Консультация на тему : "Развитие познавательных способностей у дошкольников старшего возраста"
Документы для скачивания
Одним из аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов.
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития ребенка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности Развитие познавательных способностей дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше
Познавательные способности – 1) это индивидуальная особенность человека, направленная на познание окружающего его мира, развивающаяся под воздействием множества факторов и условий в деятельности. – 2) это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике.
Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.
К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие.
Познавательные и творческие способности формируются в деятельности в процессе поисков и находок, которые осуществляются в повседневной практике
В развитии познавательных способностей важную роль играют различные интеллектуальные конкурсы, как: клуб веселых и находчивых, турниры эрудитов, знатоков. Такие конкурсы привлекают детей необычностью, праздничностью. Дошкольники показывают свое умение анализировать, синтезировать, обобщать, что способствует дальнейшему развитию процессов мышления; учатся самостоятельно решать проблемные ситуации, планировать свои действия, осуществлять поисковую деятельность. В процессе решения проблемных ситуаций дети используют известные способы действий, переносят их в незнакомые условия. Организация этих конкурсов способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника.
Путями развития познавательных способностей является художественно-речевая деятельность, художественный анализ литературных произведений, во время которого внимание детей направляется на образные и языковые средства произведения. Дошкольники учатся понимать образное содержание фразеологизмов, пословиц, поговорок, метафор. В связи с формированием у ребенка базовых моральных ценностей, в этот период очень полезно показывать ему фильмы и мультфильмы, пропагандирующие те или иные ценности. То же самое относится и к тематическим книгам. В связи с тем, что начало школьной жизни в этом возрасте уже не за горами, необходимо особое внимание уделить развитию речи ребенка. Ведите с ним беседы, обязательно спрашивайте мнение ребенка относительно прочитанной книги или увиденного фильма. Стимулируйте ребёнка к применению полученных навыков в повседневной жизни.
Кроме художественной и речевой деятельности, для развития познавательных способностей используют разнообразные развивающие игры, в частности игры Б.П. Никитина, содержащие чрезвычайно широкий диапазон задач, как по сложности, так и по разнообразию характера.
Используя в своей работе развивающие игры, кроссворды, ребусы, задачи-головоломки; организуя художественную, художественно-речевую деятельность, художественный анализ произведений, различные формы познавательной деятельности, разнообразные интеллектуальные конкурсы, конструктивную деятельность, педагог тем самым способствует развитию познавательных способностей дошкольников.
Для дошкольников доступной является и исследовательская деятельность, о чем ярко свидетельствует детская любознательность, желание познать причины близлежащих явлений. Г.Г. Ващенко подчеркивает, что для стимулирования стремления детей к исследовательской деятельности необходимо придерживаться определенных правил. Он советует на вопрос "почемучек" давать верные, продуманные ответы в возможно простой форме, при этом не спешить с ответами на вопросы детей, ведь иногда дошкольники самостоятельно могут найти ответ на собственные вопросы, взрослому следует лишь предоставить им такую возможность. Для стимулирования познавательной активности можно использовать прием сомнения-размышления (А может? Возможно, было как-то иначе? А могло ли быть иначе? Как ты думаешь, что будет потом? Что могло здесь случиться?). С помощью такого рода занятий дети могут не только передавать свое впечатление от воспринятого, но и обосновывать свои мысли, поскольку включается механизм регуляции познавательной деятельности, заключается в целеустремленности тех внутренних психических действий, которыми реализуется процесс познания. Вопрос предоставляют задачей проблемного характера, возбуждают детей к поиску способов решения.
Развитию познавательных способностей также способствует участие детей в деятельностном групповом проекте. Участвуя в такой деятельности, дошкольники имеют возможность планировать, распределять свою работу; обобщать, классифицировать материал; сравнивать качество выполнения работы. Коллективная деятельность вызывает интерес у детей, повышает их активность и способствует развитию мышления, улучшает эмоциональное состояние. Благодаря рациональному сочетанию руководства педагога и самостоятельной деятельности детей, развивается самоконтроль и умение анализировать ошибки.
Любимым видом детской деятельности является конструирование. Это не только интересное, но и весьма полезное занятие. При конструировании дети учатся анализировать предметы, выделять характерные признаки, сравнивать по этим признакам. Кроме того, развивается способность устанавливать разнообразные зависимости между отдельными явлениями (зависимость конструкции от ее назначения и т.п.); совершенствуется умение планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативность, вымысел. Такая деятельность имеет большое значение для развития творческого воображения, фантазии, мышления, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций.
Для развития познавательных способностей дошкольников следует учитывать индивидуально-психологические особенности, т.е. темп усвоения знаний, особенности эмоций, регуляцию поведения; формировать положительное эмоциональное отношение к любой деятельности, использовать интеграцию различных видов детской деятельности
Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно - манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр
К.Д.Ушинский подчеркивал, что в дошкольный период решающую роль в воспитании познавательных способностей в целом и операций мышления частности играют родители, поскольку именно они в первую очередь постоянно общаются с ребенком, стимулируют его .
Что может сделать воспитатель в сотрудничестве с родителями для развития познавательного интереса дошкольников:
-развивать интересы в рамках всех занятий;
-использовать методы и приемы направленные не на передачу знаний ребенку (перенасыщение информацией, без учета подготовленности дошкольников, а необходимо активизировать процесс освоения знаний - использовать блоково-тематическое планирование;
-реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме;
-использовать методы обеспечивающие у дошкольников повышение осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать, формировать представления о значимости некоторых открытий -рассматривать детские энциклопедии и книги -использовать приемы «Чего не хватает? » (отсутствие достопримечательности на карте, «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям, обмена информации «Я сегодня узнала»;
-коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности;
-сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность;
-создавать ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности»;
Для развития познавательной деятельности необходимы педагогические условия, которые направлены на формирование и развитие познавательного интереса:
-отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач;
-определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта;
-единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей;
-развитие в единстве когнитивных, эмоциональных волевых и творческих компонентов интереса;
-соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе занятий;
-вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми;
-«погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств - включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы выдвигать и достигать успехов в их разрешении;
И, конечно, очень важен индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявления любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.
Проявляя чуткость и внимание к каждому ребенку, воспитатель учитывает его индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное педагогическое воздействие. С позиции предстоящего школьного обучения очень важно, чтобы найденная воспитателем эффективная тактика индивидуального подхода к детям получила свое дальнейшее развитие в семье и соответствующем
подходе к ним учителей.