Доклад Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха»

Опубликовано: 05:51:01 14-01-2020

Автор: Тумашова Ирина Витальевна

 

Что я слышу – забываю.

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю…

Конфуций

Дети по своей природе - исследователи. А дети с нарушением слуха, не имея, возможности слышать звуки окружающего мира постоянно находятся, в поиске. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление исследовать (экспериментировать), самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать.

Потребность глухих детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития не истощаемой ориентировочно- исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей с нарушением слуха, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Познавательно-исследовательская деятельность осуществлялась в следующих формах: наблюдение, опытное экспериментирование с объектами живой и неживой природы, экологические ситуации, игры экспериментирования с разнообразными материалами, классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным темам; экскурсии, целевые прогулки, развивающие игры, обследование различных предметов, осуществление игровых действий.

 В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами обозначающие новые признаки, свойства, явления и объекта. Важным условием овладения речью дошкольника с нарушениями слуха является наличие интереса к предметам и явлениям, поддержания их активности в процессе наблюдений и практических действий.

Глухие дети с большим трудом овладевают разно-аспектным анализом и обобщением предметов, с чем, в частности, связано слабое развитие у них игровой деятельности, творческого воображения, мышления. У детей дошкольного возраста основными являются: наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления.

Детское экспериментирование пронизывает все сферы деятельности: приём пищи, игру, занятие, прогулку. Это замечательное средство интеллектуального развития дошкольников с нарушением слуха. Оно позволяет ребёнку самому найти ответ на вопрос "как?", "почему?" и претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус»«Узнай по запаху», и т. д.

Дети с нарушением слуха воспринимают материал на зрительной основе. Очень важно создавать условия, в которых дети,  манипулируя с предметами, наглядно видят результат, могут его потрогать, поиграть, почувствовать. Потребность глухих детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития не истощаемой ориентировочно- исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей с нарушением слуха, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе экспериментирования словарь детей обогащается новыми словами обозначающие новые признаки, свойства, явления и объекта. Важным условием овладения речью дошкольника с нарушениями слуха является наличие интереса к предметам и явлениям, поддержания их активности в процессе наблюдений и практических действий.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Умение чётко выразить свою мысль стимулирует развитие речи.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Также детское экспериментирование тесно связано с изобразительной деятельностью, чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими нарушения слуха, нами были созданы условия в групповом помещении. Развивающая среда, обеспечивающая свободу выбора ребёнка, пополнилась такими центрами и играми, как: «Чтения и письма», «Головоломки», «Палочки-считалочки», «Веселые прищепки», «Экологический мини-уголок», «Сенсорного развития». Учитывая специфику и раннее начало использования дошкольниками с нарушением слуха письменной формы речи, используем таблицами-образцами либо табличками, описывающими названия объектов, цвет, форму, величину.

Мною разработаны проекты по экологическому воспитанию: «От семечки до семечки», «Чудеса на подоконнике», «Что любят растения». С детьми исследовали свойства почвы, воды, снега, света,  плоды, листья и семена растений.  Воспитанники учились описывать с помощью письменной формы речи и мнемокарт внешние признаки исследуемых объектов и явлений, выделять главное, сравнивать с другими объектами зарисовывали и записывали в дневник наблюдения.

В специально-образовательной деятельности знакомила воспитанников с понятиями о цвете, форме и величине предметов, измерительными навыками, но и решала ряд задач коррекционной направленности: развитие речевого слуха, обогащение словаря, формирования навыка устно-дактильного чтения, коррекция звукопроизношения дошкольников, формирование фразовой речи, умения понимать и выполнять инструкции-поручения.

Организовывала деятельность, выделяя существенные элементы ситуации, предлагала воспитанникам определенные алгоритмы действий, которые обеспечивали успех каждому ребенку.

Применяю игровые методы: обучающие игры, игры поискового характера, познавательно-дидактические и состязательные игры.

Игры позволяют развивать самые разнообразные положительные качества и облегчать восприятие излагаемых исследовательских проблем и знаний.

В ходе познавательно-исследовательской деятельности происходит не только формирование познавательных действий, развитие интересов детей, но и развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

Подводя итоги НОД и СОД,  уделяю внимание формированию у дошкольников умения фиксировать свои наблюдения и опыты путем схематической зарисовки. Такие рисунки-схемы позволяли воспитаннику не только сделать вывод, но и построить речевое высказывание – отчет о выполненной деятельности. Результативность предложенных способов организации познавательно-исследовательской деятельности в рамках проектов показало положительную динамику на воспитанников в полной мере, что  проявило любознательность, исследовательскую активность, речевые умения.

Подводя итоги проделанной работы можно сделать вывод, что познавательно-исследовательская деятельность - это не только огромная возможность для дошкольников с нарушением слуха думать, пробовать, экспериментировать, самовыражаться. Это возможность обеспечить развитие всех сторон речи и достижение социальной интеграции.

Наблюдения показали, что занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Овладение навыками экспериментальной деятельности  способствует развитию познавательной активности детей с нарушением слуха, помогает понять и осмыслить многообразный предметный мир.

Таким образом, работа в данном направлении эффективна для развития познавательной деятельности детей с недостатком слуха  в процессе экспериментирования.

Документы для скачивания:

ДОКЛАД Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха»ДОКЛАД Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха»
Формат: .docx

Содержимое файтов:

ДОКЛАД Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха»ДОКЛАД Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха»

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Минусинская школа- интернат» ДОКЛАД Тема: «Познавательно- исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха» Воспитатель: Тумашова И рина В итальевна «Минусинская школа- интернат» 2020 Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю… Конфуций Дети по своей природе- исследователи. А дети с  нарушением слуха,  не имея, возможности слышать звуки окружающего мира постоянно находятся, в поиске. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление  исследовать( экспериментировать) , самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая  активность  - естественное состояние ребё нка: он настроен на открытие мира, он хочет его  познать. Потребность глухих детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и  развития  не истощаемой ориентировочн о- исследовательской деятельности, направленной на  познание окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей с  нарушением слуха, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он  развивается. Познавательно- исследовательская деятельность осуществлялась в следующих формах: наблюдение, опытное экспериментирование с объектами живой и неживой природы, экологические ситуации, игры экспериментирования с разнообразными материалами, классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным темам; экскурсии, целевые прогулки, развивающие игры, обследование различных предметов, осуществление игровых действий. В процессе  экспериментирования  словарь детей обогащается новыми словами обозначающие новые признаки, свойства, явления и объекта. Важным условием овладения речью  дошкольника с нарушениями слуха  является наличие интереса к предметам и явлениям, поддержания их  активности  в процессе наблюдений и  практических действий. Г лухие дети с большим трудом овладевают разно- аспектным анализом и обобщением предметов, с чем, в частности, связано слабое  развитие у них игровой деятельности, творческого воображения, мышления. У детей  дошкольного  возраста основными  являются: наглядно- образное и наглядно- действенное мышление. Если у ребёнка хорошо  развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией  развития мышления. Детское  экспериментирование  пронизывает все сферы  деятельности: приём пищи, игру, занятие, прогулку. Это замечательное  средство интеллектуального развития дошкольников с нарушением слуха. Оно позволяет ребёнку самому найти ответ на вопрос" как? " , " почему? " и претендует на роль ведущей деятельности в период  дошкольного развития ребенка. Огромную радость доставляет  дошкольникам  угадывание предметов в  «Чудесном мешочке»  или  «Ящике ощущений», в восторге от игр  «Угадай на вкус»,   «Узнай по запаху», и т. д. Дети с  нарушением слуха  воспринимают материал на зрительной основе. Очень важно создавать условия, в которых дети, манипулируя с предметами, наглядно видят результат, могут его потрогать, поиграть, почувствовать. Потребность глухих детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и  развития  не истощаемой ориентировочн о- исследовательской деятельности, направленной на  познание окружающего. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность детей с  нарушением слуха, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он  развивается. В процессе  экспериментирования  словарь детей обогащается новыми словами обозначающие новые признаки, свойства, явления и объекта. Важным условием овладения речью  дошкольника с нарушениями слуха является наличие интереса к предметам и явлениям, поддержания их  активности в процессе наблюдений и  практических действий. Эксперименты   положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на  развитие   е го творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со  средой обитания. В процессе  эксперимента  идёт обогащение памяти ребёнка,   активизируются  его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Умение чётко выразить свою мысль стимулирует  развитие речи. Не требует особого доказательства связь  экспериментирования  с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает  экспериментирование. Также детское  экспериментирование  тесно связано с изобразительной деятельностью, чем глубже ребёнок изучит объе кт в пр оцессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для организации познавательно- исследовательской деятельности с детьми, имеющими нарушения слуха, нами были созданы условия в групповом помещении. Развивающая среда, обеспечивающая свободу выбо ра ребёнка, пополнилась такими центрами и играми, как: «Чтения и письма», «Головоломки», «Палочки- считалочки », «Веселые прищепки», « Экологический мини- уголок», «С енсорного развития ». Учитывая специфику и раннее начало использования дошкольниками с нарушением слуха письменной формы речи, используем таблицами- образцами либо табличками, описывающими названия объектов, цвет, форму, величину. Мною разработаны проекты по экологическому воспитанию: «От семечки до семечки», «Чудеса на подоконнике», «Что любят растения». С д еть ми исследовал и свойства почвы, воды, снега, света, плоды, листья и семена рас тений. Воспитанники учились описывать с помощью письменной формы речи и мнемокарт внешние признаки исследуемых объектов и явлений, выделять главное, сравнивать с другими объектами зарисовывали и записывали в дневник наблюдения. В специальн о- образовательной деятельности знакомил а воспитанников с понятиями о цвете, форме и величине предметов, измерительными навыками, но и решал а ряд задач коррекционной направленности: развитие речевого слуха, обогащение словаря, формирования навыка устно- дактильного чтения, коррекция звукопроизношения дошкольников, формирование фразовой речи, умения понимать и выполнять инструкции- поручения. Организовывала деятельность, выделяя существенные элементы ситуации, предлагала воспитанникам определенные алгоритмы действий, которые обеспечивали успех каждому ребенку. Применяю игровые методы: обучающие игры, игры поискового характера, познавательно- дидактические и состязательные игры. Игры позволяют развивать самые разнообразные положительные качества и облегчать восприятие излагаемых исследовательских проблем и знаний. В ходе познавательно- исследовате льской деятельности происходит не только формирование познавательных действий, развитие интересов детей, но и развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Подводя итоги НОД и СОД, уделяю внимание формированию у дошкольников умения фиксировать свои наблюдения и опыты путем схематической зарисовки. Такие рисунки- схемы позволяли воспитаннику не только сделать вывод, но и построить речевое высказывание – отчет о выполненной деятельности. Результативность предложенных способов организации познавательно- исследовательской деятельности в рамках проектов показало положительную динамику на воспитанников в полной мере, что проявило любознательность, исследовательскую активность, речевые умения. Подводя итоги проделанной работы можно сделать вывод, что познавательно- исследовательская деятельность- это не только огромная возможность для дошкольников с нарушением слуха думать, пробовать, экспериментировать, самовыражаться. Это возможность обеспечить развитие всех сторон речи и достижение социальной интеграции. Наблюдения показали, что занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Овладение навыками экспериментальной деятельности  способствует развитию познавательной активности детей с нарушением слуха, помогает понять и осмыслить многообразный предметный мир. Таким образом, работа в данном направлении эффективна для развития познавательной деятельности детей с недостатком слуха  в процессе экспериментирования.

Оставить комментарий: