"Подражательные игры" Лысенко В.И.
Документы для скачивания
В подражательных играх малыша уже с самого начала, можно обнаружить элемент драматизации. Подражание используется ребенком па протяжении всего дошкольного детства, а в младшем дошкольном возрасте занимает особое место. Подражание является для ребенка не только внешним телесным действием, а отражением потребности в освоении окружающего мира.
В детском возрасте наблюдается оригинальная природа памяти – «память как результат подражания». Народная педагогика выработала прекрасные механизмы превращения движений малыша в игру. Игры в «сороку», «ладушки» хороши тем, что они не требуют от детей никакой специальной подготовки, материалов, при этом они обладают удивительными свойствами: с одной стороны, это свободная импровизация, с другой – следование примеру взрослых подражание.
Первоначальные успехи детей в области подражания, даже если они достаточно скромные, являются очень важными. Первые подражательные действия ребенок выполняет механически, не пытаясь изменить, повторяя их по несколько раз. Но, тем не менее, мы замечаем, что во время игры, которая повторяется несколько раз, ребенок не теряет интереса, а наоборот, каждый следующий раз все более активно участвует в ней, вслушиваясь в слова, их ритм, движения начинают приобретать осмысленность.
Тематика и содержание отдельных упражнений и небольших инсценировок отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы животных и птиц, действия человека. В небольших произведениях действуют персонажи-животные, птицы, с которыми происходят характерные для жизни человека действия:
Как петух в печи пироги печёт,
Кошка па окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчёт,
Конь у крыльца в копыта бьёт,
Уточка в сапожках избу метёт. (Русская народная шутка)
Первые игры и упражнения на подражание направлены на освоение выразительных жестов, движений. В своеобразном театре пантомимы дети могут начинать с самого простого выполнения конкретного движения, жеста, продемонстрированного взрослым. Через это ребенок переходит на новый этап – он воспринимает уже не только видимое, но и невидимое. Многократное повторение внешних действий оставляет глубокий след в сознании ребенка. Он учится понимать мотив действий, поведение того или иного персонажа. Подражание и самостоятельная деятельность переплетаются, взаимно обогащая друг друга.
Подражание не носит характера обязательности. Воспитатель не должен настаивать на точном повторении движений. Он дает примерный образец и предлагает детям двигаться в соответствии с характером образа (птички летают, зайчики прыгают, лисички заметают следы, лошадки скачут по дорожке). Дети могут имитировать движения игрушек: кукла пляшет, зайчик играет на барабане, курочка клюет. Такие упражнения проводятся после наблюдения за действиями механических игрушек.
Очень важным и полезным приемом является объединение слова и движения. Совпадение образною слова и движения – образа развивает детское воображение: ребенок точнее передает характер игрового образа, исчезает скованность, движения становятся свободными, появляется уверенность. Ребенок и сам с удовольствием сопровождает движения звуком:
поезд едет — чух-чух-чух,
лошадка скачет — го-го-го,
мышка бежит — пи-пи-пи.
Понравится детям и игра в звучащие жесты, когда хлопками, притопами передаются характер и ритм движения: идет дождь, убежим от дождя.
При этом дети передают, как идет дождь и дож-лик, убегает взрослый и ребенок и т.д.
Упражнения на подражание, имитацию можно объединить общим сюжетом. Эмоциональный рассказ воспитателя выступает как прием, помогающий полнее раскрыть образы, создает соответствующее настроение.
Для развития подражательных игр большое значение имеют наблюдательность и умение запоминать. Если у ребенка не хватает наблюдений, впечатлений, подражание будет скуднее, монотоннее. Ребенок недолго ограничивается простым воспроизведением. Он начинает воспроизводить освоенные им движения, жесты, образы по-новому, нанизывает образы на образы, переставляет факты с одного места на другое, превращает зверей в людей, а людей делает животными, птицами, предметами и т.д. Возникают первые опыты творчества, постепенно усиливающиеся. Им не следует препятствовать. Они – путь от подражания к импровизации и драматизации.