Работа музыкально-игровой гостиной "Музыка с мамой"
Работа музыкально-игровой гостиной «Музыка с мамой»
( в группе раннего возраста)
Именно в группе раннего возраста (с 2 до 3 лет) начинается приобщение к музыкальному искусству, развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания музыки, ознакомление с музыкальными понятиями и жанрами, воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Наилучшей для музыкального развития и обучения малышей является среда, в которой дети, родители и педагоги активно участвуют в музыкальной деятельности.
Используя музыкально-игровую развивающую среду как средство развития, педагоги и родители содействуют обогащению сенсомоторного, эмоционального, творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития.
Организационные и методические принципы проведения занятий
в детского-родительских группах:
- совместное выполнение задания взрослым и ребенком по показу педагога.
Активную роль выполняет взрослый. Ребенок — наблюдатель или пассивный участник.
Родитель на этом этапе находится в позиции за спиной ребенка, который сидит у него
на коленях или на подушке между ногами.
- Совместное выполнение задания взрослым и ребенком по показу педагога. Взрослый
находится рядом с малышом, помогая только в том случае, если ребенок не справляется
самостоятельно.
- Совместное «параллельное» выполнение. Поддержка осуществляется в основном на эмоциональном уровне, возможен небольшой контроль и словесная корректировка выполнения.
- И взрослый и ребенок — полноправные участники. Родитель — эмоционально поддерживает и одобряет успешность. Корректировка производится через наглядный показ.
- На занятиях используются как традиционные подходы, так и современные технические средства обучения.
- Занятия имеют развивающий характер, ориентированы на общее и музыкальное развитие ребенка в процессе овладения им музыкальной деятельностью.
Цель: Способствовать общему, музыкальному и социальному развитию детей средствами музыкально-игровой деятельности, а также обучать родителей способам и приемам музыкального развития ребенка и организации музыкально-игровых занятий в семье.
Задачи:
- Развитие музыкальных способностей.
- Обеспечение условий для общего развития средствами музыкально-игровой деятельности.
- Развитие навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Музыкально-образовательная работа с родителями.
Организация занятий:
- количество детей в группе - до 8 человек;
- несколько подгрупп: 2-3 группы;
- Продолжительность занятий с детьми 15-20 минут
- Регулярность проведения занятий - 1 раз в 2 недели.
Методика проведения занятий в гостиной:
Каждое занятие начинается с приветственных песенок, которые не меняются на протяжении всего учебного года. Эти игры помогают ребенку войти в коллектив, создают положительный эмоциональный фон.
После приветственных песенок проводятся игры-разминки. Они способствуют активизации внимания, развивают чувство ритма, выдержку, навыки общения, учат детей действовать по показу педагога.
Благодаря пальчиковым и жестовым играм у ребенка развивается мелкая моторика, речь, формируется концентрация внимания и выдержка. Для детишек 2-3 лет пальчиковые и жестовые игры это песенный репертуар, который малыши с удовольствием разучивают на занятиях и исполняют дома.
Игровой массаж способствует сенсорному развитию самих детей, укрепляет детско-родительские отношения, развивает внимание и выдержку, мелкую моторику. Родители выполняют движения игрового массажа на спине ребенка, в то время как малыш выполняет эти же движения у себя на ножках.
Раздел «Музыкально-ритмические движения» включает:
- игры с предметами;
- игры с подражательными движениями;
- игры с ловлей;
- игры на взаимодействие;
- игровую гимнастику;
- ритмику, танцы.
Предложенные игры и упражнения развивают навыки основных танцевальных движений, навыки ориентировки в пространстве, дают возможность для активного движения, учат детей согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, способствуют развитию самостоятельности, развивают музыкальные способности.
Для знакомства детей с нотами и развития слуха на занятиях используются музыкальные инструменты: синтезаторы, металлофоны, ксилофоны.
Музыкально-двигательный показ с пением активизирует внимание малышей, доставляет им массу положительных эмоций, способствует развитию слуха, речи, голоса. Одна и та же песенка повторяется несколько раз, сопровождаясь инсценировками, подражательными ритмичными жестами, игрой на музыкальных инструментах.
Использование на занятии сказок — способствует развитию творческих способностей детей, активизирует воображение, развивает навыки общения и взаимодействия.
При разучивании новой игры
- Важно обеспечить понимание детьми сюжета и содержания игры. Если в ней встречаются персонажи, образы или понятия, незнакомые детям, сначала малышам о них рассказывают, используя игрушки и картинки.
- Проводится «презентация» игры под фонограмму (показав детям необходимые движения или комбинации), а затем, на первом этапе разучивания, проводится игра под пение или мелодическую ритмизацию текста — в удобном темпе и с необходимыми остановками.
- Когда игра разучена детьми — проводится под «минус» (музыку без пения солистки), исполняя песню сами и побуждая подпевать детей.
- Тематические «связки» между играми и упражнениями (хотя бы в рамках одного «блока» игр). Если ребенок не хочет играть, все выполняет взрослый.
- Обговаривается с родителями, что не следует все время активно помогать своему ребенку или постоянно исправлять ошибки. Лучшая поддержка для малыша — совместная игра, когда ребенок видит, что родитель также заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одергивает.
Технология музыкального обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребенка в процессе занятий и игры.
Занятия проходят в разных формах: сюжетно-тематических музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий, что несомненно повышает интерес ребенка к музыке.