a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа подготовки добровольцев для реализации Проекта "Раздвигая границы"

Автор: Десятова Светлана Ивановна Опубликовано: 2020-01-03 09:25:55

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

средняя общеобразовательная школа-интернат № 6

города Ялуторовска

 

                                                                                                             

                                                                                                                        

Программа

 подготовки добровольцев

для реализации Проекта «Раздвигая границы»

2017 - 2018 г.

 

 

 

Автор программы:

Учитель – дефектолог

С.И. Десятова.

 

 

г. Ялуторовска, 2017г.

 

«Доброта — качество, излишек которого не вредит»

   Джон Голсуорси

Пояснительная записка

 

 В России Федеральный закон  от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определяет понятие добровольца как «физическое лицо, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)». В России нет различия между добровольческой и волонтерской деятельностью. Добровольческая (волонтёрская) деятельность - форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).

В Основах Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, «молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность» - добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения.

Муниципальный Проект  «Раздвигая границы», реализуемый на базе МАОУ для обучающихся с ОВЗ средняя общеобразовательная школа-интернат № 6 города Ялуторовска с мая 2017 года по сентябрь 2018 года имеет цель – создание условий для реализации дополнительных возможностей развития, социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции слепых, слабовидящих и умственно – отсталых детей через посещение культурных, исторических, спортивных, медицинских организаций г. Ялуторовска и г. Тюмени. Проведение совместных мероприятий с обучающимися, не имеющими ограничений по здоровью.

Проект реализуется за счёт средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В рамках этого проекта группы слепых, слабовидящих и умственно – отсталых детей под руководством педагогов в течение учебного года будут совершать экскурсии по святым местам Тюменской области, укреплять здоровье на занятиях в бассейне и на ледовом катке, заниматься гончарным делом, осваивать народные промыслы и игру в шашки и шахматы.

Для достижения наибольшего положительного результата педагогам, занимающимся с детьми в этих группах, необходима помощь добровольцев.

Данная Программа предполагает подготовку добровольцев из числа студентов – медиков для реализации Проекта «Раздвигая границы».

Основание для разработки Программы:

- Закон РФ «Об общественных организациях» от 19.05.1995.

- Федеральный закон от 11.09. 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

- Устав МАОУ для обучающихся с ОВЗ средняя общеобразовательная школа-интернат № 6 города Ялуторовска.

-  Проект «Раздвигая границы».

Название программы:

- Программа подготовки добровольцев для реализации мероприятий муниципального  Проекта «Раздвигая границы».

Направленность программы:

- Социально-педагогическая.

Цель программы: 

Знакомство добровольцев с особенностями взаимодействия с детьми выбранной целевой группы, методиками работы с такими детьми для создания благоприятного социального окружения этих детей, достижения значимого долгосрочного эффекта проводимых мероприятий.   

 

Задачи программы:

- Обеспечение взаимодействия детей целевой группы с добровольцами для повышения эффективности результатов реализации проекта.

- Социализация детей с ОВЗ, пребывающих в учреждении интернатного типа, через общение с социально – активной молодёжью.

Категория слушателей:

Студенты Ялуторовского филиала ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж».

Сроки и этапы реализации программы:

Программа реализуется с мая 2017 года по сентябрь 2018 года:

1этап – стартовый:

- Апрель – май 2017г. - Информационная компания по набору добровольцев из числа студентов – медиков, формирование группы добровольцев. - Сентябрь – октябрь 2017г. - Обучение добровольцев.

 

2 этап – обучающий:

3 этап – активный:

- Октябрь 2017г. - сентябрь 2018г. – Работа добровольцев с группами детей с ОВЗ в рамках реализации проекта «Раздвигая границы». Обеспечение координации, контроля и поддержки добровольцев. Обучение добровольцев, по вопросам, возникающим у них в процессе работы.

4 этап – аналитический:

- Сентябрь 2018г. -  Подведение итогов работы. Анализ результатов работы.

 

Режим занятий: 4 очных занятий по 1 часу (1 раз в неделю).

п/п

Наименование темы

Форма проведения

Количество часов

Ф.И.О. педагога, должность

Форма контроля

1

Особенности этичного  общения с незрячими и слабовидящими людьми.

 

Тренинг

 

1

Десятова С.И. учитель - дефектолог

Тестирование

2

Правила сопровождения незрячих людей.

Обучающий практикум

1

Десятова С.И. учитель - дефектолог

Практическая работа

3

Психологические особенности незрячих и слабовидящих детей.

 

Семинар

 

1

Осинцева С.А. педагог - психолог

Анкетирование

4

Специфика обучения незрячих детей.

 

Обучающий практикум

 

1

Марьинских Т.И. тифлопедагог

Практическая работа

 

 

Учебная программа подготовки добровольцев:

Занятие № 1

Особенности этичного  общения с незрячими и слабовидящими людьми.

 

Понятие этики в целом. Причины, требующие соблюдения особых правил при общении с незрячими и слабовидящими людьми. Вред и недопустимость гиперопеки и ложной деликатности зрячих по отношению к детям с ОВЗ. Правила общения с незрячими и слабовидящими. Проигрывание конкретных ситуаций общения. Пути привития детям с ОВЗ в процессе общения навыков этического взаимоотношения с окружающими.

 

Занятие № 2

Правила сопровождения незрячих людей.

 

Сферы деятельности волонтеров. Выбор качеств, которыми должен обладать волонтер. Круг обязанностей добровольца, сопровождающего ребенка с ОВЗ. Соблюдение требований к  сопровождению незрячих - безопасность, взаимная комфортность, эстетичность, эффективность. Правила и способы сопровождения незрячих людей в помещении, на улицах города, при передвижении на транспорте. Практическая отработка сопровождения незрячих людей.

 

Занятие № 3

Психологические особенности незрячих и слабовидящих детей.

 

Влияние слепоты на психическое развитие личности. Факторы и причины, влияющие на становление различных свойств личности ребёнка с ОВЗ (медицинские, педагогические, социальные, социально – бытовые, психофизиологические, психологические). Основные направления и способы позитивного сотрудничества и общения с детьми с ОВЗ.

 

Занятие № 4 Специфика обучения незрячих детей.

 

Тифлоприборы. Специальная наглядность и книги для  незрячих людей и людей с остаточным зрением. Письмо и чтение по системе Луи Брайля. Теория и практика.

 

 

Список добровольцев

для реализации Проекта «Раздвигая границы»

№ п.п.

Ф.И.О.

1

Абдурахманова Камила Шариповна

2

Ахметова Мадина Муратовна

3

Исханова Дина Ринатовна

4

Конева Кристина Евгеньевна

5

Ларионов Александр Александрович

6

Петрова Анастасия Витальевна

7

Селин Дмитрий Сергеевич

8

Халидуллина Юлия Сергеевна

9

Шайгулина Наталья Борисовна

10

Шестаков Кирилл Дмитриевич

 

 

Ценности добровольческой волонтерской деятельности:

  • Оптимизм (позитивное отношение к жизни);
  • Социальная ответственность;
  • Социально значимые навыки;
  • Неравнодушное отношение к окружающим;
  • Ценность человеческой жизни «Мы принимаем тебя таким, какой ты есть, и ты принимай других!»;
  • Ценность участия.

 

 

Ожидаемые результаты реализации Программы:

 

  1. Результативность участия волонтеров в создании благоприятного социального окружения детей целевой группы, достижения значимого долгосрочного эффекта проводимых мероприятий.

- Повышение эффективности мероприятий в группах за счёт грамотной и квалифицированной помощи добровольцев.

- Взаимообогащение опытом взаимодействия детей с ОВЗ и студентов – медиков.

- Формирование и развитие активной жизненной позиции и коммуникативных качеств личности у детей с ОВЗ и у студентов – медиков.

- Социализация детей с ОВЗ, пребывающих в учреждении интернатного типа, через общение с социально – активной молодёжью.

 

 

 

Список источников:

 

  1. И.П. Волкова. Индивидуально – типологические особенности незрячих. / Москва. 2006г.
  2. Л..С. Выготский. Проблемы дефектологии. / Москва.  Просвещение. 1995г.
  3. И.А. Гришанова. Возможности формирования коммуникативной успешности у обучаемых в условиях учебного общения. / Образование и наука без границ: материалы II международной научно-практической конференции /Днепропетровск. Наука и образование, 2006г.
  4. В.З. Денискина, М.В. Венедиктова. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III – IV вида. / ООО «ИПТК «Логос» ВОС» Москва 2007г.
  5. Л.И. Солнцева. Психологическая подготовка ребенка с нарушением зрения в семье. / Москва. 1979г.
  6. О.С. Хруль. Некоторые проблемы взаимодействия семьи и ребёнка с нарушением зрения в процессе социализации. / Дефектология № 2. 2004г.
  7.  Н.П. Шведова. Использование средств наглядности при формировании предметных и пространственных представлений у слепых и слабовидящих учащихся. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 3. 2015г.

 

 

 

 

Оставить комментарий: