a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая система по формированию нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста

Автор: Родина Ксения Николаевна Опубликовано: 2020-01-09 22:58:26

Документы для скачивания

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.                                 

 Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук;

- свобода выбора изо  материалов и техник.

  Потому темой моего самообразования я выбрала: «Развитие художественно-творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционной техники рисования».

Цель работы: Развитие художественно - творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Познакомившись с методической литературой  различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
  3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

В начале своей работы я провела диагностику знаний и умений детей в этом направлении, определив критерии по которым  буду оценивать их умения:

-  умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;

- умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;

- умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;

- умение  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

- проявление желания участвовать в выставках детских работ.

Конечно, эти критерии больше запланированы на перспективу, но  некоторые я применила и в начале своей работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Результаты были не высоки, хотя кое-какие успехи у нас были, потому что некоторые приемы нетрадиционных техник я использовала в раннем возрасте, такие как рисования пальчиками и ладошками.

Во второй младшей группе свою работу я начала с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем, постепенно, вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

 Основные техники, используемые в этом возрасте:

-рисование пальчиками, ладошками

-рисование тычками из поролона, ватными палочками

-печатание листьями, картофелем, морковкой;

-Рисование свечой, углем

В среднем возрасте - нетрадиционные техники:

- Рисование свечой, углем;

- Кляксография с трубочкой;

- Монотипия;

- Набрызг;

- Восковые мелки + акварель;

- Оттиск смятой бумагой;

- Рисование поролоном;

- Гравюра (граттаж);

- Оттиск пробкой, поролона, пенопласта;

- Тиснение;

- Тычок жесткой (щетина) полусухой кистью;

- Рисование по сырому;

- Кляксография с ниткой;

- Рисование на ткани;

- Рисование солью;

- Расчёсывание краски;

Для того чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, использовала  детскую  литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволило сделать  рисование доступным, содержательным и познавательным.

 Система работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного посредством нетрадиционных техник рисования

месяц

техника нетрадиционного развития

тема занятия

сентябрь

рисование пальчиками

Цветные пальчики

Ягодки на тарелке

Сшили Тане сарафан

Разноцветные мячики

октябрь

рисование пальчиками

Дождик, дождик пуще...

Листья желтые летят

Подводное царство

Петушок, петушок…

ноябрь

рисование ладошками

Цветные ладошки

Цветик-семицветик

Ёжик

Мишка косолапый

декабрь

рисование ватными палочками

Горошины для петушка

Идет снег

Узор на платочке

В лесу родилась елочка

январь

тычок

Вот зима кругом

Снег идет

Цыплятки

Бусы для Кати

февраль

оттиск (штамп) пенопластом

Кубики для Вани

Мячики

Башни

Гусеница

март

оттиск (штамп) пенопластом

Платье для Катюши

рисование губкой

Спрячь зайку

рисование трафаретом

Веселые животные

рисование по-мокрому

Солнышко

апрель

рисование смятой бумагой

Березки

Одуванчики

Ёжик

монотипия

Воздушные шарики

май

набрызг

Салют

Звездочки на небе

рисование пипеткой

Дождь идет

Мухомор

  

Месяц

Тема занятия

задачи

Сентябрь

 

1.Путешествие по цвету

Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.

Сентябрь

2.Осенние волшебные цветочки (печатание листьями)

Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Октябрь

Веселый жучок

Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

Октябрь

Волшебная осьминожька (рисование ладошками)

Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

Ноябрь

Волшебная разноцветная ручка

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

Ноябрь

Как прекрасен мир природы (рисование + аппликация)

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

Декабрь

Снегири на ветке (метод тычка)

Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Декабрь

Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету)

Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Декабрь

Снежинка

Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма.

Январь

Мой маленький добрый друг (техника тычка)

Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Январь

Волшебная зимняя сказка (рисование + аппликация)

Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

Январь

 

Новогодняя елочка

Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

Февраль

 

 

Я в волшебном  лесу

Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации.

Февраль

Морозные сказочные узоры

Вызвать у детей желание передать в рисунке свои впечатления с помощью доступных средств выразительности. Развивать зрительное восприятие и творческое воображение. Продолжать учить детей использовать в работах нетрадиционный метод рисования - набрызг.

Март

Весёлые животные у меня дома

закрепить с детьми умение рисовать тычком по

контуру, развивать творческие способности, умение дополнять рисунок мелкими деталями.

Март

Звёздное небо и его чудеса

учить создавать образ звёздного неба, используя смешения красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Март

Птицы прилетели весной

закреплять умение детей рисовать способом тычка, развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать навыки и умение при дополнении  рисунка.

Апрель

Цветы весной

преобразовывать геометрические фигуры в различные предметы, -развивать умение составлять несложную композицию, воспитывать желание порадовать подарком маму.

Апрель

Волшебный дождик

познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик),

-аккуратно закрашивать лист жидкой краской.

-развивать творческое воображение,

-воспитывать интерес к рисованию.

Май

Воздушные цветные  шарики

Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

Май

Летнее небо и его красоты

 

Продолжать знакомить детей со свойствами акварели (прозрачные, любят воду), техникой рисования по-мокрому, знакомить с новыми оттенками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.

Май

Мячики для неваляшек летом

Закреплять рисование округлых форм слитным движением кисти. Продолжать учить правильно,  держать кисть, по окончании работы промывать кисть в воде и сушить её о салфетку. Закреплять знание основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). Воспитывать у детей доброе отношение к игрушкам, желание нарисовать для них мячики.

Планируя работу с детьми, продумываю  сотрудничество с их родителями: использую любую возможность общения  для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечения, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится  в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, мастер классы, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества  детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Такая совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

Для родителей подготовила консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования».

Из всего этого можно сделать вывод, что обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Оставить комментарий: