Проект "Край родной,навек любимый"
Документы для скачивания
Тема. «Край родной, навек любимый»
Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, поселку, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце
Одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации” стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в группе уже с младшего возраста, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями своего поселка, города. Решением данной проблемы стала реализация проекта.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного поселка, города, и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с малой Родиной возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил Смоленщину, начнут проявлять интерес к событиям из жизни своего поселка и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
Познавательное развитие
- Дать знания детям о родном крае, поселке, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в области.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Смоленск.
- Пополнить собственные знания и знания родителей о своей малой Родине.
Социально-коммуникативное развитие.
- Пробудить в детях чувство любви к своему поселку, городу, уважение к его традициям и обычаям
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды и здорового образа жизни.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
Речевое развитие.
- Развивать связную речь детей, память, воображение, логическое мышление.
- Приучать детей слушать друг друга и быть внимательными.
- Отрабатывать речевые навыки во время презентации, подготовленной вместе с родителями.
- Развивать способность к словотворчетву.
Художественно-эстетическое развитие.
- Познакомить с культурой и традициями Смоленщины.
- Использовать разные приёмы изобразительной деятельности в передаче полученных знаний.
- Использовать художественное слово при знакомстве с историей поселка, города.
Физическое развитие.
- Формировать основы экологического воспитания и здорового образа жизни в каждой семье.
- Воспитывать чувства гордости за смоленских спортсменов, их успехи, желание попробовать себя в спорте.
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы знания о родном поселке, городе, крае.
- Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
- Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
- Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
- Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии края, города, поселка.
Продукт проекта: пополнение материалом мини-музея по краеведению.
Участники проекта
- дети
- воспитатели
- родители
Сроки реализации
Сентябрь 2018 – май 2019гг.
1 этап: Подготовительный
1). Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
2). Разработка проекта
- Беседы с родителями и детьми. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться друг с другом.
- Создание творческой группы (родители, заинтересованные в данной теме, воспитатель).
- Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого участника темой проекта.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
- Составление плана работы над проектом.
2 этап: Основной
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
- Настольно-дидактические игры «Собери герб», «Природа родного края» и т. д.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Оформление дидактических игр по краеведению:
«Собери картинку», «Карта моего поселка», «Город будущего», «Мой край родной», «Узнай, где это?», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Познавательное развитие
- Экскурсии по поселку.
- Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего поселка.
- Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
- Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Смоленск – прошлое и настоящее», «Моя Родина –Смоленщина!», «Красная книга Смоленской области», «Смоляне – участники ВОВ», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
- Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «С чего начинается Родина»
- Посещение музея.
Продуктивная деятельность
- Народное творчество Смоленщины.
- Лепка «Животные и птицы»
- Создание папки рисунков «Смоленск – глазами детей и родителей»
- Изготовление макетов «Мой родной дом», «Наш детский сад».
- Оформление серии фотоальбомов «Путешествие по поселку Кардымово», «Музеи города Смоленска», «Их имена прославили Смоленщину».
Развитие речи
- составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Кардымово»
- беседы с детьми «Мамочка любимая», «Моя бабулечка самая хорошая», «Наша семья»
Ознакомление с художественной литературой
- знакомство с творчеством детских писателей Смоленщины (библиотека)
- Разучивание стихов, песен о Смоленщине.
Музыка
- занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
- «Пришла коляда накануне Рождества»
- «Мы играем в оркестр народных инструментов»
Формы и методы работы с родителями
- Беседы с родителями о важности данной проблемы
- Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
- Изготовление семейных альбомов
- Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
- Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Смоленской области ”, «Птицы родного края», «Природа нашего края»
- Информация для родителей «История родного города», и т.д.
3 этап. Завершающий
1). Презентационно – завершающий
- Оформление уголка краеведения «Мой любимый поселок»
- Открытое занятие “Моя малая Родина”
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
2). Контрольно-рефлексивный
- Подведение итогов.
- Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Литература:
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», – С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.