Проект «Песочные фантазии"
Проект «Песочные фантазии"
Информационная карта проекта
Игры с песком одна из форм естественной деятельности детей. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Манипуляция с песком – как с мокрым так и с сухим успокаивает импульсивных, чересчур активных детей и при этом раскрепощают скованных, зажатых детей. Такие игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Всё это на прямую связанно с развитием речи, мышления, наблюдательности, внимания, а также на развития воображения и творческих способностей детей. Игры с песком доступны для детей не только на уличной площадке, но и дома либо в детском саду. Ещё более весомым плюсом является возможность многофункционального применение песка с ним можно играть, строить замки, рисовать, сочинять и рисовать сюжеты сказок, может применяться как наглядное пособие по математике(рисование и счёт предметов, больше меньше и т.д). В связи с большим количеством положительных характеристик методики рисования песком, с простой доступностью применяемых материалов для игр с песком весьма актуальным и целеобразным будет введение в практику работы с детьми занятий с использованием с песком.
Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.
Цель проекта:
- ознакомить со свойствами воды и песка;
- развитие мелкой моторики;
- формировать умение экспериментировать с предметами;
- обогащение словарного запаса.
Задачи проекта:
- укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
- обеспечивать эмоциональное благополучие;
- расширять кругозор, создавать атмосферу радости и удовольствия;
- пробуждать симпатию к сверстникам, формировать единый детско – взрослый коллектив;
- развивать психологические процессы, познавательные способности;
- развивать творчество и креативность;
- продолжать учить пользоваться формочками, совочками;
- воспитывать желание играть с песком.
Этапы реализации.
1 этап – подготовительный.
1.Чтение и рассматривание художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки, стихи, загадки).
2.Проведение игр с песком, водой.
3.Проведение игровых занятий.
- Опытно – экспериментальная деятельность
2 этап -практический
Формы работы с детьми |
Программные задачи |
Чтение стихотворений Л.Герасимовой «Играем с песком» «Нас сегодня ждёт песочек» |
Развивать речь детей, активизировать словарь. |
Экспериментальная деятельность «Отпечатки ладошек на песке» |
Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности. Учить делать отпечатки ладони, развивать фантазии, творческие способности. |
Игра -ситуация «Плывут кораблики» |
Развивать речь детей, побуждать к вхождению в роль, учить действовать в импровизации самостоятельно. |
Игры с песком «Рисуем пальчиком на песке» |
Развивать зрительно - слуховые связи, мелкую моторику, координацию движения творческое воображение. |
Наблюдение за мокрым и сухим песком. Из чего удобнее строить. |
Закрепить знание свойства песка. |
Заучивание потешки «Водичка, водичка» |
Развивать умение проговаривать потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики. |
|
|
Рекомендации для родителей «Игры с песком и водой в домашних условиях» |
Способствовать физическому развитию ребёнка, развивать мелкую моторику рук, зрительную и двигательную координацию. |
3 этап – итоговый
Создание детьми постройки из песка на тему «Песочные фантазии»
Галерея нетрадиционных игр и пособий
Игры с водой и песком.
Открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый- холодный, тонет- плавает и др.)
Центр «Песок и вода» - помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач развития ребёнка 2-3-х лет. Речь идет о самостоятельной игре – с экспериментированием, с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.
Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом разрушать и снова построить.
Для игр с песком нужны совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки грабельки).
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики), сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет»?), набор цветных камешков, ракушек.
Игры с водой.
Воспитатель предлагает ребенку экспериментирование с водой:
- Тонет не тонет
- Мокнет
- Горячее, холодное
- Растворяется (краска, гуашь)
- Вылавливание предметов сочком
- Путешествие кораблика
- Купание игрушек
- Рыбалка
« Переливалочки»
Наша задача - научить малыша переливать воду из одной емкости в другую. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край. Спросите кроху: почему вода из чайника не С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
«Водяная мельница»
Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмите ковшик с носиком, зачерпните воды и покажите малышу, что лить надо, стараясь на центр лопасти.
«Разливаем суп»
Покажите ребенку, как с помощью половника можно из одной небольшой кастрюльки перелить воду в другую кастрюлю. Дети очень любят делать все по- взрослому, поэтому с удовольствием работают с половником. А теперь, когда мы уже научились хорошо держать половник, предложите разлить «суп» в пластмассовые тарелочки, не разлив.
«Ловим шарики»
Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
Стихи про песок.
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!
Н. Хилтон
Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да папа молодец!
И. Финк
Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть, дружок.
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.
А. Орлова
Морскими песками
Песочницы полны,
Я глажу руками
Песочные волны.
Песочные воды
Заманчиво зыбки,
Там плавают плавно
Песочные рыбки.
В песочных волнах
Провести я готов
Немало счастливых
Песочных часов!
И может услышу
Как где-то на дне
Солёное море
Дышит во сне.
Лепить пироги – это очень легко.
Дворцы возводить и лачуги совком,
А рядом фигурки лепить.
Мы едем туда, где ни леса, ни скал,
Мы едем туда где простор из песка
Под солнцем… и тысячи спин…
Рассыпалась башня в бесформенный ком,
Так много воды по соседству с песком.
Кто только её натаскал?
Мы крепость построим, а рядышком — ров.
Но ты убегаешь куда-то с ведром.
Вода что ли лучше песка?
В. Бредихин
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.
Е. Ярышевская
Я не ем, я не сплю –
Я куличики леплю.
На песочке у воды
Встали ровные ряды.
Свежий воздух, море, лето...
Жарким солнышком согреты,
Вырастают куличи -
Крепыши и силачи!
Силачей из песка
Огромное количество!
Это храбрые войска
Песочного Куличества!
М. Ершова
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда.
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Бывают столкновения –
Но это не беда.
Ссора – на мгновение,
А дружба навсегда.
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.
Н. Шумов
Мы в песочнице играем.
Мы копаем, мы копаем.
Помогайте, бабушки.
Выбирайте камушки.
Помогайте, помогайте.
Нас с Марусей не ругайте.
Пообедаем потом.
Нам достроить нужно дом.
Дом большущий - с Машу ростом.
Ну, а это так непросто.
Так что - не до мелочей.
Строим дом из куличей.
Стройкомпания у нас.
Дом построим - высший класс!
В доме место всем отыщем.
Пусть, жильцов в нем будет тыща!
Кукол всех туда поселим.
Так, что скоро новоселье!
Приходите отмечать.
Поздравления кричать!
В. Гвоздев
Раз, совочек! Два, совочек!
И ведёрко из пластмассы.
Во дворе у нас песочек.
Настроение – прекрасно!
Мамы вывели играть
Сыновей и милых дочек.
Хорошо, что к нам опять
Привезли во двор песочек!
Из песочка куличей
Напечём мы самых, самых!
– Любят наших малышей! –
Говорят друг другу мамы.
Загадки про песок
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
Ответ: Песок
Петя замок строит ловко,
Катя торт печет ведерком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал ...
Ответ: Песок
Что-то можно в нем зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нем поспать часок.
Угадали что? - ...
Ответ: Песок
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.
Ответ: Песок
Рекомендации для родителей" Игры с песком и водой в домашних условиях".
Задачи:
- Способствовать физическому развитию ребёнка (развиваем мелкую моторику рук, а так же зрительную и двигательную координацию).
- Знакомим ребёнка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды, песка).
- Расширяем и обогащаем словарь детей.
4.Снимаем психическое напряжение, агрессии, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Какие игры с водой можно организовать дома?
- Знакомство со свойствами воды.
* Вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или губкой.
* Вода бывает горячая, тёплая и холодная. Попробовать на ощупь.
* Вода не пахнет. У неё нет запаха. Дать понюхать.
* Воду можно переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.
* Воду можно окрасить, добавить в неё краситель(чай, кофе, гуашь и т.д.)
- Переливание воды разными емкостями(ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
- Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку...).
- Весёлая рыбалка(вылавливание ложкой разных предметов из разных по объему ёмкостей).
- Тонет - не тонет (игры на экспериментирование).
- Игры с заводными плавающими игрушками.
Играя с песком,дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способностьпропускать воду, состоит из мелких песчинок и т.д.
Песок - хорошее психопрофилактическое средство. Он способен"заземлять" негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние.
Какие игровые упражнения можно делать с малышами?
* Вот какие наши ручки (ребёнок слегка вдавливает ручку в песок, проговаривая о своих ощущениях - песок сырой, сырой, тёплый, холодный и т.д.
* Вот наши кулачки (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев - сравнивать на что похож отпечаток.).
* Пальчики гуляют ("поиграть" одновременно пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно).
* Пальчики играют ("поиграть" одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино).
* Ползают ладошки (зигзаобразные и круговые движения ладошками по песку - едет машина, ползёт жук, крутится карусель..) То же самое ребром ладошки.
* Кто здесь пробегал (Оставлять следы одновременно разным колличеством пальцев. Придумать, кто оставил эти следы).
С помощью таких игр мы не только обучаем детей, но и развиваем тактильно - кинестетическую чувствительность, а также мелкую моторику рук. Формируем у них такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемные ситуации, развиваем воображение и речь.