Выступление "Обеспечение единства требований педагогов дошкольных учреждений и родителей при организации работы с дошкольниками, имеющими нарушение слуха" на МО учителей-дефектологов
Документы для скачивания
Достичь высокого качества в развитии детей, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы воспитанников возможно при систематическом взаимодействии педагогов и семьи.
Безусловно, работа с родителями варьируется в зависимости от типа образовательного учреждения, в котором находится ребёнок, возможностей общения с ними.
Работа с родителями в условиях ежедневного посещения детского сада несколько отличается от работы с родителями, которые берут ребёнка домой только на выходные и праздничные дни или на время каникул.
Основные причины трудностей в работе педагога с семьей:
- недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей
(Некоторые родители не понимают, что дошкольный период-это один из самых важных периодов развития ребёнка. В этот период происходит развитие всех психических процессов в тесной взаимосвязи с развитием речи и именно в этот период происходит личностное развитие ребёнка)
- пассивность родителей;
- чрезмерная занятость родителей;
- отдалённость родителей от образовательного учреждения;
- неадекватное восприятие информации, идущей от педагогов(родители хотят слышать о своём ребёнке только положительное, по отношению к педагогам проявляют неуважение);
- неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и отношениях в семье.
В работе с родителями можно выделить следующие задачи:
- формировать у родителей правильное понимание цели воспитания и обучения ребёнка с нарушенным слухом
(Всестороннее развитие ребёнка на основе коррекции имеющихся проблем, при тесном сотрудничестве педагогов и родителей.Реализация такой цели предполагает социальное развитие детей, высокий уровень познавательной деятельности,формирование речи как средства общения и познания, личностное развитие);
- осуществлять совместную работу педагогов и родителей, по всестороннему развитию детей;
- знакомить родителей с методами и приёмами коррекционно-развивающей работы;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
С чего мы начать работу с родителями?
Через беседы и анкетирование собираем информацию по следующим вопросам:
- социальный состав родителей, род занятий взрослых;
- условия воспитания ребёнка в семье;
- характер воспитания ребёнка (демократичный, либеральный, авторитарный), какие предъявляются требования к его деятельности и поведению;
-привязанность ребёнка к членам семьи;
- чем любит заниматься ребёнок дома;
- какое участие принимает в домашнем труде;
- формы общения с ребёнком в семье (устной речь, жесты, указательные движения);
- время и причины потери слуха, с какого возраста ребёнок слухопротезирован, как использует аппарат в течение дня, когда последний раз проводилась настройка аппаратов)
- заинтересованность и готовность родителей участвовать в совместной с педагогами коррекционно-развивающей работе.
Полученная информация является основанием для построения модели работы с родителями, выбора форм взаимодействия с ними.
Формы работы с родителями.
Индивидуальные формы работы с родителями:
- Беседы, консультации.
(Особенно нуждаются в индивидуальном общении родители, дети которых только поступили в детский сад. Такое общение требует от педагогов не только профессиональных советов, но и такт, доброжелательность, сочувствие к родителям, многие из которых тяжело переживают нарушение слуха у ребёнка.
При встрече с родителями уточняется, какой материал отрабатываем по данным направлениям и характер домашнего задания для каждого ребёнка с учётом его возможностей.
Родители получают советы, как связать усвоение материала ребёнком в различных бытовых и игровых ситуациях.
- Посещение педагогами семьи;
(В процессе посещения можно наглядно увидеть, не только условия проживания ребёнка, но и насколько выполняются рекомендации педагогов по соблюдению слухо-речевого режима в условиях семьи:
-каждый предмет, каждое действие нужно оречевлять;
-побуждать детей к речевому общению, на начальном этапе создавая искусственные ситуации;
- поддерживать все проявления речи ребёнка, каким бы ни был его уровень;
-речь взрослых должна быть внятной, нормальной громкости.
Осуществлять контроль за речью детей со стороны взрослых.
- Посещение родителями занятий
(Раскрывается методика работы по по развитию слухового восприятия и формированию произносительных навыков, накоплению словаря. Родителям демонстрируются все коррекционные методы и приёмы, используемые в работе с детьми с нарушенным слухом)
- С родителями иногородних детей связь осуществляется по телефону, видеозвонкам и скайпу.
Помимо индивидуальной работы с родителями использовать и коллективные формы.
- Родительские собрания (общешкольные – 1 раз в год, групповые – в сентябре и в конце каждой четверти (4-5 раз)
На общешкольных родительских собраниях родителей знакомить с содержанием работы образовательного учреждения, определить линии взаимосвязи, заслушать отчёты администрации о деятельности в течение определённого периода времени, доклады по тематике, интересной всем родителям, независимо о того какой возраст их детей, н\р «Наследственность и слух», «Семья как основа успешной социализации ребёнка» и т. д.
На групповых собраниях обсуждить вопросы , актуальные для родителей детей данной группы. Дефектолог и воспитатели знакомят родителей с задачами и содержанием работы по различным направлениям воспитания и обучения в доступной для родителей форме. Рассматриваются конкретные вопросы, например, по успешной адаптации вновь прибывших детей, знакомят родителей с вопросами сурдопедагогики и сурдопсихологии. Наиболее активные родители передают свой положительный опыт работы с детьми, демонстрируя фото и видеозаписи.
- Одной из форм коллективной работы с родителями являются также дни открытых дверей, в течение которых родители могут посетить фронтальные и индивидуальные занятия в старших и подготовительных группах, понаблюдать за активностью детей , включением их познавательную деятельность, общением дошкольников во время игры, на прогулке и в ходе проведения режимных моментов.
- Наглядно-информационные форма общения
- демонстрация продуктов деятельности детей (желательно с комментариями, педагог может рассказать о степени самостоятельности творчества ребёнка, продвижение его в ходе сравнения с предыдущими работами)
- оформление уголков для родителей (режим пребывания детей в детском саду; основные виды организованной образовательной деятельности, что мы учим)
- Досуговые формы: призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
К данной группе форм относятся коллективная подготовка и проведение педагогами и родителями таких праздников в группе, как «Осенний праздник», «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Весёлые старты» и совместные выходы в театр.
В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учёт их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия в проведении развивающей и коррекционной работы с детьми зависит общий результат.