Памятка для родителей "Что и как читать ребенку"
Дошкольник и книга
Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием, вопрос воспитания человека путём приобщения его к культуре в целом, книжной в особенности, тем более, когда в современных условиях само понятие «книга» почти лишилась прежнего авторитета, а телевидение и компьютер активно выступают его конкурентами. Но книга остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств.
Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный. Именно в дошкольном детстве начинает складываться начитанность: дети знакомятся с русским и мировым фольклором от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до былин, и сказов, с русской и зарубежной классикой – с произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П.П.Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Г-Х Андерсена. К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Милна, А. Лингрен и многих других.
Всё знакомство детей с огромным литературным наследием опирается на фундамент, который закладывают взрослые в дошкольном детстве. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольника.
С целью определения значения важности чтения детям в семье, среди родителей воспитанников нашего детского сада был проведён опрос (анкетирование), который показал следующие результаты:
- Домашние детские библиотеки есть в каждой семье ( 100% опрошенных)
Эти библиотеки регулярно пополняются за счёт покупки новых книг (53%)
Имеется достаточно полная библиотека, которая не требует пополнения, или пополняется за счет подаренных книг (47% орошенных)
- При выборе книг родители обращают внимание в первую очередь на содержание книг , соответствие произведений возрастным особенностям и интересам детей и на иллюстративное оформление книги.
- Ежедневно детям читают только 67% опрошенных родителей, остальные 33% читают детям редко (о чём сожалеют) или иногда (2-3 раза в неделю)
Самая читающая группа в детском саду - 2 младшая: из всех опрошенных только 1 родитель читает ребёнку редко (ребёнок отказывается слушать), остальные читают детям ежедневно.
- 53% родителей читают детям только по просьбе самих детей, остальные родители читают как по просьбе ребёнка, так и по своей инициативе.
- 61% опрошенных могут назвать любимые произведения своих детей.
Затрудняются ответить на этот вопрос, или отвечают, что у детей нет любимых книг – 39% родителей.
- Важность значения книг в развитии ребёнка отмечают 94% всех опрошенных родителей, 6% родителей затрудняются ответить на этот вопрос.
Так что же приобретает ребенок, когда родители ему читают?
Как минимум в «совместном» чтении – четыре преимущества:
Во-первых, пока вы ему читаете, ваш ребёнок фантазирует, создает свой зримый сказочный мир, в котором живут герои звучащей для него книги. Между тем, развитие фантазии, воображения есть важнейшая ступень на пути становления творческой личности.
Во-вторых, когда вы читаете, вы учите ребенка слушать. Слушать долго и не прерывать читающего. Слушать внимательно и вдумчиво.
В-третьих, когда вы читаете, вы проводите время с вашим сыном или дочерью, которое вам потом возвратится. У вас с ребенком общий интерес и совместное дело.
В-четвертых, когда вы читаете, у ребенка формируется слуховая память, развивается речь, увеличивается словарный запас.
Советы родителям: что и как читать детям?
Как привлечь малыша к чтению:
Самая любимая деятельность ребёнка – это игра. Предложите малышу поиграть с книжками.
«Прятки с книжкой»
Покажите своему ребёнку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправиться на её поиски, а когда найдёт – наградой ему будет прочтение этой книги.
«Угадай о чём книга»
Дайте ребёнку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он ещё не знает, и предложите угадать, о чём это произведение.
«Маленькие художники»
После прочтения книги предложите ребёнку стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.
«Закончи сказку»
Вы рассказываете ребёнку начало и середину знакомой ему сказки, например про Колобка. Ребёнку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)
«Прыг – и в другой сказке!»
Предложите ребёнку сочинить новую сказку про любимого сказочного героя, который мог оказаться в другой сказке (Что могло с ним случиться?)
Памятка для родителей
- Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, уговорками, приговорками.
- Введите обязательный ритуал чтения книг перед сном.
- Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
Чтение перед сном
Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать
Читайте каждый день
Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
Толстые книги
Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению, ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями.
Как научить ребёнка беречь книги
Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
Не читать во время еды.
Не загибать листы, пользоваться закладкой.
Класть книгу только на чистый стол.
Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.
Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу
Выясните перед чтением, или во время чтения трудные слова.
Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал?
Попросите ребёнка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
Как описана природа?
Какие слова и выражения запомнились?
Чему научила книга?
Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
Легкость и прочность
Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности
Она лёгкая – у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки.
Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон.
Размер книжки небольшой: ребёнок должен иметь возможность смотреть её самостоятельно.
В книге крупные яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст только крупный, фразы четкие и лаконичные.
Если страница представляет собой яркую картинку, текс должен располагаться на светлом фоне.
Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней страничке или обложке), ведь малыши часто пытаются грызть книгу.
Всему своё время
Самым маленьким нужны книжки для рассматривания изображений предметов, животных, растений и т.п. На станице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух - трёх слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», - все может ограничиваться облизыванием и бессмысленным перевёртыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнаёт знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.
Весёлая азбука
Примерно с года (а при желании и раньше) можно начинать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с весёлыми потешками хорошо сопровождать Яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появится интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребёнок активно слушает. Не стоит форсировать события.
Многим детям нравятся книжки – игрушки: всевозможные «пищалки», книжки в форме животных, насекомых и т.д. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться. Книга, прежде всего, предназначена для чтения – это малышу важно усвоить. Постепенно сводите количество книг – игрушек к минимуму.
Три года – возраст почемучек – оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Количество незнакомых слов в них не должно превышать 10-15%, иначе книга может показаться ребёнку скучной. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы, и при этом учиться работать с новой информацией.
Расширяем кругозор
Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, то у ребёнка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.
Простейшие книжки можно делать с детьми самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говориться в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.
Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, уберите её подальше. Больше доверяйте своей родительской интуиции.
Чем старше ребёнок, тем многограннее становиться круг его чтения. Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтоб малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.
Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен сидеть перед ребёнком так, чтобы он мог видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.- В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча слушать.
- Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям, стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.
- Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
- С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.
- Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
Для детей 3-5 лет.
Художественные тексты для непродолжительного чтения
Произведения русского фольклора: песенки, потешки, заклички
Сказки:«Волк и козлята»
«Волк и лиса»
«Гуси-лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок белый бочок – чёрные копытца»
«У страха глаза велики»
«Про Иванушку – дурачка»,
«Война грибов с ягодами», «Жихарка», «Зимовьё»
Сказки народов мира:
Украинские: «Рукавичка», Коза –дереза»
Венгерская «Два жадных медвежонка»
Белорусская «Пых»
Латышская «Лесной мишка и проказница мышка»
Английская «Три поросёнка»
Братья Гримм»Бременский музыканты»
Ш. Перро «Красная шапочка»
Произведения писателей России
С. Маршак «Зоосад», «Где обедал воробей», «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»,
К. Чуковский «Путаница», «Краденное солнце», «Мойдодыр», «Муха – цокотуха», «Ежики смеются», «Айболит», « Чудо – дерево», «Черепаха», «телефон», «тараканище», «Федорино горе».
К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Уточки», «Васька», «Лиса –Патрикеевна»
Д. Мамин – Сибиряк «Про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про мохнатого Мишу – Короткий хвост»
М. Горький «Воробьишка»
Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»
и другие.