Статья для педагогов
Документы для скачивания
Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе их общения. Одна из ведущих ролей в создании правильных взаимоотношений между воспитанниками детского сада принадлежит игре.
В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой малыши влияют друг на друга, приобретают жизненные привычки. Их взаимоотношения в процессе ролевых игр(дидактических и сюжетно-ролевых), а также их интересы связаны в значительной мере с играми творческого характера, которые создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми –заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи. Большое место в них занимает отображение труда взрослых: малыши играют в поезд, пароход, изображают смелых воинов. Родители должны помнить, что без знакомства с окружающим миром, без чтения рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей их игры будут бедными по содержанию.
В игре ребенок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданиями, огорчениями, радостями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Задача воспитателя состоит в том, чтобы разъяснить , как следует договариваться, учитывая желания друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости, справедливо распределять задания между собой, выслушивать мнения товарищей , возражать в корректной форме. Организация такой деятельности возможна лишь на этапе закрепления имеющихся навыков, когда дети не нуждаются в разъяснении приемов работы, и их внимание можно сосредоточить на другой задаче.
Способы сотрудничества формируются у детей постепенно. Вначале следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты всех участников в общий итог. Например «Цветы на лугу» (рисование, аппликация и лепка). А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, скажем, расписывание волшебных сапожек, скатерти-самобранки. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие элементы узора они включат и где их разместят. Такие занятия способствуют укреплению дружеским взаимоотношениям ребят.