание, на экране тоже изображены Блоки Дьенеша. Сейчас Мирослава нам будет строить теремок на доске, а вы это делайте на своих столах. Вы можете построить теремок, который изображен у вас на схеме, либо свой.
Один ребенок строит на интерактивной доске теремок по образцу. А остальные подбирают блоки - терема по размеру, цвету и форме, ориентируясь по плану-схеме, изображенного на листах, либо могут построить свой теремок.
Воспитатель: Вот какой хороший дом!
Всем зверям комфортно в нем.
Будут песни распевать,
Веселиться и плясать.
Ребята, а вам понравилось помогать героям сказки «Теремок»?
Молодцы. Помогли зверушкам построить новый дом. Без вас они бы не справились с работой. Вы слышите? Звери говорят вам большое спасибо. Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза, покружимся и скажем: раз, два, три повернись. В детском саду очутись.