Консультация для педагогов по вопросам моделирования основной части логопедического занятия
Документы для скачивания
Актуальность темы обусловлена основными тенденциями модернизации системы образования в Российской Федерации. На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных направлений, в рамках повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, является поддержка детской инициативы и развитии детской самостоятельности. В связи с этим перед учителем-логопедом стоит задача не только устранить дефекты речевого развития, но и сформировать коммуникативные умения, развить навыки сотрудничества, умение делать самостоятельный выбор и сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой дошкольник приходит в школу.
В настоящее время наиболее эффективными формами, обеспечивающими естественное саморазвитие дошкольников с речевыми нарушениями, являются различные методы группового взаимодействия в рамках модульного обучения. Такой способ взаимодействия с воспитанниками с ОВЗ в дошкольных организациях предусмотрен ФГОС ДО, который ориентирует педагогов на «создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе…проведение групповых…коррекционных занятий…» [6.Раздел II. Пункт 2.11.2]. Среди известных технологий группового взаимодействия в дошкольных образовательных организациях в качестве особенно продуктивных считаю педагогическую технологию «ME WE US», что в переводе с английского означает «Я-ТЫ-ВМЕСТЕ» и которая активно используется при организации уроков английского языка в школе.
Практическая значимость предлагаемого материала заключается в адаптировании педагогической технологии «ME WE US» для детей дошкольного возраста, в том числе и имеющих особые возможности здоровья(далее по тексту ОВЗ). Авторская модификация педагогической технологии «ME WE US» предполагает такую организацию детской деятельности, когда воспитанники работают над одной лексической темой, которая обозначена календарно-тематическим планированием основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в разнородных группах, формирующихся по принципу общности нарушенного звука. В условиях сельского логопункта такая организация детской деятельности позволяет обеспечить максимальный охват воспитанников с ОВЗ, так как в связи с отсутствием специализированных коррекционно-развивающих учреждений на логопункт в сельской местности зачисляются дошкольники с различными возможностями здоровья. Кроме того, педагогическая технология «ME WE US» в полном объёме реализует один из основных принципов ФГОС ДО – принцип системно-деятельностного подхода, предполагающего активную деятельность воспитанников, направленную на результат, который они добывают сами. При этом, именно подобная форма организации детской деятельности на коррекционно-развивающих занятиях обеспечивает интеграцию образовательных областей согласно ФГОС ДО.
Технология реализации опыта применения метода группового взаимодействия в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками старшего возраста представлена следующим образом. В ходе реализации коррекционно-развивающей ситуации вся группа делится на 4 подгруппы (в зависимости от произносительных возможностей и образовательных потребностей воспитанников), например:
-1-я группа воспитанников, которые отрабатывают произношение «шипящие звуки»;
- 2-я группа воспитанников, которые отрабатывают произношение «свистящие звуки»;
- 3-я группа воспитанников, которые отрабатывают произношение «р»;
- 4-я группа воспитанников, которые отрабатывают произношение «л».
За каждым из четырёх столов группа выполняет определённые задания в течение строго обозначенного времени:
- стол «Собирай-ка». Цель работы стола – развитие навыков конструирования, пространственного мышления, активизации предметного словаря, развитие умения определять наличие заданного звука в словах. При этом воспитанникам предлагается «найти» в собранном животном слова с отрабатываемым звуком. Например, верблюд – горб, рот. Заяц – зубы, глаза. Кошка – шерсть, уши и т.п.
- стол «Соединяй-ка». Цель работы стола – развитие навыка словообразования , развитие умения определять наличие заданного звука в словах. Например, у кошки – котята, у зайца – зайчата и т.д.
- стол «Подбирай-ка».Цель работы стола – совершенствование навыка правильного употребления существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа творительного падежа. Например, лось питается ветками. Коза питается капустой и т.п.
- стол «Составляй-ка». Цель работы стола – формирования навыка составления связного высказывания, развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций, развитие умения определять наличие заданного звука в словах. Например, кошка с котятами живёт в доме. Белка с бельчатами живёт в дупле и др.
В ходе группой игры каждая группа воспитанников, состоящая из 3 человек (чтобы была возможность осуществить контроль за правильностью произношения звука), получает возможность побывать за каждым столом. Таким образом, учитель-логопед решает задачи развития лексико-грамматического компонента языка, связной речи, фонетической стороны речи. А воспитанники развивают лидерские качества, коммуникативные умения.
Для дошкольников, не умеющих читать, введены обозначения-иллюстрации. За каждый правильный ответ члены команды получают фишку соответствующую цвету указателя: - зелёную – за работу с фонетическими пазлами, красную – за работу по словообразованию, синюю – за работу по словоизменению, жёлтую – за работу с предложно-падежными конструкциями. Если один из членов команды не справляется, фишка остаётся у учителя-логопеда.
По окончании игры каждый участник на магнитной доске или клейкой стене под своей фотографией наклеивает заработанные фишки. По результатам подсчётов фишек объявляется команда дня и лидер игры, а учитель-логопед выявляет слабые стороны каждого воспитанника и получает возможность скорректировать направления индивидуальной работы и составить речевой профиль подгруппы.
Каждая коррекционно-развивающая ситуация позволяет достичь конкретных образовательных результатов в виде ключевых ориентиров:
- проявляют интерес к коррекционно-развивающим занятиям;
- правильно употребляют поставленные звуки в речи;
- самостоятельно образовывают и правильно употребляют различные грамматические формы;
- самостоятельно строят связное высказывание с заданными словами;
- правильно употребляют предложно-падежные конструкции;
- владеют обобщающими понятиями согласно календарно-тематическому планированию;
- умеют распределять обязанности в команде;
- умеют самостоятельно выполнять инструкции;
- умеют бесконфликтно взаимодействовать в команде.
Предлагаемый опыт применения группового взаимодействия на коррекционно-развивающих занятиях, а именно метода «учимся вместе» является глубоко перспективным, поскольку полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, и высоко технологичным, поскольку является максимально доступным не только для учителей-логопедов сельских логопунктов, но для других педагогов как специальных, так и общеразвивающих дошкольных образовательных организаций, имеющих в составе воспитанников детей с ОВЗ, то есть может использоваться на любых занятиях во всех дошкольных группах. Для успешного применения требуется лишь желание взрослого создать условия для развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Материальные затраты также сведены к минимуму, так как оборудование нужно готовить в единственном экземпляре только для одного стола.
Таким образом, предлагаемый нами метод «учимся вместе» не претендует на уникальность. Однако, его опробация в условиях сельского логопункта показала наличие позитивной динамики у воспитанников с особыми возможностями здоровья и соответствие требованиям стандарта ФГОС ДО, поскольку позволяет строить вариативное развивающее образование воспитанников с особыми возможностями здоровья «…ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками…через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества…» [6. Раздел III. Пункт 3.2.6].
Используемая литература
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 14. АланФромм. Азбука для родителей. М.: Знание, 1994.
- АграновичЗ.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Артѐмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.: Просвещение, 1992.
- Королькова, Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников // Начальная школа. – 2007.
- Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении учеб, пособие. – Томск: Пеленг, 1993
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования /Приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.13.