"Упрямство и капризы у детей и их предупреждение"
Документы для скачивания
Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда только на капризы, а бывает не то ни другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения – проявление трудностей; у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.
На упрямство детей жалуются те родители, которые требуют от своих детей немедленного и безоговорочного повиновения. Промедление в выполнении требования, неудача ребёнка, тем более его отказ подчиниться, они склонны рассматривать как некую злонамеренность, протест и считают своим долгом это упрямство сломить, перебороть.
Если родители в своих требованиях всегда строги, да ещё обладают властным характером, то детей они всегда считают упрямыми. При этом абсолютно равнодушны к внутреннему миру собственного ребёнка, к его чувствам и переживаниям, эмоционально далеки от него. Просьбы детей их раздражают, а причины того или иного желания ребёнка, мотивы его действий они часто и не стараются понять.
Уважение к ребёнку, даже к самому маленькому, подразумевает умение и желание взрослого его понять, встать мысленно на его место, допустить возможность существования его собственного мнения. Если ребёнок упрямится, значит, его что-то не устраивает и нужно узнать, в чём дело. Борьба с упрямством должна быть разумной, спокойной и настойчивой. Если упрямство свойственно, как правило, сильным и энергичным детям, упорно отстаивающим своё мнение в открытой борьбе с такими же энергичными родителями, то несколько иначе обстоит дело с капризами. Капризы вызываются теми же причинами, что и упрямство, однако, как уже отмечалось, свойственные чаще детям более слабым и более зависимым от взрослых, более нуждающимся в тёплом эмоциональном контакте с матерью.
«Капризность» как устойчивая форма поведения, «черта характера» отличаются следующими признаками. Капризный ребёнок находится в особом состоянии – «готовности» к капризу, если упрямый малыш проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требование родителей, то капризный пускается в нытьё и плач по любому поводу. Если для «упрямца» самое главное – не уступить взрослому, а настоять на своём и если взрослый отстанет, махнёт на него рукой, он будет только рад, то «капризуля» наоборот, скорее стремится добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе. У упрямого ребёнка всегда есть своё мнение, цель, котороё он добивается, которую он может противопоставить желанию родителей и с жаром отстаивать. Его излюбленное выражение «Я хочу!». У капризного ребёнка любимые слова – «Я не хочу!». Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают родители, в надежде, что он наконец-то согласится. Ему очень нравится быть в центре внимания, поэтому, отказываясь от чего-то, ребенок никогда не предлагает своего варианта. Без труда дети манипулируют и полученными от взрослых разрешениями или запрещениями.
Уважение к собственному ребёнку, уважение к нему, как к личности, а также здравый подход к каждой конкретной ситуации, в которой проявляется упрямство – единственный верный путь к нормализации отношений между родителями и ребёнком. И пусть не сразу, но правильная политика взрослых даст свои результаты. Упрямство относительно легче поддаётся коррекции именно поэтому, что изменений личности у упрямого ребёнка в большинстве случаев нет, его неправильное поведение – во многом отражение неправильного поведения взрослых. Изменится позиция взрослого – изменится и поведение ребёнка.
Чтобы ребёнок перестал капризничать для большинства родителей легче всего уступить его желанию. Но это прекращает только конкретный, сиюминутный каприз, а капризность как форму поведения, наоборот закрепляет. Чтобы побороть эту неприятную черту характера ребёнка, от взрослых требуется огромная настойчивость и терпение.
Прежде всего, взрослым нужно изменить своё поведение, вырваться из зависимости капризного ребёнка. Позиция родителей должна стать более твёрдой. Ребенок, хоть и с опозданием, но усвоит, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо и что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же предложат что-то взамен.
Одновременно взрослые должны сделать ещё одно, более сложное дело – научить ребёнка хотеть что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить своё желание, выработать настойчивость в достижении поставленной цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность, которая у таких детей обычно совершенно не развита. Самое сложное – сделать всё это так, чтобы ребёнок воспринял принятые меры не как наказание, а наоборот, как радость. Основным источником радости для ребёнка является совместная со взрослыми деятельность, разнообразное общение, но не по привычной схеме «хочу – не хочу».
Чем содержательнее жизнь ребёнка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остаётся на капризы, и хотя капризы исчезают далеко не сразу, при настойчивом, внимательном педагогическом руководстве цели вполне можно достигнуть.
В целом же для искоренения и упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств находятся не в ребёнке, а именно в родителях. Искать же источник упрямства и капризов только в ребёнке бесполезно.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий