Педагогическая философия
Документы для скачивания
Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого проявления поисковой активности. Развитое исследовательское поведение в настоящее время – это неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности. Это стиль жизни современного человека. Поэтому ситуация сегодняшнего дня требует от воспитателя не фрагментальное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, обучение воспитанников умениям и навыкам исследовательского поиска.
Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий (собственные наблюдения показали, что знания, усвоенные путем выучивания. По глубине и прочности существенно уступают). Детям гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая их на основе собственных суждений и умозаключений, чем получать знания в готовом виде. Стремясь научить, мы сами препятствует детской любознательности.
Создаю нетипичные (проблемные) ситуации для того, чтобы привлечь воспитанников к поисковой активности, решая которую дети изучают обьект. Сначала исследовательское поведение было спонтанным на основе интуитивных стремлений с использованием «метода проб и ошибок». Но все чаще становится конструктивным, сознательным, иногда даже выверенном логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе полученных результатов, оценке – логическом прогнозе.
Все чаще наши дни с детьми проходят в интеллектуально-творческой деятельности. В группе давно сложились субъект субъектные отношения. Дети научились видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Воспитанники стали больше фантазировать, стало более ярким воображение. Проявляется это в стремлении детей сочинять истории и придумывать события.
Мы научились делиться на пары и подгруппы и работать в индивидуальном ритме и темпе, обмениваясь полученными результатами. Воспитатель создавая условия, переходит от группы к группе по мере необходимости и опирается больше на профессиональную интуицию, а не на жестко разработанную программу. У нас нет предметного деления содержания образования. Занятия носят комплексный характер. Стараюсь исключить отрыв обучения от жизни. Поэтому на первом месте стоит активное усвоение через экскурсии, живое наблюдение и самостоятельное воспроизведение трудовых действий.
Используемые методы и приемы:______________
Например «Блуждание по тексту» (вариативность смыслов, выражение замысла, поиск странностей). Дети любят использовать игру «Сердечко», где работаем по граням. Например первая грань доброта:
- Сердечко «Добрый друг», чтобы получить сердечко, нужно назвать друзей героя
- Сердечко «Фольклор» - назвать пословицы, приговоры, необычные слова, используемые автором
- «добрые дела» - назвать добрые поступки
- «красивые сравнения»
Затем все вместе зажигаем искорку доброты и передаем ее по кругу, определяя «Что такое доброта». Могут быть конечно и другие грани: любовь, грубость, злость и т д.
Повышение профессионального уровня.
Создание условий воспитанникам для радости открытий, волшебного погружения.
Ребенок состоит из множества семян (это возможности). Семя – это еще не растение. Но в нем уже заложено, какое оно. Ему для роста и развития нужны условия (полив, почва, свет, корм). Если не создать условия, оно погибнет. У каждого свое время раскрытия возможностей, заложенных природой (из подсолнуха не вырастет кедр). Поэтому у педагогов и родителей цель - не вложить новые качества, а развить заложенные.
Создай развивающую среду (если залить дождем или закатать бетоном, то семя не прорастет). Взращивать сотрудничество! Верить в безграничные возможности ребенка! Поэтому ищу и использую эффективные формы работы, начиная с утреннего приема воспитанников, ведь чем позитивнее, утро тем продуктивнее пройдет день. При составлении сценария одного дня использую творческий подход к встрече дошкольников, что позволяет найти разные способы поддержки детской инициативы.
Утро – это начало рабочего дня маленького человека, это режимный момент, форма организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей. Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день, поэтому использую метод «Три вопроса», метод проблемной ситуации, «Доска выбора», игры (социоигры, пальчиковые, словесные, дидактические, настольные), блуждание по картине, по тексту.
