Методическая система по формированию нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста
Документы для скачивания
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук;
- свобода выбора изо материалов и техник.
Потому темой моего самообразования я выбрала: «Развитие художественно-творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционной техники рисования».
Цель работы: Развитие художественно - творческих способностей у детей посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
- Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
- Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
- Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
В начале своей работы я провела диагностику знаний и умений детей в этом направлении, определив критерии по которым буду оценивать их умения:
- умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;
- умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявление желания участвовать в выставках детских работ.
Конечно, эти критерии больше запланированы на перспективу, но некоторые я применила и в начале своей работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Результаты были не высоки, хотя кое-какие успехи у нас были, потому что некоторые приемы нетрадиционных техник я использовала в раннем возрасте, такие как рисования пальчиками и ладошками.
Во второй младшей группе свою работу я начала с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем, постепенно, вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг, рисование пипеткой. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с кляксографией и ниткографией. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т.д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.
Основные техники, используемые в этом возрасте:
-рисование пальчиками, ладошками
-рисование тычками из поролона, ватными палочками
-печатание листьями, картофелем, морковкой;
-Рисование свечой, углем
В среднем возрасте - нетрадиционные техники:
- Рисование свечой, углем;
- Кляксография с трубочкой;
- Монотипия;
- Набрызг;
- Восковые мелки + акварель;
- Оттиск смятой бумагой;
- Рисование поролоном;
- Гравюра (граттаж);
- Оттиск пробкой, поролона, пенопласта;
- Тиснение;
- Тычок жесткой (щетина) полусухой кистью;
- Рисование по сырому;
- Кляксография с ниткой;
- Рисование на ткани;
- Рисование солью;
- Расчёсывание краски;
Для того чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, использовала детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволило сделать рисование доступным, содержательным и познавательным.
Система работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного посредством нетрадиционных техник рисования
месяц |
техника нетрадиционного развития |
тема занятия |
сентябрь |
рисование пальчиками |
Цветные пальчики Ягодки на тарелке Сшили Тане сарафан Разноцветные мячики |
октябрь |
рисование пальчиками |
Дождик, дождик пуще... Листья желтые летят Подводное царство Петушок, петушок… |
ноябрь |
рисование ладошками |
Цветные ладошки Цветик-семицветик Ёжик Мишка косолапый |
декабрь |
рисование ватными палочками |
Горошины для петушка Идет снег Узор на платочке В лесу родилась елочка |
январь |
тычок |
Вот зима кругом Снег идет Цыплятки Бусы для Кати |
февраль |
оттиск (штамп) пенопластом |
Кубики для Вани Мячики Башни Гусеница |
март |
оттиск (штамп) пенопластом |
Платье для Катюши |
рисование губкой |
Спрячь зайку |
|
рисование трафаретом |
Веселые животные |
|
рисование по-мокрому |
Солнышко |
|
апрель |
рисование смятой бумагой |
Березки Одуванчики Ёжик |
монотипия |
Воздушные шарики |
|
май |
набрызг |
Салют Звездочки на небе |
рисование пипеткой |
Дождь идет Мухомор |
Месяц |
Тема занятия |
задачи |
Сентябрь
|
1.Путешествие по цвету |
Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. |
Сентябрь |
2.Осенние волшебные цветочки (печатание листьями) |
Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. |
Октябрь |
Веселый жучок |
Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. |
Октябрь |
Волшебная осьминожька (рисование ладошками) |
Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. |
Ноябрь |
Волшебная разноцветная ручка |
Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. |
Ноябрь |
Как прекрасен мир природы (рисование + аппликация) |
Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
Декабрь |
Снегири на ветке (метод тычка) |
Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка. |
Декабрь |
Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету) |
Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Декабрь |
Снежинка |
Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
Январь |
Мой маленький добрый друг (техника тычка) |
Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
Январь |
Волшебная зимняя сказка (рисование + аппликация) |
Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. |
Январь
|
Новогодняя елочка |
Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. |
Февраль
|
Я в волшебном лесу |
Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. |
Февраль |
Морозные сказочные узоры |
Вызвать у детей желание передать в рисунке свои впечатления с помощью доступных средств выразительности. Развивать зрительное восприятие и творческое воображение. Продолжать учить детей использовать в работах нетрадиционный метод рисования - набрызг. |
Март |
Весёлые животные у меня дома |
закрепить с детьми умение рисовать тычком по контуру, развивать творческие способности, умение дополнять рисунок мелкими деталями. |
Март |
Звёздное небо и его чудеса |
учить создавать образ звёздного неба, используя смешения красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
Март |
Птицы прилетели весной |
закреплять умение детей рисовать способом тычка, развивать воображение, чувство композиции. Совершенствовать навыки и умение при дополнении рисунка. |
Апрель |
Цветы весной |
преобразовывать геометрические фигуры в различные предметы, -развивать умение составлять несложную композицию, воспитывать желание порадовать подарком маму. |
Апрель |
Волшебный дождик |
познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик), -аккуратно закрашивать лист жидкой краской. -развивать творческое воображение, -воспитывать интерес к рисованию. |
Май |
Воздушные цветные шарики |
Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. |
Май |
Летнее небо и его красоты
|
Продолжать знакомить детей со свойствами акварели (прозрачные, любят воду), техникой рисования по-мокрому, знакомить с новыми оттенками, развивать творческое воображение, воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию. |
Май |
Мячики для неваляшек летом |
Закреплять рисование округлых форм слитным движением кисти. Продолжать учить правильно, держать кисть, по окончании работы промывать кисть в воде и сушить её о салфетку. Закреплять знание основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). Воспитывать у детей доброе отношение к игрушкам, желание нарисовать для них мячики. |
Планируя работу с детьми, продумываю сотрудничество с их родителями: использую любую возможность общения для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечения, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, мастер классы, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Такая совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.
Для родителей подготовила консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования».
Из всего этого можно сделать вывод, что обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.