"В мире танца"
Документы для скачивания
Дополнительная работа по музыкально-ритмической деятельности «В мире танца» в подготовительной группе.
Цель:
Систематизировать методический материал, с помощью, каких средств диагностики возможно, выявить уровень владения музыкально-ритмической деятельностью детей подготовительной группы.
Критерии:
- Ребенок владеет достаточным объемом движений.
- Ребенок ритмично двигается в соответствии с характером музыки.
- Ребенок выразительно двигается в соответствии с характером музыки.
- Ребенок самостоятельно регулирует смену движений на смену частей, фраз.
- Ребенок свободно ориентируется в пространстве.
Параметры:
- Используются разнообразные виды движений.
(Основные, имитационные, плясовые).
- Движения соответствуют ритмическому языку музыки.
- Движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой (средствами музыкальной выразительности: темпом, динамикой, регистром)
- При изменении музыки изменяются движения.
- Свободное самостоятельное перестроение.
Пример оценки.
ü «высокий» - движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой (средствами музыкальной выразительности: темпом, динамикой, регистром, метроритмом), фразами.
ü «средний» - движения передают только общий характер, темп и метроритм, ориентация в пространстве затруднена.
ü «низкий» - движения не выразительны, не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
Основные виды движений:
- ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;
- бег – легкий, ритмичный, передающий различные образы, широкий, острый, с остановками, пружинящий бег;
- прыжковые движения – разнообразные сочетания прыжков на одной и на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой, боковой), поскоков («легкий» и «сильный»).
Имитационные движения:
- разнообразные образно-игровые движения, жесты.
Плясовые движения:
- элементы народных плясок, танцевальные движения, включающие ассиметрию,
- разнонаправленные движения рук и ног,
- шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, шаг с каблучка, вальсовый шаг и др.
Способы движений:
- ритмичность движений;
- плавность движений, махи, пружинность;
- гибкость и пластичность, точность и ловкость движений, координации рук и ног, с предметами и без них;
Ориентировка в пространстве:
- самостоятельно находить свободное место в зале,
- перестраиваться в круг, становится в пары и друг за другом,
в несколько кругов, в шеренги, колонны и др.
Используемые методы:
- Метод наблюдения.
- Проектный метод.
(Дети сами составляют танцы, композиции под предложенную музыку).
Используемые приемы:
- Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений, обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. Для сравнения контрастные произведения одного жанра (например, два вальса: «Лирический вальс» и «Вальс-шутка» Д. Шостаковича), произведения с одинаковым названием (например, «Марш»Д. Шостакович и «Марш» И. Дунаевский. Сравнение других произведений одного жанра (танцев, песен) также целесообразно. Беседа о различном характере танцев, используемых на занятии, углубляет восприятие детей, впоследствии делает их движения более выразительными, соответствующими музыке.
- сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов.
- соревновательный прием;
- игровой прием;
- прием «провокаций», «вовлекающий» показ;
- сочетание групповых и индивидуальных форм работы;
- подбор специального индивидуально-ориентированного музыкального материала;
- использование музыкально-ритмических движений в других видах музыкальной деятельности.
Инструменты диагностики:
- опорные схемы
- иллюстрации
- предметы
- схемы движений
- музыкальный материал
Требования к подбору музыкально-ритмических композиций:
Важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции у детей развиваются разнообразные умения и способности.
Важно подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей. Известно, что детям нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, ими отвергается.
Образные упражнения составляют основу музыкально-ритмических композиций, сюжетных игр и позволяют в движениях выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Такой вид упражнений позволяет развить у детей творческое воображение, фантазию, выразительную пластику, способность к импровизации в движениях.
Особенностью упражнений-композиций является их спортивная направленность. Такие упражнения способствуют освоению ребенком большого объема разнообразных движений, развивают чувство ритма, координацию, точность движений, память, произвольное внимание и быстроту реакции. Рекомендуется их включать в музыкально-ритмические, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги.
Игры-инсценировки являются разновидностью основного вида музыкально- ритмической деятельности - игры. Такие игры направлены на развитие у детей фантазии, творческого воображения, способности к импровизации. Дети стараются передать в движении различные игровые образы через характер музыки, учатся вовремя менять движения. При проведении таких игр педагог использует элементы костюмов, шапочки, маски.
В играх-композициях требуется установка на игровые образы, где происходит обыгрывание какой-то конкретной ситуации, предложенной детям. Игры-композиции способствуют развитию способности детей к импровизации, творческому воображению.
Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды, которые можно исполнять с атрибутами (ленточки, мячи). Этот вид музыкально-ритмической деятельности, с одной стороны, требует четкого, правильного выполнения движений, которые имеют в основном спортивную направленность («езда на велосипеде», полуобороты туловища направо и налево, взмахи руками и др.) и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности. С другой стороны, направлен на реализацию ребенком собственного понимания музыки.
Требования к подбору музыки:
Основные принципы отбора репертуара:
- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
- моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;
- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;
- соответствие движений характеру, образам музыки;
- разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).
С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:
- небольшой по объему (2-3 минуты);
- разнообразной по темпу (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями).
- разнообразной по форме (вариации, рондо, 3-х частная);
Музыкальный материал:
- Основные движения.
«Спокойный шаг» Т.Ломова (спокойная ходьба).
«Марша» М.Раухвергер
«Ходим бодрым и спокойным шагом» М.Робер
«Шагают девочки и мальчики» В.Золотарев
«Марш» Т.Ломова
«Побегаем» литовская народная мелодия
«Легкий бег» Т.Ломова
«Бег легкий и стремительный» Ф.Шуберт
«На лошадке» Т.Ломова
«Лошадка» А.Потоловский
«Веселые ножки» русская народная мелодия
«Пружинки и поднимания на полупальцы» русская народная мелодия
«Пружинки и прыжки» русская народная мелодия
«Побегаем, попрыгаем» С.Соснин
«Подпрыгивай легко» английская народная мелодия
«Мячики» Л.Шитте
«Поскачем» Т.Ломова (легкий поскок).
«Как звучит музыка?» французская народная мелодия
«Кто лучше скачет?» Т.Ломова (поскок и выбрасывание ног)
«Шаг с высоким подъемом ног и поскоки» Т.Ломова
«Мальчики и девочки» английская народная мелодия (высокий шаг и легкие поскоки)
«Лошадки» Т.Ломова (высокий шаг и галоп)
«Кружки и цепочки» С.Затеплинский (стремительные поскоки и пружинящий шаг)
«Качание рук» польская народная мелодия
«Легкие и тяжелые руки» венгерская народная мелодия
«Качание рук и мельница» Т.Ломова (маховые движения рук).
- Способы движений.
«На прогулке» Т. Ломова (неторопливая ходьба)
«Птички летают» Л.Банникова (легкий бег)
«Воробушки» А.Серов (прыжки и легкий бег)
«Не потеряй пушинку» М.Иоранский (легкая, плавная ходьба)
«Будьте решительны и осторожны» Ж.Люлли
«Змейка» В.Щербачев
«Бесконечная сказка» В.А.Моцарт (ходьба на полупальцах)
«Шагают петрушки» французская народная мелодия (высокий и тихий шаг)
«На лыжах» А.Моффат
«Цирковые лошадки» М.Красев (высокий бег)
«Скачут лошадки» чешская народная мелодия (галоп)
«Всадники» В.Витлин (галоп)
«Дождик» Н.Любарский
«После дождя» венгерская народная мелодия (осторожный шаг и сильные прыжки)
«Прыжки через воображаемые препятствия» венг. н. м. (бег с остановками)
«Ветерок и ветер» Л.В.Бетховен (качание рук)
«Игра с водой» французская народная мелодия
«Большие крылья» армянская народная мелодия
«Собираем камешки» Л.Банникова
«Игра с воображаемым мячом» С.Майкапар
«Качели» В.Ребиков
«Веселые мячики» М.Сатуллина (прыжки и легкий бег)
«Заводим волчки» Л.Шитте (легкий поскок)
«Ау» Л.Банникова (игра в лесу).
«Качание рук с лентами польская народная мелодия
«Легкий бег с лентами» Т.Ломова
«Ходьба на носках с передачей предмета» А.Буальде
«Передача мяча» моравская народная мелодия
«Игра с мячом» шотландская народная мелодия
«Подбрасывать мяч низко и высоко» А.Капетис
«Игра с мячом по одному и парами» Ф.Шуберт
«Упражнение с цветами» Ан.Александров (качание рук и легкий бег с цветами)
«Снежинки» Дюни (с лентой)
Плясовые движения, ориентировка в пространстве.
«Спокойная ходьба» Т.Ломова
«Под яблонькой зеленою» (топающий шаг на всей ступне)
«Ходила младешенька» хороводный шаг
«Ходьба пружинящим шагом» Т.Ломова
«Ходила младешенька» выставление ноги на пятку и носок.
«Выставление ноги на пятку с полуприседанием»
«Попляшем» русская народная мелодия
«Попляшем и потопаем» А.Гольденвейзер
«Петушок расплясался» русская народная мелодия
«Шаг с притопом» русская народная мелодия
«Как у наших у ворот» (тройной шаг)
«Ой, утушка луговая» (полоскать платочки)
«Я рассею свое горе» (пляска с платочками)
«Передача платочка» Т.Ломова
«Кто лучше пляшет» А.Гречанинов
«Ах, ты береза» (каждая пара пляшет по-своему)
«Хоровод Возле речки, возле моста» русская народная мелодия
«Игра Плетень» русская народная мелодия
«Заплетися плетень» (змейка с воротцами)
«Выворачивание круга» (притопывающий шаг и легкий бег) венгерская н.м.
«Пляши веселей» (выбрасывание ног)
«Вертушки» украинская народная мелодия
«Веселые ладошки» старинная полька
«Выставление ноги на пятку» эстонская народная мелодия
«Отойди и подойди» чешская народная мелодия
«Хлоп-хлоп-хлоп» эстонская народная мелодия
«Аннушка» чешская народная мелодия
«Парная пляска» чешская народная мелодия
«Дружные тройки» И.Штраус
«Веселые дети» литовская народная мелодия
«Хлопки» Ю.Слонов
«Хочу-не хочу» карельская народная мелодия
«Полька ручеек» латвийская народная мелодия
«Приставной шаг в строну» немецкая народная мелодия
«Танцуем галопом» французская народная мелодия
«Круговой галоп» венгерская народная мелодия
«Смени пару» украинская народная мелодия.
Музыкальные игры.
Игра «Заводные игрушки» Т.Ломова
Игра «Найди свой инструмент» латвийская народная мелодия
Игра «Не выпустим» Т.Ломовой
Игра «Найди себе пару» латвийская народная мелодия
«Игра с бубнами» польская народная мелодия
«Игра с погремушками» А.Майкапар
«Игра с колокольчиками» Ю.Рожавская
Игра «Чей кружок быстрее соберется» русская народная мелодия
Игра «Будь ловким» Н.Ладухин
Игра «Ловишка» И.Гайдн
Игра «Кто первый возьмет платок» литовская народная мелодия
Диагностические задания.
«Двигательная импровизация».
Цель: Выявить уровень овладения детьми двигательными умениями в музыкально- ритмической деятельности (импровизационные умения, выразительность и ритмичность исполнения, ориентировка в пространстве).
Описание задания. Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи и полоски бумаги разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребенком предмета для танца войдет в оценку выполнения задания. Высокой оценке будет соответствовать выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать в движениях трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизированного танца дети могут менять предметы, постепенно подбирая к музыке и соответствующие движения, и соответствующие предметы.
После завершения звучания музыки педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, придумывая движения. Стоящие в кругу копируют движения ведущих. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, отслеживает и запоминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку.
«Двигательная импровизация».
Цель: Выявить уровень понимания детьми музыкального образа в передаче его с помощью выразительного, ритмичного движения.
Описание задания. Дети делятся на две команды — «Деревья» и «Листочки». «Деревья» встают в произвольном порядке в разных точках зала на большом расстоянии друг от друга. В руках у них инструменты для аккомпанемента, уже выбранные ими в предыдущей игре. У «листочков» завязаны глаза (яркими разноцветными лоскутками, символизирующими осенние листья), и каждый из них стоит рядом со своим «деревом». С окончанием звучания музыки «дерево» начинает издавать звуки на своем инструменте, а «листочек» кружится в медленном танце вокруг него или рядом. «Листочек» должен ориентироваться на звуки своего «дерева», чтобы не заблудиться. При повторе игры дети меняются ролями.
Прием завязывания глаз во время исполнения двигательной импровизации приводит к обострению у детей внимания к музыке, эмоционального вчувствования в нее. Кроме того, дети лишаются возможности копировать друг друга в движениях и действуют более самостоятельно, что позволяет педагогу объективнее оценивать их способности.
«Двигательное упражнение».
Цель: Выявить уровень владения передачи в движении ритмического языка.
Описание задания: Детям предлагается прослушать музыку и исполнить движения в соответствии с ритмом.
Несюжетный этюд «Тема с вариациями».
Цель: Выявить понимание детьми смену музыкальных образов, в передаче их с помощью выразительных, ритмичных движений.
Описание задания: Дети стоят в произвольном порядке, слушая музыку подбирают и исполняют движения самостоятельно в соответствии с музыкальным образом.
Сюжетный этюд «Подружки».
Цель: выявить уровень овладения основными видами движений, выразительного и ритмичного исполнения в соответствии с музыкальным образом.
Описание задания: Детям предлагается рассказ с яркими образными впечатлениями.
Рассказ иллюстрируется музыкой и предлагается детям подобрать движения по сюжету предлагаемого рассказа.
Диагностические игры:
«Зеркало».
Цель: выявить уровень овладения основными видами движений.
Описание задания: Сначала ведущим выступает педагог, который показывает детям различные виды движений, постепенно ведущими становятся все дети по очереди. Например, «Ходим кругом друг за другом» - татарская н.п.,
«Если весело живется делай так» - английская н.п. «Юргализ-мастер» - литовская н.п., «Если…» - японская н.п.
«Ниточка с иголочкой».
Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.
Эта игра направлена на: внимание, на вслушивание и на движение, ориентацию в пространстве.
Описание задания: Педагог идет впереди детей, напевая без слов неспешную хороводную песню, как бы вышивая на полу разные узоры (в основном это «змейка»).
Дети идут след в след, со свободными руками, как бы держась глазами за впереди идущего, связанные с ним невидимой ниточкой. Пройти надо так, чтобы «ниточка» не порвалась. Когда дети освоятся, можно предложить им во время ходьбы раскланиваться направо и налево со встречными.
«Завевайся клубочек», «Завевайся капустка».
Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.
Описание задания: Детям предлагается либо рассказ, либо песня, либо инсценировка. Педагог закручивает свою ниточку как спираль, затем обратным движением раскручивает ее.
«Бояре, а мы к вам в гости пришли».
Цель: выявить уровень ориентировки в пространстве.
Умеет ли ходить «стенкой».
Описание задания: Дети становятся двумя стенками, одна напротив другой, выполняют движение друг к другу и назад спиной.
Музыкально-ритмическая деятельность детей
подготовительной группы. Начало года.
№ |
Ф И Р |
Критерии оценки |
Средний балл |
||||||
Объем движений |
Движения в соответствии с характером музыки |
Выразительность движений |
гибкость |
Самостоятельная смена движений |
Ориентировка в пространстве |
Чувство ритма |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Музыкально-ритмическая деятельность детей подготовительной группы. Конец года.
№ |
Ф И Р |
Критерии оценки |
Средний балл |
||||||
Объем движений |
Движения в соответствии с характером музыки |
Выразительность движений |
гибкость |
Самостоятельная смена движений |
Ориентировка в пространстве |
Чувство ритма |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примеры диагностического описания детей подготовительной группы по критериям и параметрам в музыкально-ритмической деятельности.
Вика Гордеева 7 лет.
Девочка в эмоциональной сфере спокойная, без яркого проявления эмоций. Не тяготеет к одному из видов музыкальной деятельности. Имеет хорошо развитые музыкальные способности. Демонстрирует высокие показатели в развитии певческих умений.
В поведении ребенка сочетаются стремление следовать указаниям педагога по созданию музыкального образа с обязательным собственным эмоциональным отношением к изображаемому герою. Но передача образа в движении вызывает у нее некоторые трудности. Это связано с эмоциональной окраской движений, они не всегда согласуются с характером и ритмом музыкального произведения, смена движений может наступать с опозданием.
Выразительные эмоции возникают при дополнительном педагогическом воздействии (новые атрибуты, элементы костюмов, декорации, игрушки и прочее), творческие импровизации возникают только при пробуждении взрослым
В танцевальных и игровых импровизациях использует только знакомые движения, действует по образцу. Затрудняется четко и слаженно двигаться в паре, при этом качество движений снижается, соответственно танцует неуверенно, теряется в пространстве.
В музыкально-ритмическом виде деятельности умения и навыки ребенка соответствуют среднему уровню.
Максим Есипенко 6 лет.
Ребенок замкнутый, не проявляющий никаких эмоций. Не проявляет интереса к данному виду деятельности, крайне редко удается его заинтересовать и увлечь.
Свои переживания, волнения, радость удерживает внутри себя. Предпочитает всем видам деятельности восприятие музыки. При этом свое отношение к музыке передает в красочных, ярких по образу рисунках.
В его исполнении движения невыразительны, неэмоциональны и несоответствуют характеру музыки. Двигается не ритмично, затрудняется воспроизвести ритмический рисунок в хлопках и притопах. В танцевальных и образно-игровых импровизациях движения однотипны, чаще всего действует по предложенному образцу, не согласует свои движения в паре, часто теряется и с большой паузой находит нужное место в пространстве.
В музыкально-ритмическом виде деятельности умения и навыки ребенка соответствуют низкому уровню оценки.
Настя Козина 6 лет.
Девочка активная, с ярко выраженной эмоциональностью. В музыкальной деятельности больше всего предпочитает музыкально-ритмическую деятельность. Владеет всеми основными движениями, а также приемами их исполнения. В своих импровизациях отдает предпочтения художественным образам. При исполнении импровизации, ребенок опирается не только на знакомые движения, но и на сфантазированные образы, которые возникают в процессе прослушивания музыки. Созданный образ исполняет выразительно и ритмично. В готовых композициях передает точный рисунок танца, ориентируется на смену образов, слышит начало, кульминацию и окончание фразы.
Ребенка привлекают музыкальные игры, очень часто она становится их организатором в самостоятельной детской деятельности: свободно придумывает музыкальные образы и сюжетные ходы, подбирает необходимые атрибуты, импровизирует в их использовании в игровом процессе, это все передается в ярком образном движении.
Также, может напевать понравившуюся мелодию и исполнять придуманную композицию. Продумывает, какими наиболее яркими, индивидуальными чертами показать музыкальный образ, чтобы он был понятен другим детям или зрителям.
В музыкально-ритмическом виде деятельности умения и навыки ребенка соответствуют высокому уровню оценки.