Программа подготовки добровольцев для реализации Проекта "Раздвигая границы"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
средняя общеобразовательная школа-интернат № 6
города Ялуторовска
Программа
подготовки добровольцев
для реализации Проекта «Раздвигая границы»
2017 - 2018 г.
Автор программы:
Учитель – дефектолог
С.И. Десятова.
г. Ялуторовска, 2017г.
«Доброта — качество, излишек которого не вредит»
Джон Голсуорси
Пояснительная записка
В России Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определяет понятие добровольца как «физическое лицо, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)». В России нет различия между добровольческой и волонтерской деятельностью. Добровольческая (волонтёрская) деятельность - форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).
В Основах Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, «молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность» - добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения.
Муниципальный Проект «Раздвигая границы», реализуемый на базе МАОУ для обучающихся с ОВЗ средняя общеобразовательная школа-интернат № 6 города Ялуторовска с мая 2017 года по сентябрь 2018 года имеет цель – создание условий для реализации дополнительных возможностей развития, социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции слепых, слабовидящих и умственно – отсталых детей через посещение культурных, исторических, спортивных, медицинских организаций г. Ялуторовска и г. Тюмени. Проведение совместных мероприятий с обучающимися, не имеющими ограничений по здоровью.
Проект реализуется за счёт средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках этого проекта группы слепых, слабовидящих и умственно – отсталых детей под руководством педагогов в течение учебного года будут совершать экскурсии по святым местам Тюменской области, укреплять здоровье на занятиях в бассейне и на ледовом катке, заниматься гончарным делом, осваивать народные промыслы и игру в шашки и шахматы.
Для достижения наибольшего положительного результата педагогам, занимающимся с детьми в этих группах, необходима помощь добровольцев.
Данная Программа предполагает подготовку добровольцев из числа студентов – медиков для реализации Проекта «Раздвигая границы».
Основание для разработки Программы:
- Закон РФ «Об общественных организациях» от 19.05.1995.
- Федеральный закон от 11.09. 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
- Устав МАОУ для обучающихся с ОВЗ средняя общеобразовательная школа-интернат № 6 города Ялуторовска.
- Проект «Раздвигая границы».
Название программы:
- Программа подготовки добровольцев для реализации мероприятий муниципального Проекта «Раздвигая границы».
Направленность программы:
- Социально-педагогическая.
Цель программы:
Знакомство добровольцев с особенностями взаимодействия с детьми выбранной целевой группы, методиками работы с такими детьми для создания благоприятного социального окружения этих детей, достижения значимого долгосрочного эффекта проводимых мероприятий.
Задачи программы:
- Обеспечение взаимодействия детей целевой группы с добровольцами для повышения эффективности результатов реализации проекта.
- Социализация детей с ОВЗ, пребывающих в учреждении интернатного типа, через общение с социально – активной молодёжью.
Категория слушателей:
Студенты Ялуторовского филиала ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж».
Сроки и этапы реализации программы:
Программа реализуется с мая 2017 года по сентябрь 2018 года:
1этап – стартовый:
- Апрель – май 2017г. - Информационная компания по набору добровольцев из числа студентов – медиков, формирование группы добровольцев. - Сентябрь – октябрь 2017г. - Обучение добровольцев.
2 этап – обучающий:
3 этап – активный:
- Октябрь 2017г. - сентябрь 2018г. – Работа добровольцев с группами детей с ОВЗ в рамках реализации проекта «Раздвигая границы». Обеспечение координации, контроля и поддержки добровольцев. Обучение добровольцев, по вопросам, возникающим у них в процессе работы.
4 этап – аналитический:
- Сентябрь 2018г. - Подведение итогов работы. Анализ результатов работы.
Режим занятий: 4 очных занятий по 1 часу (1 раз в неделю).
№ п/п |
Наименование темы |
Форма проведения |
Количество часов |
Ф.И.О. педагога, должность |
Форма контроля |
1 |
Особенности этичного общения с незрячими и слабовидящими людьми. |
Тренинг |
1 |
Десятова С.И. учитель - дефектолог |
Тестирование |
2 |
Правила сопровождения незрячих людей. |
Обучающий практикум |
1 |
Десятова С.И. учитель - дефектолог |
Практическая работа |
3 |
Психологические особенности незрячих и слабовидящих детей. |
Семинар |
1 |
Осинцева С.А. педагог - психолог |
Анкетирование |
4 |
Специфика обучения незрячих детей. |
Обучающий практикум |
1 |
Марьинских Т.И. тифлопедагог |
Практическая работа |
Учебная программа подготовки добровольцев:
Занятие № 1
Особенности этичного общения с незрячими и слабовидящими людьми.
Понятие этики в целом. Причины, требующие соблюдения особых правил при общении с незрячими и слабовидящими людьми. Вред и недопустимость гиперопеки и ложной деликатности зрячих по отношению к детям с ОВЗ. Правила общения с незрячими и слабовидящими. Проигрывание конкретных ситуаций общения. Пути привития детям с ОВЗ в процессе общения навыков этического взаимоотношения с окружающими.
Занятие № 2
Правила сопровождения незрячих людей.
Сферы деятельности волонтеров. Выбор качеств, которыми должен обладать волонтер. Круг обязанностей добровольца, сопровождающего ребенка с ОВЗ. Соблюдение требований к сопровождению незрячих - безопасность, взаимная комфортность, эстетичность, эффективность. Правила и способы сопровождения незрячих людей в помещении, на улицах города, при передвижении на транспорте. Практическая отработка сопровождения незрячих людей.
Занятие № 3
Психологические особенности незрячих и слабовидящих детей.
Влияние слепоты на психическое развитие личности. Факторы и причины, влияющие на становление различных свойств личности ребёнка с ОВЗ (медицинские, педагогические, социальные, социально – бытовые, психофизиологические, психологические). Основные направления и способы позитивного сотрудничества и общения с детьми с ОВЗ.
Занятие № 4 Специфика обучения незрячих детей.
Тифлоприборы. Специальная наглядность и книги для незрячих людей и людей с остаточным зрением. Письмо и чтение по системе Луи Брайля. Теория и практика.
Список добровольцев
для реализации Проекта «Раздвигая границы»
№ п.п. |
Ф.И.О. |
1 |
Абдурахманова Камила Шариповна |
2 |
Ахметова Мадина Муратовна |
3 |
Исханова Дина Ринатовна |
4 |
Конева Кристина Евгеньевна |
5 |
Ларионов Александр Александрович |
6 |
Петрова Анастасия Витальевна |
7 |
Селин Дмитрий Сергеевич |
8 |
Халидуллина Юлия Сергеевна |
9 |
Шайгулина Наталья Борисовна |
10 |
Шестаков Кирилл Дмитриевич |
Ценности добровольческой волонтерской деятельности:
- Оптимизм (позитивное отношение к жизни);
- Социальная ответственность;
- Социально значимые навыки;
- Неравнодушное отношение к окружающим;
- Ценность человеческой жизни «Мы принимаем тебя таким, какой ты есть, и ты принимай других!»;
- Ценность участия.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- Результативность участия волонтеров в создании благоприятного социального окружения детей целевой группы, достижения значимого долгосрочного эффекта проводимых мероприятий.
- Повышение эффективности мероприятий в группах за счёт грамотной и квалифицированной помощи добровольцев.
- Взаимообогащение опытом взаимодействия детей с ОВЗ и студентов – медиков.
- Формирование и развитие активной жизненной позиции и коммуникативных качеств личности у детей с ОВЗ и у студентов – медиков.
- Социализация детей с ОВЗ, пребывающих в учреждении интернатного типа, через общение с социально – активной молодёжью.
Список источников:
- И.П. Волкова. Индивидуально – типологические особенности незрячих. / Москва. 2006г.
- Л..С. Выготский. Проблемы дефектологии. / Москва. Просвещение. 1995г.
- И.А. Гришанова. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения. / Образование и наука без границ: материалы II международной научно-практической конференции /Днепропетровск. Наука и образование, 2006г.
- В.З. Денискина, М.В. Венедиктова. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III – IV вида. / ООО «ИПТК «Логос» ВОС» Москва 2007г.
- Л.И. Солнцева. Психологическая подготовка ребенка с нарушением зрения в семье. / Москва. 1979г.
- О.С. Хруль. Некоторые проблемы взаимодействия семьи и ребёнка с нарушением зрения в процессе социализации. / Дефектология № 2. 2004г.
- Н.П. Шведова. Использование средств наглядности при формировании предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 3. 2015г.