Результатом введения современных образовательных технологий и инновационных методик является обогащение и активизирование лексического запаса, формированию коммуникативной компетентности, речевой культуры, созданию условий для установления партнерских отношений с семьей, развитию творческих качеств:
- креативность (копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее)
- беглость (способность к продуцированию максимально большего числа идей, а чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных)
- гибкость (способность легко переходить от явлений одного класса к явлению другого класса, часто далеким от содержания)
- оригинальность (способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых).
Мнемотаблицы.
Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) позволяет эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение) – таким образом схематически зарисовывается все стихотворение. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы. Практикуется рисование вместе с детьми мнемотаблицы по сюжету сказки, что позволяет легко ориентироваться в тексте и рассказывать его по своей мнемотаблице.
С удовольствием использую в работе метод создания проблемной ситуации. Например:
Приведите примеры персонажей из произведений детской литературы, отличающиеся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
Пользуется заслуженной популярностью метод «Три вопроса»
Расскажи, что знаешь про это?
Что хотим узнать?
Как узнаем?
Дети уже легко работают со схемами.
Методика кубирования Кована.
Эта модель представляет собой задания для детей старшего дошкольного возраста, размещенные на каждой из 6 граней куба. Можно наклеить на грань отпечатки детской руки с написанным печатными буквами заданием для ребенка. После называния предмета детей ждут вопросы:
- Опиши, как это выглядит
- На что это похоже
- О чем заставляет тебя подумать (ассоциации)
- Из чего это сделано
- Как бы ты это использовал
- Хорошо это или плохо? Почему?
Например, дети для описания выбрали слово аквариум. Предложить им сравнить 2 объекта – аквариум и клетку для птиц, давая характеристики в сопоставлении:
- Чем похожи аквариум и клетка, чем отличаются
- Что приходит на ум при слове аквариум (ящик, диван, коробка). Охарактеризовать их, из каких частей они сделаны? Каким способом
- Как используется аквариум – по назначению, не по назначению. Можно ли обойтись без него
- Подобрать аргументы (за и против) – хорошо и плохо (методика ТРИЗ)
+можно содержать рыбок, наблюдать за ними
-требует времени. Ухода, расход электроэнергии
+можно изучать рыб в домашних условиях
-хорошо ли содержать рыб в неволе, рыбы должны жить в природе
+прозрачные – все видно
-аквариумы могут разбиться и поранить.
Начинала применять прием кубирования «Солнце». Принцип игры тот же, на обозначенных на всех гранях изображено солнышко. Если изображено просто солнце, это значит опиши предмет, солнышко прячется за тучку – сравни, солнышко на черном и белом фоне – подбери аргументы хорошо и плохо, солнышко и девочка – из чего состоит, для кого нужно. Можно в игру «хорошо – плохо» добавить рублику «Интересно» и организовать вместе с детьми поиск познавательной информации. Этот прием помогает дошкольникам получить более целостное представление о предметах. Ярче их увидеть, узнать интересную информацию о них.
Метод «Сторителлинг» (дословно значит рассказывание историй).
Это донесение информации до других путем рассказывания смешной, трогательной или поучительной истории с реальными или выдуманными персонажами. Обучая придумыванию, нужно направить детей на последовательность придумки:
- Как не может быть вишневый пирог без вишни, так не может быть рассказ без героя. Обязательно выбрать героя, описать его точнее: внешность, голос, поведение, нарисовать его. Отметить характерные черты (шляпа, трость, зонт, веснушки, борода и т п) –тем самым помочь представить, какой герой, о котором будет рассказ. В этом помогут вопросы воспитателя.
- Придумать действие, событие, которое с ним произошло, изменения (потерял ключ, встретил незнакомца)
- В связи с действиями, поступками героя возникает какая-то проблема: герою устроена западня. Встретил нового персонажа, что-то помешало добраться вовремя. Надо раскрыть повороты сюжета, похожие на американские горки – тернистый путь героя к решению проблемы.
- Далее придумать историю как он преодолевал трудности, шел к цели, составить диалоги.
- Все случилось, все найдено, герои добрались до места. В завершении выяснить: что ты понял, как изменился герой, от чего отказался.
Иногда использую прием «Авторское кресло», когда придумщик занимает его и сочиняет историю.
«Блуждание по тексту» (вариативность смыслов, выражение замысла, поиск странностей). Дети любят использовать игру «Сердечко», где работаем по граням. Например первая грань доброта:
- Сердечко «Добрый друг», чтобы получить сердечко, нужно назвать друзей героя
- Сердечко «Фольклор» - назвать пословицы, приговоры, необычные слова, используемые автором
- «добрые дела» - назвать добрые поступки
- «красивые сравнения»
Затем все вместе зажигаем искорку доброты и передаем ее по кругу, определяя «Что такое доброта». Могут быть конечно и другие грани: любовь, грубость, злость и т д.
Сюжетное обыгрывание.
Разыгрывание квестов – это разновидность игр, в которых герой должен выполнить какое-то задание. Игры на ориентирование (котенок потерялся).
Экспериментирование для установления связей и закономерностей.
Моделирование - это невероятно интересно. Яйцо от киндер сюрприза. Научно - познавательное направление – сделать в нем отверстие, то поймем, как погружается, плавает и всплывает подводная лодка. Эстетическое направление – можно украсить или сделать из него поделку.
Игры, задающие культуру совместных действий, направленных на достижение целей. Командная игра «Ковер самолет». Задача – пронести Алладина (мяч) на ковре самолете по заданному маршруту. Условие – во время движения члены команды договариваются без слов, только при помощи взглядов.
Образно-смысловые задания на импровизацию. Сказка «Колобок».
- ввести дополнительного героя, который наблюдает и спасается бегством, когда его замечают. Роль играть выразительно, используя импровизацию.
- изменение мезансцены, событий.
Игровой прием «Очеловечивание объектов».
Родители включаются в данный воспитательно-образовательный процесс, в результате получается взаимный опыт общения в совместной игровой деятельности. Организовано взаимодействие с родителями через «Пятничные игровые вечера», участие в проектной и досуговой деятельности.
Развиваю у детей умение оценивать поступки персонажей и соотносить со своими поступками. Актуальными стали «Уроки вежливости», «Уроки добра», «Как поступают вежливые дети».
Использую авторские игры «Литературный тетрис», «Узнай стихотворение по фрагменту», «Найди рифму», «Расскажи об авторе по схеме», «Назови стихотворение по рисунку».
Стало ярким иллюстрирование литературных произведений, детское сочинительство и изготовление книжек самиздата, где сочетаются авторские произведения педагогов, родителей, детей. Дети вместе с родителями с удовольствием сочиняют небольшие рассказы, сказки, стихотворения на различные темы, незаметно постигая азы литературного творчества, раскрывая речевой потенциал и формируя морально-нравственные качества личности.
Дополнительная деятельность осуществляется через ___________
За казенными и сухими словами – «работники дошкольного образования» высокопрофессиональные и талантливые люди, которые отвечают за жизнь и здоровье детей, их развитие и воспитание. Педагоги и воспитатели несут детям добро, радость, заботу, нежность, любовь. И судьба ребенка в будущем во многом зависит от мудрости воспитателя, его терпения, внимания к проблемам и внутреннему миру дошкольника.
Каждый ребенок уникален, у каждого свои способности, интересы. Чтобы проявилась уникальность, развились способности, педагог должен обладать профессиональным мастерством, высокими нравственными и духовными качествами, быть примером для подражания. И обязательно человеком, близким для ребенка. Только беззаветно и преданно любящий человек, испытывающий радость и счастье от общения с ними, открывающий каждый день новое вместе с дошкольниками может быть настоящим воспитателем и педагогом. Такой он и есть – работник дошкольного образования!
Дети становятся взрослыми…. Важно, чтобы они в своей будущей жизни не растеряли то, что прививали м в детском саду: доброе отношение к миру, честность, трудолюбие, стремление к знаниям и открытиям.