Конспект "Путешествие в осенний лес" (ср.гр.)
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Цель: Знакомство детей с жизнью зверей в осеннем лесу.
Задачи.
Образовательные: Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени (изменения в неживой природе, в живой природе, в растительном мире). Систематизировать знания детей о жизни диких животных. Расширить знания о том, как звери, готовятся к зиме. Расширить представление детей о лесных грибах.
Развивающие: Развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение, память. Развивать коммуникативные способности: помогать друг другу, выражать в речи свои действия. Пополнять словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.
Оборудование. Аудиозапись «Фырканье ежика», разноцветные отрезы ткани, макеты деревьев, макеты кустов, макеты грибов, корзиночки, макет берлоги. Игрушки: белка, заяц, мишка и ежик.
Образовательные технологии: игровой персонаж «ёжик», строительство макета «лес», игра «Отыщи домик белки»; элементы технологии развивающего обучения – загадки о лесных животных.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Задачи: создать мотивацию детей на дальнейшую работу.
Дети играют в группе. Заходит воспитатель с большой коробкой в руках.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Меня зовут Мария Николаевна. А как вас зовут, я уже знаю. Посмотрите, какая у меня красивая коробка. Хотите узнать, что там? Тогда надо быстро убрать игрушки на место.
(Слышится фырканье.)
Воспитатель: Ой, кто-то шуршит и фырчит, как вы думаете, кто это? Конечно, это ежик. Посмотрим, где же он? (Достает из коробки ежика.)
- Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.
Задачи: Закрепление знаний детей о лесе и об осенних изменениях в нем
Ежик. Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. Здравствуй, ежик. Почему ты такой грустный?
Ежик: Я гулял в лесу и потерялся. Теперь я не могу вернуться домой.
Воспитатель: Ребята, какая большая беда случилась у ежика, если он не попадет в лес, то не сможет уснуть. Ведь ежики зимой спят. Поможем ежику вернуться в лес? Но как же ему помочь? До леса мы с вами не дойдем, он сильно далеко. (Транспорт, пешком) А можем мы сделать для ежика лес? Я уверенна, у вас все получится. Согласны?
Воспитатель: В разное время года лес выглядит по разному. А какое сейчас время года? А как вы узнали, что осень, по каким приметам? Посмотрите, у меня есть ткань разного цвета. Какую вы выберите для осеннего леса? Почему вы так думаете?
(Дети накрывают выбранной тканью стол.)
- Ознакомление с новым материалом.
Задачи: Познакомить детей с жизнью зверей в осеннем лесу.
Воспитатель: Что есть в лесу? А какие деревья вы знаете? Хотите их посадить?
(Дети «сажают» деревья.)
Воспитатель: Какие молодцы! А хотите поиграть с листочками? (Динамическая пауза.)
«Мы листики осенние, на веточках сидели. Ветер дунул, полетели! Мы летели, мы летели, и на землю тихо сели. Снова ветер набежал, и листочки все поднял! Повертел их, покружил, и на землю опустил!» (Дети выполняют соответствующие движения под музыку и укладывают листья на макет.)
Воспитатель: Что же еще есть в лесу?
Воспитатель: Правильно грибы. А у нас на полянке есть грибы? Ребята, у меня в корзинке спрятались грибы. Мне кажется, они понравятся ежику. Поможем нашему гостю, посадим грибы?
(Дети сажают грибы.)
Воспитатель: Молодцы быстро справились. Теперь в нашем лесу много грибов. Одни грибы называются съедобными, другие несъедобные. Как вы думаете, почему?
Воспитатель: А у нас на полянке все грибы съедобные?
Воспитатель: Да, мухомор несъедобный гриб, но и его нужно беречь. Как вы думаете почему. Многие животные с помощью этого гриба лечатся. Но для людей этот гриб опасен.
Воспитатель: Смотрите, какой красивый лес у нас получился. Деревья большие, листья осенние красивые, грибов много. Можно нашего ежика сюда поселить?
Воспитатель: А как вы думаете, ему не будет здесь скучно одному? Когда бывает скучно? Что нужно сделать, чтобы он не скучал? (поселить к нему друзей). А кто его друзья вы узнаете отгадав загадки. «Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе, орешки я грызу» (Белка.)
Воспитатель: Ребята, а как белочка готовится к зиме? А где она живет? Правильно в дупле на дереве. В нашем лесу есть дерево с домиком для белочки и нам нужно его найти.
Проводится игра «Найди домик белки»
Воспитатель: «Что за зверь лесной встал как столбик под сосной. И стоит среди травы, уши выше головы?» (Заяц.)
Воспитатель: Дети, а зайчик готовится к зиме? Где он живет? Правильно в ямке под кустиком. Эта ямка называется лёжка. Хотите посадить кустики, чтобы зайчику было где жить. Какого цвета наши осенние кустики? (Дети сажают кустики.)
Воспитатель: Последняя загадка. «Кто-то косолапый по лесу идет. И мохнатой лапой, он кору дерет!» (Медведь.)
Воспитатель: Как же мишка готовится к зиме? А где он живет? Правильно в берлоге. Надо нам ее построить, чтобы мишка спокойно лег спать до весны.
(Дети строят берлогу.)
- Первичное осмысление и закрепление материала на практике
Задачи: закрепить с детьми пройденный материал
Воспитатель: Всех друзей ежика мы поселили в нашем лесу. А кого мы поселили, помогите мне вспомнить, пожалуйста. Теперь ему не будет скучно. Ежик ты доволен?
Ежик: Спасибо вам ребята, что помогли мне! А какой лес вы для меня смастерили? Вам понравилось?
- Подведение итогов организационного вида деятельности
Воспитатель: Ребята, а что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали?
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами играть. Я рада, что с вами познакомилась. До свидания! (Уходит.)