Н.О.Д. "Космическое путешествие"
Документы для скачивания
Программное содержание:
1.Продолжать с детьми осваивать нетрадиционную технику рисования – цветной граттаж. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, планеты Земля;
2.Продолжать формировать представление детей о космосе;
3.Развивать познавательно-исследовательские способности и потребности изучать и понимать окружающий мир, и изображать его.
4.Воспитывать любовь к Родине, планете Земля, окружающему миру.
Материал для занятия: организация выставки на космическую тему, картон с готовой основой под цветной граттаж, ручка.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Космос», чтение детской энциклопедии о космосе, экскурсия к макету солнечной системы, беседа «Что я знаю о космосе», сюжетно-ролевая игра «Полет в космос», наблюдения за небом на утренних и вечерних прогулках.
Ход образовательной деятельности:
1.Создание игровой ситуации.
В-ль:Ребята, сегодня волшебная палочка перенесет нас в музей. А в какой, вы мне скажете после того, как мы там окажемся (дети закрывают глаза, воспитатель говорит слова - заклинания). Итак, ребята, мы с вами в музее (звучит музыка: тихая и спокойная). Что вы чувствуете? (ощущение загадочности, бесконечности, чего – то непостижимого и до конца не изученного).
2.Экскурсия по музею.
Посмотрите внимательно на экспозицию, представленную здесь, и скажите, что же это за музей. Чему он посвящен? (музей космонавтики, посвящен он космосу).
- А как вы думаете, почему именно в музей космонавтики мы с вами перенеслись сегодня? (верно, скоро праздник День космонавтики)
- А когда он отмечается? (12 апреля)
- Да, ребята, людей давно интересовал космос. Они долгое время искали ответы на множество вопросов, которые казались им неразрешимыми, например, что это за светящиеся точки, появляющиеся на ночном небосклоне, почему наступает день и ночь, что это за яркое светило, которое обогревает нашу землю, что это за светящийся шар, который смотрит на нас грустными глазами с ночного небосклона и много- много разных других немало интересных и важных вопросов.
Для нас сейчас не составляет трудности ответить на все них.
- А почему, ребята, как вы думаете? (космическое пространство изучается, есть специальная наука, которая изучает космос – астрономия)
- А скажите мне, пожалуйста, а люди были в космосе? (да)
- Как же звали этого человека, который первым побывал в космосе? (Юрий Алексеевич Гагарин)
- Да, ребята, первым человеком, который полетел в космос, был наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. Его портрет представлен на нашей экспозиции. Посмотрите внимательно на него. Какой жизнерадостный человек, преданный своей Родине, своему делу, и очень любивший летать.
Скажите мне, ребята, какого числа Юрий Гагарин полетел в космос? (12 апреля 1961 года)
- Правильно, 12 апреля по всем радиостанциям передали, что в космос полетел первый человек. Все, затаив дыхание, следили за его полетом, и с нетерпением ждали его возвращения. Его полет длился 1 час 48 минут. Корабль выполнил один оборот вокруг земли. С этого момента в нашей стране стали отмечать праздник - День космонавтики, который ознаменовал собой первый полет человека в космос.
- Как вы думаете, ребята, что Юрий Алексеевич
увидел с борта своего корабля? Какую планету? (земля)
3.Рассматривание планеты.
- Да, ребята, в иллюминатор своего корабля Юрий Алексеевич увидел нашу планету. Давайте рассмотрим ее внимательнее. Посмотрите. Какую форму имеет Земля? (форму шара) Верно, она круглая. Скажите, если бы не было этих фотографий, что бы нам указало на то, что Земля имеет форму шара? (глобус)
- Что такое глобус? (это макет нашей планеты)
- Посмотрите внимательно, в какой цвет окрашена наша планета? (в голубой)
- А почему наша планета голубая? (большая ее часть покрыта водой, а вода имеет голубой цвет или синий).
Да, ребята, на нашей планете воды больше чем суши поэтому нашу планету называют голубой планетой.
- Равномерно ли распределен голубой цвет по всей поверхности планеты? (нет, где-то его больше, где – то меньше, где- то темнее, где – то светлее)
- Еще какие цвета мы видим на поверхности Земли? (зеленый)
- А что может быть окрашено в зеленый цвет? (часть суши - леса).
- Значит, на поверхности планеты мы можем увидеть не только моря и океаны, но и сушу. Посмотрите на макет нашей планеты, как расположена суша.
- Что мы можем сказать о нашей Родине. По форме какую фигуру она напоминает? (овал ).
Давайте посмотрим на нашу Родину с высоты полета Юрия Гагарина. Что мы можем сказать. В какой части земного шара расположена наша Родина? (в верхней части).
- Слева сверху вниз расположен еще материк – Северная Америка. Какую
фигуру напоминает этот материк? (два треугольника).
- Посмотрите в эту часть макета нашей Земли. Здесь тоже есть суша. Что по форме она напоминает? (Тоже треугольник, перевернутый вниз).
- А теперь скажите, что мы можем сказать о цвете суши (цвет суши разнообразен: и зеленый, и коричневый, и желтоватый и даже немного оранжевый).
- А, что еще увидел наш космонавт с борта своего корабля? (звезды).
4.Рассматривание звездного неба
Да, ребята, звезды. Посмотрите, какое великое множество звезд рассыпано в космическом пространстве. Огромное количество, которое на первый взгляд, невозможно сосчитать. Звездное небо притягивает и завораживает. Давайте возьмем в руки маленькие телескопы и представим себя теми самыми учеными, которые изучают звезды, и рассмотрим их. Итак, посмотрите на них какие они по размеру? (большие и маленькие).
Да, ребята, звезды очень разные и они могут образовывать созвездия. Видите в нашем телескопе созвездие Большой медведицы.
Ребята, скажите, что царит в космическом пространстве? (темнота)
Да, темнота и на фоне этой бесконечной темноты расположена
наша планета в окружении миллиона мерцающих звезд.
Посмотрите, ребята, а что это такое летит над поверхностью Земли? (комета)
- Как вы узнали? (у кометы есть длинный светящийся хвост, который тянется за ней)
- Как вы думаете, ребята, если бы Юрий Алексеевич Гагарин продолжил свой полет, что он мог бы еще увидеть в космосе? Какие планеты? (солнце)
- Да, ребята, он мог бы увидеть солнце. Солнце - это самая ближайшая к нам звезда, но до нее все равно очень- очень далеко. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем:
это смена дня и ночи, наступление зимы и лета.
- А какие еще планеты вы знаете? (ответы детей)
- А где они все находятся по отношению к солнцу? (они вращаются все вокруг солнца).
Все планеты вместе с солнцем образуют солнечную систему. Вот посмотрите на нашу солнечную систему. В центре стоит наше солнце,
свет от которого разливается во все стороны, и ни одна
планета не остается без ее внимания. Видите, какое оно яркое.
Скажите, ребята, как можно попасть в космос с помощью чего? (с помощью ракеты). Я предлагаю вам сейчас побывать в роли космонавтов и немного полетать на ракете.
5.Физкульминутка
Раз, два – стоит ракета, (проверить осанку)
Три, четыре – самолет.(руки в сторону)
Раз, два – хлопок в ладоши,(хлопки в ладоши над головой)
А потом на каждый счет.(четыре хлопка перед собой.
Раз, два, три, четыре (руки вверх, потянуться.
Руки выше, плечи шире. (руки в стороны, предплечье вверх.)
Раз, два, три, четыре (ходьба на месте)
И на месте походили.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (руки вверх, ладони соединить – «купол ракеты».)
На носочки поднялись, (встать на носочки)
Быстро, быстро руки вниз. (правую руку вниз, левую руку вниз.)
Раз, два, три, четыре –(потянуть голову вверх, плечи вниз.)
Вот летит ракета ввысь!
В ясном небе солнце светит (Потягивание – руки вверх)
Космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля -
Расстилается земля (Низкий наклон вперед, руки развести в стороны.)
6.Возвращение в детский сад.
А теперь пришла пора нам с вами возвращаться. Давайте пройдем на свои места.
Сегодня, ребята, мы попытаемся нарисовать нашу планету Земля в космическом пространстве в окружении бесчисленного количества мерцающих звезд. Для этого мы с вами будем использовать нетрадиционную технику рисования, с которой мы уже знакомились. Это техника называется цветной граттаж. На столах у нас лежат заготовки. Напомните мне ту последовательность, в которой мы выполняли эти заготовки (сначала мы тонируем лист плотной бумаги разными красками после того как все высохло, натираем затонированный лист свечой, затем покрываем черной тушью и после того как высохнет тушь, можно рисовать).
В-ль- Чем мы будем рисовать? (ручкой, которая не пишет или деревянной палочкой)
А теперь посмотрите, что получилось у меня. Видите на темном фоне бесконечного космического пространства, на переднем плане расположена Земля круглой формы. Сначала я придала форму нашей планете, т. е. нарисовала круг. На поверхности Земли я прорисовала нашу Родину, которая находится в верхней части нашей планеты, чуть сдвинутой вправо, слева сверху вниз я нарисовала другой материк, и справа немного ниже нарисовала материк Австралия. Сначала мы придаем форму материкам ( Наша Родина – в виде овала, Северная и южная Америка в виде двух треугольников, Австралия и Африка– в виде треугольника). Все это необходимо рисовать короткими штрихами не до конца стирая верхний слой нашей заготовки, чтобы передать рельефность нашим материкам. Но, а уже водное пространство, которое покрывает нашу планету, мы рисуем большими штрихами не оставляя верхнего слоя. ( воспитатель показывает все этапы на листе) За счет того, что мы сначала затонировали наш лист разными цветами, планета наша получается яркой именно такой, какой ее увидел Юрий Гагарин в космосе. Ну и завершающим этапом будет то, чтобы нарисовать наши звездочки в виде точек разной
величины, которые расположены во всем космическом
пространстве. Дети самостоятельно приступают к выполнению
работы. Воспитатель ходит и помогает по мере необходимости.
7.Подведение итогов.
Рассматривание рисунков детей. Организация выставки.