a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Не простое яйцо" 2 класс.

Автор: Десятова Светлана Ивановна Опубликовано: 2020-01-03 09:36:27

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

средняя общеобразовательная школа-интернат № 6

города Ялуторовска

 

 

 

 

Внеклассное занятие – практикум

по предмету «Ориентировка в пространстве»

для незрячих детей и их родителей

 

«Рука в руке»

 

Контингент: незрячие ученики 5 класса и их родители,

 а так – же родители незрячих учащихся 1 – 4 классов в качестве гостей мероприятия.

Продолжительность: 40 минут

 

 

Автор работы: Десятова С.И.

 

 

Аннотация

 

Внеклассное занятие «Рука в руке» задумано, разработано и проводится с целью повышения эффективности освоения детьми 1 - 5 классов коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве».

Коррекция и компенсация недостатков в развитии пространственной ориентировки у незрячих школьников не происходит спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы. На овладение коррекционным предметом «Ориентировка в пространстве» ученикам 1 – 5 классов по учебному плану даётся 1 урок в неделю, но навыки ориентирования и мобильности постоянно отрабатываются на каждом из предметов учебного цикла, а так – же во внеклассной работе педагогами школы – интерната.

Помня о том, что ребёнок большую часть времени находится вне стен школы – в кругу своей семьи, совершенно необходимо сделать и родителей грамотными помощниками в формировании у ребёнка навыков и умений, являющихся  основой социальной адаптации для слепых - навыков и умений ориентирования и мобильности.

Занятие «Рука в руке» поможет наладить систематическую грамотную деятельность родителей по разностороннему развитию ребёнка с учётом его зрительного дефекта.

Занятие нацелено на то, чтобы родители становились активными помощниками в развитии самостоятельности  их ребёнка, увидели в комплексе, как они сами могут выстроить работу с ребёнком по конкретным направлениям:

  • формировать у него пространственные представления;
  • отрабатывать навык использования тифло-трости;
  • развивать все сохранные анализаторы;
  • развивать коммуникативные способности ребёнка.

Так – же занятие «Рука в руке» направлено

  • на создание общего положительного настроя и сплочение школьного сообщества (педагогов, родителей, детей);
  • на укрепление веры родителей в силы, возможности и способности своих детей;
  • на понимание родителями того, что возможность максимальной социализации их ребёнка реализуется при условии слаженной работы и единства подходов педагога и родителей.

Занятие «Рука в руке» несёт в себе и эмоциональную поддержку родителей и их детей, а так – же даёт незрячему ребёнку возможность повысить свою самооценку, продемонстрировать взрослым то, чему он уже научился и настроиться на плодотворные занятия не только в стенах школы, но и в кругу своих родственников.

Зачастую после таких занятий родители дают больший простор для самостоятельности своим детям.  Это не маловажно ещё и потому, что именно с родителями ребёнок чаще бывает в незнакомых ему ранее местах (помещениях, на улицах города, в парках и на природе). Именно с родителями есть возможность осваивать открытое пространство возле места проживания (детские площадки, маршруты от дома до магазина, поликлиники и т.п.). Обогащение ребёнка опытом ориентирования в незнакомых помещениях и пространствах даёт ему возможность повысить эффективность освоения коррекционного предмета «Ориентировка в пространстве».

Родители учащихся 1 – 4 классов, присутствующие в качестве гостей мероприятия, имеют возможность на таком занятии увидеть, как нужно уже сейчас развивать своего ребёнка для того, чтобы он становился максимально самостоятельным.

Такое мероприятие может занять место в ряду индивидуальных и групповых консультаций тифлопедагога для родителей незрячих детей.

Оборудование:

Музыкальные отрывки из песен «Ты – человек», «Мы маленькие дети – нам хочется гулять», «Крылатые качели»  Е. Крылатова к фильму «Приключения Электроника»;

Звуки животных и птиц (верблюд, заяц, аист);

прибор «Ориентир» (по количеству пар – родитель + ребёнок);

Макет территории школы;

Спичечные коробки, ватные палочки, коробки от зубной пасты, карандаши, книги, крышки от банок и бутылок, губки для мытья посуды;

Тактильная трость; Ультразвуковой прибор «Сонар»; Повязки для глаз по числу родителей;

Баночки с запахами, блюдца, вилки, фрукты;

Фигурки животных;

Шоколадки по числу детей;

Книга под научной редакцией О.Л. Алексеева «Дорогу осилит идущий» (Екатеринбург 2013).

Рекомендации по пространственной ориентировке (по количеству родителей).  Приложение 1.

Дневник самостоятельности (по количеству родителей).  Приложение 2.

 

 

Ход занятия

И родители детей, принимающих участие в мероприятии и родители – гости сидят произвольно в первом ряду так, чтобы дети свободно могли подойти к ним.

Звучит фрагмент песни Е. Крылатова «Ты – человек» из фильма «Приключения Электроника».

Дети и педагог вместе выходят к родителям и начинают мероприятие.

Вводная часть

- Замечательный день. Замечательная встреча. В нашем зале ученики и родители.

Мы с ребятами пригласили сегодня Вас, уважаемые родители, для того, чтобы обсудить серьёзный, важный вопрос. Вопрос самостоятельности ребят во взрослой жизни. А то, что человек со слабым зрением или без зрения может быть самостоятельным, это – факт. Подтверждают это не только многие великие и известные люди, но и многие выпускники нашей школы.

- Ребята, а как вы считаете, что вам необходимо делать уже сейчас для того, чтобы постепенно становиться самостоятельными, обходиться без сопровождающего? (Использовать трость на улицах города и в неизвестных помещениях, самостоятельно делать покупки в магазинах, чаще совершать поездки на общественном транспорте, бывать в незнакомых местах города, больше общаться с людьми и т.п.).

- Чья помощь в подготовке к самостоятельным путешествиям по улицам города может вам понадобиться? (Помощь педагогов, родителей).

- Свою маму любой узнает из тысячи других. Уважаемые гости, мамы, приготовьте свои руки. Ребята. Найдите в зале свою маму по рукам и подходите с ней вместе ко мне.

- Сейчас вы крепко держитесь за руки. И маме и ребёнку комфортно и спокойно.

- Но… (Фрагмент песни – Е. Крылатова «Мы маленькие дети – нам хочется гулять» из фильма «Приключения Электроника». Текст песни: «Слова упрямо эти я буду повторять: «Тем, кто за нас в ответе давно пора понять: мы маленькие дети, нам хочется гулять! А нам говорят, что…»).

- …гулять мы можем только за руку с сопровождающим, а мы с этим не согласны. Мы скоро вырастем и гулять захотим самостоятельно. И тогда родителям придётся ослабить руку, ослабить, и отпустить руку ребёнка… Уважаемые мамы, отпускайте руку ребёнка.

- Этот процесс отпускания ребёнка во взрослую, самостоятельную жизнь родители всегда переносят болезненно.

- Вопрос к мамам. А что же поможет вам в будущем принять самостоятельность ребёнка?   (Его подготовленность и самостоятельность в бытовых делах, в ориентировании).

- Процесс подготовки не быстрый. Пора начинать уже сейчас. Уважаемые мамы. Сегодня мы с ребятами подскажем вам, что необходимо делать, чтоб ребёнок со временем научился самостоятельно ориентироваться в городском пространстве без помощи сопровождающего.

- Мамы, вы готовы стать ученицами?  (Да). Проходите за парты вместе с ребятами. Сегодня наши дети – ваши помощники в обучении.

 

I этап (обучение родителей построению схем и маршрутов)

(Надпись на доске: Наш ребёнок вырастет самостоятельным, если мы:)

- Итак, наш ребёнок вырастет самостоятельным, если мы РАЗВИВАЕМ  ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.      (На доске появляется надпись:

1.Развиваем пространственные представления.)

- Согласитесь, без зрения сложно понять, что и как расположено вокруг тебя на улицах города. Есть ли здания, какова их форма,  как они расположены в пространстве.

Хорошо, если есть макет. (Демонстрация макета территории школы). Обследовав макет, рассмотрев его руками, всё становится понятно. Ребёнок легко поймёт – какова форма здания, есть ли другие строения рядом с ним. Как они расположены относительно друг – друга. Где проходят пешеходные маршруты.   Но мы не сможем делать макеты всех дворов, домов и улиц города.

- Ребята, какой прибор  мы используем для построения схем пространства? (Магнитный конструктор «Ориентир»).

- Дорогие мамы. Мы с ребятами заранее выстроили схему хорошо знакомого вам пространства. (На парты раздаются схемы школьного двора, построенные заранее на приборе «Ориентир»).

- Вопрос мамам - Вы узнаёте это пространство? (Школьный двор).

- Покажите на схеме:

  • здание школы;
  • вход в здание школы;
  • центральный вход на территорию школы;
  • лавочки.

 (Руки мамы и ребёнка работают сопряжённо. Мама показывает рукой и называет объект на схеме, ребёнок подтверждает или опровергает правильность показа).

- Схему любого пространства строим в соответствии со сторонами света. Не переворачиваем схему зеркально, не крутим её.

-Для того чтобы ориентироваться на определённых маршрутах, необходимо их выстроить, подробно описать словами и познакомиться с ними тактильно, пальчиками.

- На схемах мы сами можем выбирать размеры изображаемых объектов.

- Мамы, понятен ли вам принцип построения схемы пространства? (Ответы на возможно возникшие вопросы). 

- Тогда сейчас на этой схеме школьной территории мы выстроим маршрут.

- Ребята, подскажите, что такое маршрут. (Маршрут – это путь от пункта А до пункта Б. Это дорожка, по которой ступают наши ноги).

- Задание мамам: Проложите при помощи магнитов маршрут следования:

  • от школьного крыльца до калитки;
  • от школьного крыльца до левой крайней лавочки. (Мамы строят, дети проверяют).

- Понятен ли мамам принцип построения маршрута? (Да).

- Тогда задание, в котором вам помогут ребята. Постройте знакомое вам (и маме и ребёнку) пространство. Это может быть, например,  двор возле вашего дома. (Каждая пара (мама + ребёнок) договаривается между собой об объекте строительства и начинает работу).

- Строите вместе и проговариваете всё, что изображаете, чтобы каждый элемент схемы был понятен. (5 минут).

Приглушённо звучит музыка. Фрагмент песни – Е. Крылатова «Крылатые качели» из фильма «Приключения Электроника». Начало текста: «Детство кончится когда – то, ведь оно не навсегда». 

- Проложите на выстроенной схеме маршрут, которым чаще пользуетесь.

- Расскажите, что вы изобразили на схеме. (Каждая пара представляет свою работу).

- Вы справились и вы прекрасно работаете совместно. Будете и в дальнейшем строить схемы и маршруты дома, в свободное время? (Да).

- Жду вопроса от родителей. (Из чего строить?)

- Итак, реклама строительных материалов! Ребята, выходите ко мне. Доставайте из мешочка любой предмет,  громко называйте этот предмет и демонстрируйте его родителям. А вы, уважаемые родители, говорите, что можно изобразить этим предметом на схеме. (Спичечные коробки, ватные палочки, коробки от зубной пасты, карандаши, книги, крышки от банок и бутылок, губки для мытья посуды и т.п. Например – крышкой от банки можно изобразить фонтан).

 

II этап (подсказка родителям – как выстроить работу по освоению пространства с использованием тактильной трости).

- Да. Строить схемы и маршруты – это труд. Согласны?  (Да).

-  А как было бы здорово, если бы, как в сказке, была волшебная палочка! Взмахнул ей, и научился ходить по улицам города самостоятельно…

- Существует такая волшебная палочка? (Нет).

- А я говорю – существует! Только одного взмаха ей маловато. Ей нужно взмахнуть не раз и не два, а много - много раз, и тогда станешь самостоятельным. Что – же это за волшебная палочка? (Это тактильная трость). (Раскрываю щелчком складную тактильную трость).

На доске появляется надпись:

  1. Обеспечим ребёнка тростью!

- Без трости изучение и запоминание маршрутов невозможно.

- Ребята, выходите ко мне, расскажем родителям, для чего вам нужна трость. Передавая трость друг – другу, каждый из вас назовите одну функцию трости (Щуп – удлиняет руку и расширяет зону обследования, Буфер – предотвращает столкновение, Генератор звука – помогает определить размер помещения (стук тростью о пол), Знак для водителей и пешеходов).

- Ребята, назовите маршруты, который вы уже умеете проходить самостоятельно. (Школа – Магазин. Школа – Почтовое отделение. Школа – Аптека).

- А смогли бы вы пройти этот маршрут без трости? (Нет).

- Мамы, нужна ли тактильная трость нашим детям для того, чтобы они становились самостоятельными? (Да).

  – Самостоятельное передвижение незрячего человека на улицах города без тактильной трости невозможно. Трость даёт безопасность при передвижении.

- Мамы! В ближайшее свободное время в хорошем настроение начинайте вместе с ребёнком строить первый маршрут от подъезда своего дома до ближайшего объекта. Постепенно расширяйте изученное вокруг дома пространство. Могу подсказать, что хорошо запоминаются маршруты до магазинов с шоколадками.

  • Проговаривая, с ребёнком построили схему пространства,
  • проложили небольшой маршрут,
  • проговорили и рассмотрели весь маршрут.
  • Вышли на улицу, прошли по этому маршруту с тростью, просмотрели маршрут тростью по краю тротуара, рассмотрели и назвали все ориентиры маршрута (бордюр, заборчик, столб, в каком месте поворот).
  • После этого возвращаемся домой, этим - же маршрутом. Обратите внимание на то, что ребёнок идёт по правой стороне тротуара и изучает всё, что ему встретится на пути, а при возвращении это будет так – же правая, но уже другая сторона тротуара, и будут встречаться другие ориентиры.
  • После возвращения домой рассматриваем выстроенный нами маршрут. Проговариваем, как шли.

Всё это нужно делать не спеша, при необходимости повторять и проходить один и тот – же маршрут несколько раз.

- Ребята, мамы, договорились, что будете этим заниматься? (Да).

- Трость заменить ничем нельзя, но в помощь трости появляются технологичные приборы. Это и лазерные трости, и другие приборы, которые предупреждают звуковым сигналом или вибрацией о  препятствиях. Существует навигация, основанная на спутниковой технологии. Вместе с тростью она обеспечивает возможность самостоятельного и безопасного передвижения.

Мы с ребятами используем в ориентировании ультразвуковой фонарь «Сонар».

– Ребята, кто из вас расскажет о нём, выходите ко мне. (Это прибор, способный вибрацией и звуком предупреждать о приближении препятствия. Зависимо от настройки, прибор может реагировать на препятствие на расстоянии от 1 до 7 метров).

- Приглашаю самую смелую маму испытать прибор. Мама, выходите со своим консультантом. Он поможет вам освоить прибор. (Выходят мама и ребёнок. Мама закрывает глаза повязкой. Надевает на шею прибор на шнурке. Ребёнок объясняет, как пользоваться прибором: Прибор включается нажатием нижней кнопки. При приближении к вертикальному препятствию прибор начинает вибрировать и издавать предупреждающие звуки).

- Что маме нужно сделать перед началом движения? (Взять трость!).

- Помним о том, что любые приборы, гаджеты и даже собака – проводник идут только в помощь тактильной трости. (Испытываем прибор – мама идёт с тростью по направлению к стене. На выставленном на приборе расстоянии (1 метр) до стены, прибор срабатывает).

Вывод – Приборы помогают обеспечить безопасность при передвижении.

 

III этап (Развитие сохранных анализаторов)

- Мы во всём привыкли полагаться на зрение. Но при отсутствии зрения картину окружающего мира рисуют все сохранные анализаторы. Давайте, их назовём (обоняние, осязание, вкусовые ощущения, остаточное зрение, слух).

На доске появляется надпись:

  1. Развиваем обоняние, вкусовые ощущения, осязание, остаточное зрение, слух.

- Чем лучше будут развиты все анализаторы, тем ярче и подробнее будет картинка окружающего мира.

- Готовы развивать анализаторы? Тогда мамы закрывают глаза (повязками). Мамы – испытуемые – дети – эксперты.

а). Развиваем обоняние. Маме подаю в руки баночку с запахом, она по запаху определяет, что это – ребёнок нюхает, подтверждает или опровергает предположение мамы.

б). Развиваем вкусовые ощущения. Маме и ребёнку подаю в руки вилочки с наколотыми кусочками фруктов. Мама по вкусу определяет, что это – ребёнок подтверждает или опровергает предположение мамы.

в). Развиваем осязание через обследование фигурок различных животных. Мама обследует и называет изображённое животное – ребёнок подтверждает или опровергает предположение мамы.         

- Снимаем повязки.

г). Укрепляем остаточное зрение. Ежедневно вместе делаем зарядку для глаз. Их великое множество. Ребята. Выходите ко мне. (Дети проводят для всех зарядку для глаз  - «Пальминг»).

д). Развиваем слух. Объясняем каждый непонятный звук.  Показываем рукой направление – откуда идёт звук. Следим рукой за передвижением звука. Знакомим с многообразием звуков.

- Задание мамам – угадайте, какое животное или птицу вы сейчас услышите. Дети подскажут вам мимикой и пантомимой.  (Прослушиваем звуки, издаваемые верблюдом, аистом, зайцем. Ученики изображают животных и птицу характерными движениями). 

 

IV этап (Развитие коммуникативных способностей)

- Последняя полоска на доске. Что же ещё нам нужно развивать у ребёнка для его самостоятельности? (Ответы родителей).

 На доске появляется надпись:

  1. Развиваем у ребёнка коммуникативные способности – способности к общению.

- При самостоятельной ориентировке ребятам очень понадобится умение пользоваться услугами магазинов, банков, почтового отделения, аптеки, умение обращаться к окружающим за помощью, например, на неизвестном маршруте.

- Расширяйте круг общения ребёнка, не ограничиваясь общением  только с родственниками и школьными друзьями. Вместе посещайте объекты соцкультбыта – почтовые отделения, банки, магазины. Предоставляйте ребёнку возможность общаться с продавцом самостоятельно при совершении каждодневных покупок.

- Успешному общению поможет развитая мимика и пантомимика. Развивать их просто. При чтении книг находите подходящие отрывки, предлагайте их оживить при помощи мимики и пантомимики.

- Ребята, покажем сказку.  Готовы?  Сейчас вы все медвежата. Медвежата, отправляйтесь на диван. (Все дети разместились на диване).

- Медвежата наелись вкусного мёда. Довольные устроились поудобнее и стали засыпать. В берлогу прилетела пчела. Решила она сесть кому-нибудь на сладкий язычок, но медвежата стиснули зубы, губы,  надули щёки и стали сильно дуть на пчёлку. Пчёлка обиделась и улетела. Медвежата сладко задремали, приоткрыли рот и засопели. Снова прилетела пчёлка. Медвежата не стали её прогонять, а покатали её у себя на лбу, двигая брови вверх – вниз. Пчёлка уснула, и медвежата спокойно и сладко уснули. Во сне они улыбались.

- Просыпайтесь, медвежата, сказка то закончилась! И занятие наше подходит к концу.

- Мамы, присаживайтесь на диван к своим ребятам - медвежатам.

- Мамы, оцените работу детей. Хорошо ли они вам помогали? (Ответы мам).

- Ребята, понравилось вам заниматься вместе с мамами? (Ответы детей). - Мамы справлялись с нашими заданиями?  (Ответы детей).

- Тогда ни что не мешает вам вместе заниматься дома.

- Давайте же ответим на тот вопрос, ради которого мы собрались – смогут ли ребята, когда вырастут, стать самостоятельными и что для этого нужно?    (Наши общие усилия. Нужны систематические  занятия не только в школе, но и  дома).

-Хочу сказать спасибо ребятам. Примите от меня небольшой подарок, но угадайте, что это: это придаёт нам силы, может быть материалом для строительства схем, а может помочь развивать обоняние и вкусовые ощущения. Упаковка этого может издавать шуршащий звук. Послушайте его. (Шуршание фольги и фантика. Шоколадка).

- Спасибо, уважаемые мамы. Для вас рекомендации по пространственной ориентировке. А ещё я представляю вам книгу «Дорогу осилит идущий». В ней собраны самые распространённые вопросы таких – же, как вы  родителей по развитию ребят с проблемами зрения. На каждый вопрос в книге дают ответы тифлопедагог, психолог, другие специалисты, взрослые незрячие люди. Кто первый возьмёт её почитать? Так – же вручаю вам Дневники самостоятельности. Они помогут вам систематизировать работу по закреплению уже знакомых и освоению новых маршрутов.

- Помните. Мы говорим об ограниченных возможностях здоровья, но то, насколько они ограничены, зависит от нас. В наших силах заниматься, развивать наших детей, раздвигать стены и потолки ограничений.

Вы - что прекрасно высоки,
Не дорожите тёплым кровом,
Платя всей жизнью, всею кровью,
Приподнимайте потолки.
Плечом, натруженной спиною,
Бессонной мыслью,

всей судьбою
Приподнимайте потолки!

Хоть на вершок,
Но ближе к звёздам,
Упёрши в балки две руки

Сегодня -  завтра будет поздно,
Приподнимайте потолки.
Вам объявляют - нету данных,
Не вышел ростом – невысок.
И давит плечи, кем - то данный,
У каждого свой потолок.
Приподнимайте потолки мечты,

отринув ложь уютца,
И коль они не поддаются -
Пусть плиты потолка крепки,

Проламывайте потолки!

 

- Жизнь прекрасна. Счастье доступно всем. Всем желаю счастья, а ребятам ещё и самостоятельности.

 

 

 

Список литературы:

 

Алексеев О.Л., Туленкова З.Р., Черепанова Н.В. "Дорогу осилит идущий" Ответы на вопросы родителей слепых и слабовидящих детей. Екатеринбург 2012г. 

Денискина В.З., Венедиктова М.В. «Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III- IV вида» ООО «ИПТК «Логос» ВОС» Москва – 2007г.

 

 

 

 

Оставить комментарий: