a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа занятий для родителей, направленная на развитие и закрепление у незрячих детей навыков ориентирования и мобильности "Вместе смотрим шире"

Автор: Десятова Светлана Ивановна Опубликовано: 2020-01-03 08:48:56

 

 

Оглавление:

  1. Пояснительная записка - 2
  2. Цель программы - 3
  3. Задачи программы - 3
  4. Ожидаемые результаты реализации программы - 4
  5. Сведения о практической реализации программы в образовательной организации - 5
  6. Тематический план занятий клуба - 7
  7. Учебная программа - 10
  8. Приложение 1 - 21
  9. Приложение 2 - 26
  10. Список источников - 30

 

 

Пояснительная записка

Если вы хотите вырастить хороших детей,

                    тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени. 

  Эстер Селсдон

Слепой и слабовидящий специально должны быть обучены тому, что зрячий постигает сам. 

Л.С. Выготский

Вся работа по обучению и воспитанию незрячих детей в школе имеет смысл в том случае, если ребёнок освоит  главное умение - умение быть мобильным и ориентироваться в пространстве.

Это умение является залогом преодоления изолированности в обществе, необходимым условием реализации возможностей человека, его успешной социальной адаптации и социализации.

Любой ребёнок рождается с поисково - ориентировочным рефлексом, превратится ли он в поисково - ориентировочную деятельность у незрячего ребёнка, зависит от условий, в которых он будет развиваться. Коррекция и компенсация недостатков в развитии пространственной ориентировки у таких детей не происходит спонтанно, а  требует целенаправленной работы.

С момента рождения такого ребенка в семье появляются проблемы, связанные с его социальной интеграцией (Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, Р. Фридман и др). Самостоятельно родителям сложно найти верные способы рационального развития и воспитания незрячего ребёнка, обучения его навыкам самообслуживания и гигиены, ориентирования и мобильности. Часто все свои усилия они сводят к поиску решения проблем зрения медицинскими способами, абсолютно не веря в коррекцию и компенсацию зрительного дефекта способами педагогическими. Зачастую, даже приведя незрячего ребёнка в первый класс, родители не видят перспектив его развития. Беседы педагогов с такими родителями часто не имеют положительных результатов. 

Семье, где воспитывается  такой  ребенок, требуется помощь специалистов.

Очевидно, что деятельность школы, где обучаются и воспитываются дети с нарушениями зрения, предполагает ее направленность и на воспитание и обучение родителей. Безусловно соглашаясь с современными тифлопедагогами, исходя из собственного опыта преподавания незрячим ученикам коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве» могу утверждать, что эффективность овладения учеником навыками ориентирования и мобильности повышается в разы, если семья прислушивается к рекомендациям  тифлопедагога. Ребёнок намного быстрее и успешнее овладевает предметом, если педагог и родители действуют как единомышленники, а знания и умения, полученные ребёнком на занятиях, естественным образом закрепляются в повседневной жизни в кругу семьи.

Назрела  объективная необходимость систематизировать и объединить многочисленные индивидуальные консультации, практикумы, собеседования и советы для родителей в единую программу обучения родителей, воспитывающих незрячих детей и детей с остаточным зрением.

Цель программы: Обучение родителей дефектологической грамотности, способам и приёмам рационального развития и воспитания ребёнка со зрительной патологией для оказания ими грамотной помощи ребёнку  в освоении окружающего мира, закреплении социально значимых навыков, навыков ориентирования и мобильности, как следствие – наиболее успешной социализации ребёнка.

Задачи программы:

- наладить систематическую грамотную деятельность родителей по разностороннему развитию ребёнка с учётом его зрительного дефекта и зрительной депривации;

- помочь родителям понять и увидеть в комплексе, как они, сотрудничая с тифлопедагогом, сами могут выстроить работу с ребёнком по конкретным направлениям:

  • развивать у него все сохранные анализаторы, в том числе остаточное зрение;
  • формировать пространственные представления;
  • отрабатывать навыки использования «белой» трости;
  • развивать коммуникативные способности ребёнка;

- осуществлять эмоциональную поддержку родителей, снижать у них чувство безысходности и тревоги за будущее ребёнка;

-  укреплять  веру родителей в силы, возможности и способности своих детей;

-  создавать общий положительный настрой и работать на ещё большее сплочение школьного сообщества (педагогов, родителей, детей);

- предоставить возможность ребёнку повысить свою самооценку, демонстрируя родителям то, чему он уже научился.

- повысить эффективность освоения учениками коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве».

Ожидаемые результаты реализации программы:

- повышение эффективности освоения учениками коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве»;

- снижение у родителей чувства безысходности и тревоги за будущее ребёнка;

- гармонизация детско – родительских отношений;

- общий положительный настрой и сплочение школьного сообщества (педагогов, родителей, детей);

- успешная социализация и интеграция незрячего ребёнка и ребёнка с остаточным зрением в общество.

Опираясь на опыт работы, могу утверждать, что зачастую после подобных занятий родители дают больший простор для самостоятельности своим детям.  Это не маловажно ещё и потому, что именно с родителями ребёнок чаще бывает в незнакомых ему ранее местах (помещениях, на улицах города, в парках и на природе). Именно с родителями есть возможность осваивать открытое пространство возле места проживания (детские площадки, маршруты от дома до магазина, поликлиники и т.п.). Обогащение ребёнка опытом ориентирования в незнакомых пространствах даёт ему возможность достичь больших успехов в овладении ориентированием и мобильностью в целом, увереннее чувствовать себя среди незнакомых людей, легче социализироваться в обществе.

Тифлопедагог + тифломама + тифлопапа + тифлобабушки и тифлодедушки  = максимально самостоятельный ребёнок!

Сведения о практической реализации программы в образовательной организации:

Программа реализуется в форме обучающего клуба «Вместе смотрим шире». Ведь клуб – это место обмена опытом - не только педагог может научить родителей многому, но и  родители делятся своим опыт воспитания незрячего ребёнка. Их рассказы об успешном опыте отработки конкретных умений и навыков у ребёнка действуют на молодых родителей, зачастую сильнее, чем доводы педагога. 

16 октября 2018 года клуб начал свою работу. Занятия с родителями проходят 2 раза в месяц – (октябрь – март),10 очных занятий по 2 академических часа каждое.   

Занятия проводятся в помещениях школы – интерната - актовый зал, кабинет тифлопедагога, кабинет ЛФК.  При прохождении тем: «Восприятие окружающего мира при помощи сохранных анализаторов и остаточного зрения», «Правила сопровождения», «Белая трость – постоянный спутник и помощник» занятия частично проходят в коридорах, на лестничных пролётах, на пришкольной территории.                                                              

На занятиях теоретическая часть обязательно подкрепляется разнообразной практической деятельностью. Это помогает родителям глубже вникнуть в проблему слепоты и слабовидения, пропустить её через себя, поверить в потенциальные возможности незрячих людей и понять, что специальная коррекционная подготовка детей, как в школе, так и в домашних условиях, объективно необходима для их индивидуально максимально – возможной самостоятельной жизни.

 

Тематический план занятий клуба

Этап обучения

Тема занятия

Некоторые рекомендуемые формы и методы проведения занятия

Педагоги, вовлеченные в реализацию занятий

Кол-во часов

 

 

 

 

I.

«Поверь в меня, признай меня таким, каков я есть».

1.    Особенности зрительного восприятия при серьёзных патологиях зрения.

Лекторий, ролевая познавательная игра,

тренинг, дискуссия.

 Тифлопедагог, офтальмолог.

 

2

2.   Посмотри – каков мой мир. (Восприятие окружающего мира при помощи сохранных анализаторов и остаточного зрения).

Тренинг, инструктаж,

диспут.

 Тифлопедагог.

 

 

2

3.    Психологические особенности незрячих и слабовидящих детей. Литература в помощь родителям.

Лекторий, ролевая игра, метод создания воспитывающих ситуаций,

работа с книгой,

«круглый стол»

дебаты.

Тифлопедагог, психолог, библиотекарь.

 

 

 

2

 

 

 

 

 

II.

«Общаемся с удовольствием»

4.    Особенности взаимно комфортного  общения с незрячими и слабовидящими людьми.

Ролевая познавательная игра,

проблемно-поисковый метод.

Тифлопедагог, психолог.

 

 

2

5.    Пять способов мобильности незрячих и слабовидящих.

Правила сопровождения.

Семинар-практикум,

проблемно-поисковые методы,

упражнения.

Тифлопедагог.

 

 

2

6.    Речь и коммуникативные навыки как  основные средства компенсации зрительного дефекта.

Обучающий практикум, ролевая познавательная игра.

 

Тифлопедагог, психолог.

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

«Мы можем это сделать вместе, ты можешь это сделать сам!»

7.    Развитие сохранных анализаторов. Специфика обучения незрячих детей.

Семинар-практикум,

инструктаж, упражнения,

методы самоконтроля и взаимоконтроля.

 

Тифлопедагог.

 

 

2

8.    Развитие пространственных представлений. Формирование образа окружающего пространства.

Обучающий практикум, упражнения, реклама.

Тифлопедагог.

 

2

9.    Белая трость – постоянный спутник и помощник.

Мастер – класс, упражнения.

Тифлопедагог.

 

2

10.   Развитие вестибулярного аппарата.

Тренинг, упражнения.

«Круглый стол».

Тифлопедагог, учитель ЛФК.

 

2

Всего:

20

 

Параллельно с реализацией программы и на протяжении всего времени обучения ребёнка в школе, так же предполагается индивидуальное консультирование родителей по проблемам семьи и ребёнка, знакомство родителей с результатами диагностик их детей, рекомендации по результатам диагностик.

 С первого занятия родители совместно с детьми начинают вести «Дневник самостоятельности».                                       Приложение 1

 

 

 

Учебная программа

Занятие № 1

Особенности зрительного восприятия

при серьёзных патологиях зрения.

Содержание занятия

Выводы, примечания

теория

практика

Презентация «Особенности зрительного восприятия при серьёзных патологиях зрения».

Коллективное решение вопроса, что эффективнее для полноценного развития и становления незрячего ребёнка: инклюзивное обучение или обучение в специализированной школе.

Коллективная и индивидуальная работа родителей в очках, имитирующих различные патологии зрения (тотальная слепота, свето-ощущение, множественные скотомы, сужение поля зрения до трубчатого, «сужение поля зрения до «подглядки» сверху, сбоку, общее снижение остроты зрения).

Выполнение в очках различных заданий, направленных на восприятие пространства, предметов, плоскопечатного текста, передвижение в пространстве,  и т.п.

- Особенности восприятия при патологиях зрения влияют на внешний вид, скорость, точность, координацию движения, восприятие мира в целом.

- При взаимодействии с незрячим и слабовидящим ребёнком необходимо быть терпеливыми, для выполнения любого дела давать ему столько времени, сколько ему необходимо.

- Перенагрузка остаточного зрения ведёт к его ухудшению, даже остаточное зрение имеет большое значение при ориентировании и его необходимо беречь.

- Обучение письму и чтению по системе Брайля, это объективная необходимость для детей с серьезными патологиями зрения.

- «Белая» трость необходима для самостоятельного, безопасного,  уверенного, эффективного передвижения не только тотально слепым людям, но и людям с остаточным зрением.

- Полноценная жизнь в условиях отсутствия зрения возможна, но эта не простая задача, и то, насколько успешно ее решит незрячий ребенок, во многом зависит от слаженной работы родителей и педагогов.                        - Коррекционные занятия необходимы для полноценного развития ребёнка с серьёзной патологией зрения.

 

Занятие № 2

Посмотри – каков мой мир.

(Восприятие окружающего мира

при помощи сохранных анализаторов и остаточного зрения).

Содержание занятия

Выводы, примечания

теория

практика

Роль активного использования незрячим и слабовидящим ребёнком всех сохранных анализаторов в воссоздании целостной картины мира и отдельных его объектов. Необходимость развития сохранных анализаторов, в том числе остаточного зрения.

Компенсаторные механизмы, способствующие осуществлению различных видов деятельности у незрячих и слабовидящих людей.

Семь параметров, характеризующих предмет: размер, форма, температура, фактура, упругость, вес, цвет. (Только цвет не можем определить без опоры на зрение).

Порядок и планомерность знакомства с новым предметом или объектом.

- Упражнения, направленные на развитие обоняния, вкусовых ощущений, осязания, развития чувства преграды.

- Упражнения, направленные на сохранение и укрепление остаточного зрения.

- Упражнения, направленные на комплексное обследование предметов и объектов.

- Упражнения, направленные на развитие слуха, локализацию звуков в пространстве и отслеживание их перемещения (работа на улицах, прилегающих к школе).

- Любая деятельность детей с нарушениями зрения основывается на взаимодействии сохранных анализаторов и включении компенсаторных механизмов.

- Для успешного развития ребёнка необходимо развивать все сохранные анализаторы, в том числе остаточное зрение.

- Всё, что ребёнок обследовал руками, он видел и знает.

- При целенаправленной грамотной деятельности реально сформировать у незрячего ребёнка адекватную картину мира.

- Тяжелые нарушения или несформированность пространственных представлений делают невозможным самостоятельное ориентирование и передвижение в пространстве незрячего человека.                             

– Необходимо научиться организовывать целенаправленную практическую деятельность незрячего ребёнка, не применяя визуальной демонстрации, научиться грамотно инструктировать незрячего.

- Необходимо постоянно помогать ребёнку осваивать новые умения, в том числе в процессе самообслуживания, активно использовать приёмы показа, доступные для восприятия незрячим и слабовидящим детям (доступный словесный инструктаж, приём «рука в руке» и пр.).

 

Занятие № 3

Психологические особенности незрячих и слабовидящих детей.                        Литература в помощь родителям.

Содержание занятия

Выводы, примечания

теория

практика

Индивидуально – типологические особенности незрячих. Влияние слепоты на психическое развитие личности. Факторы и причины, влияющие на становление различных свойств личности ребёнка с ОВЗ (медицинские, педагогические, социальные, социально – бытовые, психофизиологические, психологические). Формирование у ребёнка адекватной самооценки. Основные направления и способы позитивного сотрудничества и общения с детьми с ОВЗ.

Пути гармонизации отношений между детьми и родителями.

Обзор литературы для родителей.

- Прохождение тестов (анонимное) на самопознание себя - как родителя.

- Обсуждение плюсов и минусов стилей воспитания. - Диспут.

 

- Чаепитие за «круглым столом». Обмен опытом воспитания детей со зрительной депривацией.

 

 - Необходимо верить в своего ребёнка, систематически готовить его к максимально самостоятельной жизни, учить преодолевать трудности так, чтобы они не превратились в драму, заслоняющую саму жизнь.

- Необходимо поддерживать позитивный настрой в семье.

 

Занятие № 4

Особенности взаимно комфортного  общения                                                            с незрячими и слабовидящими людьми.

Содержание занятия

Выводы, примечания

теория

практика

 Понятие этики. Правила общения с незрячими людьми.

Проигрывание конкретных ситуаций общения, в ходе которых родители рассматривают привычные житейские случаи, выявляют причины, требующие соблюдения особых правил при общении с незрячими и слабовидящими людьми, на основе этого сами формулируют основные правила общения с незрячими и слабовидящими. Намечают пути привития детям с ОВЗ навыков этичного и взаимно комфортного взаимодействия с окружающими.

- Использование в повседневной жизни общих норм и правил общения с незрячими и слабовидящими людьми делает общение взаимно комфортным, помогает избегать неловких моментов и недоразумений.

- Гиперопека и ложная деликатность по отношению к детям с ОВЗ вредна и недопустима.

- Необходимо развивать у ребёнка коммуникативные навыки, расширять круг его общения, развивать в ребёнке умение быть ведущим в разговоре со «зрячими» людьми, ранее не имеющими опыта общения с незрячими людьми и людьми с остаточным зрением.

 

Занятие № 5

Пять способов мобильности незрячих и слабовидящих.                                  Правила сопровождения.

Содержание занятия

Выводы, примечания

теория

практика

Пять способов мобильности незрячих и слабовидящих.

Правила и способы сопровождения незрячих людей в помещении, на улицах города, при передвижении на транспорте.

Главные принципы сопровождения незрячих и слабовидящих.

 

         Коллективная работа по поиску и отработке основных приёмов сопровождения незрячих и слабовидящих людей в помещении, на улицах города, при передвижении на транспорте.

- Применять сопровождение незрячих детей нужно исключительно в случаях объективной необходимости.

- Необходимо приучать ребёнка к активному взаимодействию с сопровождающим.

- Грамотное сопровождение незрячих людей должно быть безопасным, эффективным, взаимокомфортным и эстетичным.

 

Занятие № 6

Речь и коммуникативные навыки

как  основные средства компенсации зрительного дефекта.

Содержание занятия

Выводы, примечания

теория

практика

Понятие о коммуникативных навыках в целом.

Актуальность и особенности формирования коммуникативных навыков у незрячих и слабовидящих детей.

Психологическая подготовка к общению с незнакомыми людьми в процессе самостоятельного ориентирования в пространстве.

Последовательность и методика отработки с ребёнком конкретных диалогов при ориентировании в незнакомых помещениях, на улицах города (вопросно – ответная форма + мимика, пантомимика).

         Коллективная работа и работа в парах. Составление и отработка конкретных диалогов при ориентировании на улицах города (вопросно – ответная форма + мимика, пантомимика).

- Необходимо научить ребёнка грамотно общаться с продавцом, кассиром, работником почты, библиотеки.

 - Необходимо научить ребёнка делать покупки, при необходимости обращаться за помощью к незнакомому человеку, принимать предложенную помощь от окружающих людей.

 

 Занятие № 7

Специфика обучения незрячих детей.

Содержание занятия

Выводы, примечания

теория

практика

Специфика обучения незрячих детей.

Тифлоприборы, специальная наглядность и книги для  незрячих людей и людей с остаточным зрением.

Шрифт системы Луи Брайля.

Правила чтения и письма  по системе Брайля,  рассматривания картинок для незрячих.

Шрифт системы Гебальда.

Практическая работа с тифлоприборами.

Написание в тетради своего имени и фамилии выпуклым шрифтом системы Брайль.

      Самопроверка и взаимопроверка с опорой на таблицу букв.

Письмо по системе Гебальда.

- Родитель должен уметь всё, что умеет ребёнок.

 

Занятие № 8

Развитие пространственных представлений. Формирование образа окружающего пространства.

Содержание занятия

Выводы, примечания

теория

практика

Условия мобильности незрячего человека на улицах города.

Пути формирования у незрячего ребёнка целостных, достоверных и чётких представлений об окружающем пространстве: о пространстве и объектах улицы.

Макеты зданий и территорий.

Магнитный конструктор «Ориентир».

Перенос сформированных топографических представлений на план.

Перенос имеющихся навыков ориентировки в незнакомое пространство.

Работа с макетами школьного здания и  микрорайона школы.

      Индивидуальная работа и работа подгруппами - составление схем школьных помещений, схем изученного пространства и маршрутов  после их обследования и на основе получения словесной информации

Использование в практической работе плоскопечатных схем территорий (карт), прилегающих к дому  каждого ребёнка.

- Грамотное сочетание непосредственного обследования самих помещений и улиц города с последовательным использованием разнообразной наглядности поможет сформировать у ребёнка целостные, достоверные и чёткие представления об окружающем пространстве, тем самым снимет страх открытого пространства, поможет планомерно подготовить ребёнка к самостоятельному ориентированию на улицах города.

 

Занятие № 9

Белая трость – постоянный спутник и помощник.

Содержание занятия

Выводы, примечания

теория

практика

«Белая» трость  объективно необходима, незаменима для самостоятельного передвижения незрячих и слабовидящих людей.

Функции трости.

Правила подбора трости.

         Основные приёмы работы тростью.

Технические средства реабилитации – помощники незрячего и слабовидящего человека при самостоятельном передвижении с «белой» тростью.

         Индивидуальный подбор трости.

Отработка основных приёмов работы тростью.

  Ориентирование с тростью на пришкольном участке.

- Без «белой» трости самостоятельное передвижение незрячих людей и людей с остаточным зрением невозможно.

- Необходимо брать «белую» трость при каждом выходе из дома с максимально раннего возраста ребёнка.

 

Занятие № 10

Развитие вестибулярного аппарата.

Результат можно отследить по динамике развития у ребёнка вестибулярного аппарата. Приложение 3. Диагностические материалы.3. Диагностическая карта по проверке вестибулярного аппарата.

Содержание занятия

Выводы, примечания

теория

практика

   Вестибулярный аппарат.

Объективная необходимость высокоразвитого вестибулярного аппарата для незрячих людей и людей с остаточным зрением.

 

 

 

 

       Упражнения по развитию вестибулярного аппарата. Прямолинейное движение и повороты без опоры на зрение.

Упражнения на мышечное расслабление.

Чаепитие за «круглым столом».

Подведение итогов занятий по программе «Вместе смотрим шире».

Планирование дальнейшего сотрудничества между родителями и тифло педагогом для успешного и гармоничного развития наших детей.

- Необходимо упражнения по развитию вестибулярного аппарата сделать естественной составляющей  режима дня семьи, вводить  элементы таких упражнений в игровую и досуговую деятельность ребёнка. 

 

- Так же, как родители интересуются отметками своих детей по основным предметам, они могут и должны интересоваться успехами своего ребёнка в овладении коррекционными предметами, знакомиться с результатами диагностик ребёнка, на основе их планировать деятельность по коррекции «слабых мест» в развитии ребёнка, в том числе развитии вестибулярного аппарата.

Образовательные результаты программы возможно оценить и отследить по результатам диагностических материалов детей.               Приложение 2

 

 

 

 

Приложение 1

Дневник самостоятельности.

«Дневник самостоятельности» помогает родителям систематизировать совместные занятия с ребёнком по отработке разнообразных навыков, в том числе навыков  самообслуживания, навыков по изучению и закреплению маршрутов и т.п. Педагог оговаривает с родителем и ребёнком то, что они каждый раз будут заносить в дневник данные об отработке разнообразных новых умений и навыков, о своих «путешествиях», когда ребёнок с тростью впервые изучает, либо закрепляет, или просто проходил уже знакомый маршрут, а так – же посещает любые общественные места.

Индивидуально можно оговаривать минимальное количество записей в неделю, при этом учитывая общую учебную нагрузку ребёнка, его состояние здоровья и другие факторы. Педагогу необходимо один раз в неделю проверять и анализировать содержание дневника, поощрять за проделанную работу ребёнка и родителей.

Роль дневника выполняет тетрадь для письма по системе Брайля. Обложка подписана как плоскопечатным шрифтом, так и шрифтом по системе Брайля. На внутренней части обложки вклеена инструкция для родителя, набранная плоскопечатным шрифтом, на первой странице такая – же инструкция написана шрифтом Брайля для ученика.

Каждый педагог может подойти к созданию «дневника самостоятельности» творчески, может создать форму дневника в коллективной творческой работе с родителями. Я предлагаю опробовать такой вариант:

 

Раздел дневника «Я сам!»:

Таблица с примерами заполнения:

Действие

Начали учиться

Выполняет с минимальной помощью взрослого

Справляется самостоятельно

Делает это самостоятельно

в системе

Чистит зубы

Примерно в 2013 году

 

 

С 2015 года

Снимает наволочку с подушки

10.10.2018

24.10.2018

11.11.2018

25.11.2018

 

 

 

 

 

Совместно с родителями можно заранее частично заполнить первый столбик таблицы, дополняя его позднее по необходимости.

Отработанный навык, указанный в последней строке, рекомендуется выписывать на отдельный листок, находящийся на обозрении всех домочадцев и гостей дома, и никто не имеет права выполнять за ребёнка то, что он умеет и делает сам в системе! В этом случае ребёнок будет расти самостоятельным и уверенным в своих силах. Он – полноценный член семьи, имеющий свои обязанности по дому.

Раздел дневника «Путешествия»:

Инструкция:

В дневнике родитель, а как только научится писать – сам ученик указывает:

  1. Число.
  2. А). Маршрут, пройденный самостоятельно с тростью

(например: «Школа – Дом», «Дом – Магазин № 43»).

          Б). Любое общественное место, которое посетил  (почта, магазин, аптека, банк, поликлиника, вокзал и т.п.).

  1. При желании можете описать свои впечатления от маршрута, либо от посещения, указать трудности, с которыми встретились, новый приобретённый опыт и т.п.

Родитель подтверждает запись ребёнка своей росписью, при необходимости комментариями (трудности на маршруте, возникшие вопросы и т.п.). 

 

Приложение 2

Диагностические материалы.

 


 1. Диагностическая программа для оценки уровня ориентировки в пространстве В.З. Денискиной (зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», кандидата педагогических наук).

        Ф.И.   ученика    _____________________________    Программа обучения___

    Год обучения, класс

 Первый уровень                                       месяц        

 

 

 

 

 

 

 

 

Знает приёмы владения тростью

 

 

 

 

 

 

Пользуется приёмами владения тростью

 

 

 

 

 

 

Знает приёмы обследования предметов  и помещений

 

 

 

 

 

 

Владеет приёмами защиты тела при передвижении

 

 

 

 

 

 

Владеет приёмами защиты тела  при поиске упавшего предмета

 

 

 

 

 

 

Выделяет основные элементы улицы

 

 

 

 

 

 

Владеет правилами поведения в городе

 

 

 

 

 

 

Владеет правилами поведения в общественных местах

 

 

 

 

 

 

Выделяет основную и второстепенную улицы

 

 

 

 

 

 

Владеет навыками нахождения подъездных дорог

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно ориентируется на парте

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно ориентируется в помещениях школы - интерната

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно ориентируется на территории, прилегающей к школе

 

 

 

 

 

 

Умеет ходить по нескольким маршрутам

 в пределах микрорайона школы

 

 

 

 

 

 

Овладение первым  уровнем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Год обучения, класс 

Второй уровень                                       месяц        

ооооооооо

оооооооооо

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно ориентируется в открытом пространстве

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно ориентируется на маршрутах повседневной необходимости

 

 

 

 

 

 

Находит на маршруте наиболее удобные и доступные ориентиры

 

 

 

 

 

 

Ориентируется по типу «карта – путь»

 

 

 

 

 

 

Ориентируется в незнакомых помещениях

 

 

 

 

 

 

Умеет эффективно привлекать помощь случайных прохожих

 

 

 

 

 

 

Владеет приёмами обследования улиц, дворов, домов, незнакомого пространства разной конфигурации

 

 

 

 

 

 

Умеет сохранять пространственный образ

 

 

 

 

 

 

Умеет выстраивать незнакомые пространственные структуры (маршруты, взаимосвязь улиц, площадей)

 

 

 

 

 

 

Умеет пользоваться сохранными анализаторами в комплексе

 

 

 

 

 

 

Умеет описывать словами особенности изученных маршрутов, опираясь при этом на имеющиеся осязательные, обонятельные, слуховые, зрительные (по возможности) и другие представления

 

 

 

 

 

 

Овладение вторым  уровнем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Год обучения, класс 

Третий уровень                                       месяц        

 

оооооооооо

 

 

 

 

 

 

Свободная ориентация на любом маршруте самостоятельно или с минимальной помощью

 

 

 

 

 

 

Свободная ориентация на транспорте самостоятельно или с минимальной помощью

 

 

 

 

 

 

Свободная ориентация в естественной среде самостоятельно или с минимальной помощью

 

 

 

 

 

 

Умение свободно передвигаться со случайным сопровождающим

 

 

 

 

 

 

Умение совершать поездки в незнакомые места города

 

 

 

 

 

 

Умение совершать поездки в незнакомые города

 

 

 

 

 

 

Умение ориентироваться в различной обстановке

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно обследовать и изучать пешеходные и комбинированные маршруты различной сложности

 

 

 

 

 

 

Уметь запоминать маршруты, опираясь при этом на осязательное, обонятельное, слуховое, зрительное (по возможности) восприятие и логическое мышление

 

 

 

 

 

 

Свободно пользоваться топографическими представлениями типа «карта – путь» и «карта – обозрение»

 

 

 

 

 

 

Уметь адекватно использовать жесты во время общения с людьми при передвижении по маршруту

 

 

 

 

 

 

Овладение третьим  уровнем:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пяти - бальная система отметок.

Уровни: Низкий – 1 – 2,5;   Ниже среднего – 2,6 – 2,9;     Средний – 3 – 3,5;     Выше среднего – 3,6 – 4,4;      Высокий – 4,5 – 5.

 

 

 

  1. Методика исследования ориентировки в пространстве при ходьбе.

Данная тестовая методика составлена на основе исследований и разработок тифлопедагов В.А. Кручинина (Горьковский педагогический институт им. М. Горького) и Л.А. Семёнова (Свердловская тифлотехническая лаборатория). Методика даёт возможность оценивать способности незрячих по успешности выполнения специальных ориентировочно – двигательных заданий, моделирующих отдельные компоненты  ориентировки, изучить уровень развития пространственной ориентировки при ходьбе у детей с глубоким нарушением зрения. Методика состоит из пространственно – ориентировочных тестов – заданий.

С их помощью можно получить характеристики важных компонентов ориентировки в пространстве, таких, как:

  • прямохождение;
  • воспроизведение заданного расстояния и направления;
  • чувство расстояния;
  • вестибулярную функцию;
  • проприорецепцию с включением памяти.

 

Задание № 1.  Ходьба по прямому маршруту

Оценивается ходьба по прямому маршруту на расстояние до 30 метров (ориентирование на основе вестибулярной функции и на основе проприорецепции с включением памяти). Контрольным является отрезок 10 или 15 метров.

С 5 попыток самостоятельно пройти 15 м. по прямой. После каждого прохождения при помощи экспериментатора ребёнок возвращается на исходную позицию. О степени отклонения от прямой при очередной попытке ему не сообщается. Отклонения от прямой в каждой попытке фиксируются, замеряются с точностью до одного сантиметра, подсчитывается средняя ошибка всех попыток.

 

 

№ попытки

средняя ошибка

уровень развития ориентировочного навыка, примечания

1

2

3

4

5

отклонение влево (см)

 

 

 

 

 

 

 

отклонение вправо (см)

 

 

 

 

 

 

 

Критерием оценки служит величина отклонения в конце маршрута, которая фиксируется в прямоугольной системе координат: отклонения от маршрута по направлению (влево, вправо) согласно оси абцисс, по дальности – согласно оси ординат.

Оценка результатов развития ориентировочного навыка прямохождения и оценки фиксированного расстояния:

Высокий уровень:  остановка в поле внутри прямоугольника (x- 0 - 31 см.; у – 0 - 62 см.);

Средний уровень: остановка в поле (x- 32 - 101 см.; у –63 - 166 см.);

Ниже среднего: остановка в поле (x- 102 - 136 см.; у – 167 – 218 см.);

Низкий уровень: остановка в поле (x- 137 - 171 см.; у – 219 – 270 см.).

Анализ результатов Заданий № 2 (Ходьба по маршруту с поворотом) и № 3 (Движение по замкнутому маршруту) так – же поможет педагогу составить представление об уровне развития у ребёнка навыков прямолинейного передвижения и выполнения им чётких поворотов в пространстве.

 

Диагностическая карта.

Исследование ориентировки в пространстве при ходьбе.

Учени__   ____________________ класса ______      «     »        201_  г.

Задание № 1.  Ходьба по прямому маршруту

С 5 попыток самостоятельно пройти 15 м. по прямой. После каждого прохождения при помощи экспериментатора ребёнок возвращается на исходную позицию. О степени отклонения от прямой при очередной попытке ему не сообщается. Отклонения от прямой в каждой попытке фиксируются, замеряются с точностью до одного сантиметра, подсчитывается средняя ошибка всех попыток.

 

№ попытки

средняя ошибка

уровень развития ориентировочного навыка, примечания

1

2

3

4

5

отклонение влево (см)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________уровень навыка прямохождения.

___________уровень навыка оценки фиксированного расстояния.

Средняя длина шага – __см.

________шагов в 10 м.

Постановка стоп ________

Рекомендации: _________

отклонение вправо (см)

 

 

 

 

 

 

Критерием оценки служит величина отклонения в конце маршрута   10 м., которая фиксируется в прямоугольной системе координат: отклонения от маршрута по направлению (влево, вправо) согласно оси абцисс «Х», по дальности – согласно оси ординат «У».

 

 

Развитие ориентировочного навыка прямохождения

оцениваем по оси абцисс «Х»:

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Низкий уровень

остановка в поле

Х - 0 - 31 см.

остановка в поле

Х - 32 - 101 см.

остановка в поле

Х - 102 - 136 см.

остановка в поле

Х - 137 - 171 см.

 

Развитие ориентировочного навыка оценки фиксированного расстояния оцениваем по оси ординат «У»:

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Низкий уровень

остановка в поле

У – 0 - 62 см.

остановка в поле

У – 63 - 166 см.

остановка в поле

У – 167 – 218 см.

остановка в поле

У – 219 – 270 см.

 

Задание № 2. Ходьба по маршруту с поворотом

Пройти вперёд 10 м., повернуть налево на 90°, пройти вперёд ещё на 5 м. Повторить 3 раза с помощью экспериментатора, а затем 3 раза самостоятельно. Отклонения от маршрута определяются так – же, как при прохождении прямолинейного пути, но учитываются отклонения при повороте. Оценка пространственной ориентировке при ходьбе с поворотом производится на основании сравнения отрезков двух маршрутов – заданного и воспроизведённого испытуемым.

 

1 попытка

2 попытка

3 попытка

средняя ошибка

отрезок     № 1

отклонение влево (см)

 

 

 

 

отклонение вправо (см)

 

 

 

 

угол поворота (градусы)

°

°

°

 

отрезок     № 2

отклонение влево (см)

 

 

 

 

отклонение вправо (см)

 

 

 

 

отклонение от заданной точки (см)

 

 

 

 

 

Задание № 3. Движение по замкнутому маршруту

Пройти по маршруту, представляющему собой квадрат размером 3×3 м. Повторить 3 раза с помощью экспериментатора, а затем 3 раза самостоятельно. Цель теста: выяснение возможности ребёнка при выполнении поворотов на равных расстояниях друг от друга.

 

 

1 попытка

2 попытка

3 попытка

средняя ошибка

угол поворота № 1

°

°

°

°

угол поворота № 2

°

°

°

°

угол поворота № 3

°

°

°

°

угол поворота № 4

°

°

°

°

отклонение от заданной точки (см)

 

 

 

 

 

 

Сводный лист методики исследования ориентировки в пространстве при ходьбе  - уровня навыка прямохождения и оценки фиксированного расстояния. (Задание № 1.  Ходьба по прямому маршруту)

 Ф.И. ученика                                                  программа обучения_____

Уровень навыка прямохождения

                  Год обучения, класс                                                                                месяц

ооооооооооооо

 

 

 

Максимальное отклонение влево по оси абцисс Х (см) в конечной точке

 

 

 

Средний показатель трёх попыток отклонения влево по оси абцисс Х (см) в конечной точке

 

 

 

Максимальное отклонение вправо по оси абцисс Х (см) в конечной точке

 

 

 

Средний показатель трёх попыток отклонения вправо по оси абцисс Х (см) в конечной точке

 

 

 

Уровень навыка прямохождения

 

 

 

Уровень навыка оценки фиксированного расстояния

                  Год обучения, класс                                                                     месяц

ооооооооооооо

 

 

 

Максимальное отклонение  по оси ординат «У» (см) Ошибка (+)

 

 

 

Средний показатель трёх попыток отклонения по оси ординат «У» (см) Ошибка (+)

 

 

 

Максимальное отклонение  по оси ординат «У» (см) Ошибка (-)

 

 

 

Средний показатель трёх попыток отклонения по оси ординат «У» (см) Ошибка (-)

 

 

 

Уровень навыка оценки фиксированного расстояния

 

 

 

  1. Диагностическая карта

по проверке вестибулярного аппарата

Учени_     __________________________программа обучения_______

                                                      Год обучения, класс   

                                                                            возраст

 Задания                                                               месяц

Ооо

оооооооооо

 

 

 

1.Встаньте с жесткого стула, не помогая себе руками (да; нет).

 

 

 

2.Пройдите по прямой линии,

 ставя ступни так, словно вы

 идёте по натянутой веревке.

результат (см)

 

 

 

 

 

 

 

3.Удерживайте равновесие

на одной ноге.

 

правая

 

результат (сек)

 

 

 

уровень

 

 

 

 

левая

результат (сек)

 

 

 

уровень

 

 

 

 

4.Стопы на одной линии, пальцы левой ноги упираются в пятку правой, руки — на поясе. Удерживайте равновесие.

 

 

 

 

Норма выполнения задания

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15лет

Старше

15 лет

Задание 2

(см.)

 

 

180-200

 

200-

230

 

230-260

 

260-290

290 -320

320-350

350-380

380-410

410-440

Задание 3,4

(сек.)

25-28

30-33

35-38

40-43

45-48

50-53

55-58

60-63

65-68

 

Уровни:         Н/Н – ниже нормы;        Н  - норма;        В/Н – выше нормы

Список источников:

 

  1. Волкова И.П. Индивидуально – типологические особенности незрячих. / Москва. 2006г.
  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. / Москва.  Просвещение. 1995г.
  3. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения. / Дефектология, 1998г.
  4. Гришанова И.А. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения. / Образование и наука без границ: материалы II международной научно-практической конференции /Днепропетровск. Наука и образование, 2006г.
  5. Денискина В.З., Венедиктова М.В. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III – IV вида. / ООО «ИПТК «Логос» ВОС» Москва 2007г.
  6. Кручинин В.А. Динамика возрастных изменений в пространственной ориентировке у детей с глубоким нарушением зрения. / Дефектология № 3.
  7. Любимова М.П. Подготовка ребёнка с глубоким нарушением зрения к самостоятельному переходу проезжей части. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 8. 2015г.
  8. Семёнов Л.А. Оценка развития навыков ориентировки в пространстве у слепых детей. / Дефектология.
  9. Солнцева Л.И. Психологическая подготовка ребенка с нарушением зрения в семье. / Москва. 1979г.
  10. Хруль О.С. Некоторые проблемы взаимодействия семьи и ребёнка с нарушением зрения в процессе социализации. / Дефектология № 2. 2004г.
  11. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие  слепого ребенка / Дефектология № 3. 1991г. 
  12. Шведова Н.П. Использование средств наглядности при формировании предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 3. 2015г.

                                        

 

 

 

Оставить комментарий: