Рекомендации родителям по созданию слухоречевой среды для детей с нарушениями слух
Документы для скачивания
Одно из главных направлений в работе с детьми, имеющими нарушение слуха, является формирование словесной речи как средства общения, познание окружающего мира и интеграции ребёнка в обществе.
Речевое развитие это многоплановый процесс, предусматривающий организацию слухоречевой среды как в образовательном учреждении, так и в условиях семьи.
Создание слухоречевой среды предполагает постоянное общение с ребенком со сниженным слухом независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В ее создании участвуют все взрослые, окружающие ребёнка.
Выделяют следующие условия создания слухоречевой среды:
1.Речевое общение взрослых с детьми в практической деятельности.
Родителям необходимо постоянно привлекать внимание ребенка к тому, что все окружающие его люди разговаривают, таким образом, постоянно формируя практическое представление о речи, как необходимом элементе жизни человека. Ребенок постоянно должен видеть говорящих людей, наблюдать за их поведением, соотносить их действия с речью, а взрослые - уточнять содержание сказанного.
Ежедневная бытовая деятельность создаёт условия для общения с ребёнком. Повторяемость (называние) одних и тех же бытовых действий, использование предметов гигиены, посуды, одежды, игрушек создают возможность накопления словаря у детей. На начальном этапе необходима прочная наглядная основа со словом.
Слово должно предъявляться в единстве с демонстрацией функций и свойств предмета (н\р демонстрируя ложку, мы показываем её форму, правильное удержание в руке, аккуратное зачёрпывание пищи).
Слово должно использоваться взрослым в различных типовых высказываний («Это ложка», «Ешь ложкой», «Возьми ложку», «Ложка упала», «Где твоя ложка?», «Дай ложку папе»). Многократное повторение одних и тех же слов и выражений в бытовой деятельности позволяет детям запомнить речевой материал, а затем использовать его в своей речи.
- Формирование потребности в речи, побуждение к использованию речи.
В процессе общения с детьми взрослые должны побуждать ребёнка к устной речи, поддерживать любые речевые реакции малыша через похвалу и одобрение. Если речь ребенка невнятна и общение с ним затруднено, необходимо научить его подкреплять свою устную речь дактилированием, использованием табличек, указаниями на предметы или картинки, естественными жестами. В таких случаях взрослым нужно помочь сказать ребенку необходимое слово: дать образец произнесения, сначала проговаривать с ним сопряжённо , а затем попросить повторить его слово самостоятельно.
Опыт показывает, что есть дети, которые активны на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, в быту не стремятся к речевому общению, поэтому взрослым необходимо продумывать и создавать специальные ситуации, в которых речевая активность ребенка возрастёт и он научиться выражать элементарные просьбы и вопросы. Если ребенок не обращается к взрослому, то он должен обратить внимание на отсутствие того или иного предмета и помочь ребенку выразить просьбу: «Мама, дай пальто» «Бабушка, дай, пожалуйста, карандаши. Я буду рисовать» и т. д. Педагоги, во время прихода в группу новых людей, показывают как нужно здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, рассказывают, какие вопросы обычно задают незнакомым людям. Подобную работу необходимо проделывать родителям дома, чтобы закрепить навыки коммуникации.
- Использование индивидуальных слуховых аппаратов.
Создание слухоречевой среды невозможно без использования качественной звукоусиливающей аппаратуры, необходимой для формирования устной речи, развития слухозрительного и слухового восприятия.
Родителям необходимо позаботиться о бинауральном слупротезировании ребенка. Использование индивидуальных аппаратов нацелено на:
-развитие неречевого слуха (восприятие различных сигналов транспорта, слушание голосов животных и птиц, слушание музыки) крайне необходимо для ориентирования ребенка в окружающем пространстве;
-развитие речевого слуха (восприятие темпа, ударения, интонации, уточнение произношения звуков, становление навыков самоконтроля) значительно расширяет сенсорную базу речи окружающих и тем самым способствует более полноценному общению.
Взрослые, окружающие ребенка должны знать режим работы индивидуальных аппаратов, расстояние, на котором ребенок в состоянии воспринимать речевые и неречевые звучания.
Следует учить детей бережному обращению с аппаратурой: не оставлять включенными снятые с ребенка аппараты, вовремя менять батарейки, следить за чистотой вкладышей, не допускать ударов по аппаратам, их падений.
4.Требование к речи взрослых.
Одним из основных компонентов слухоречевой среды является речь взрослых, которая служит образцом для подражания. Речь взрослых должна быть естественной и правильной. Это значит, что любой человек, общающийся с ребенком с нарушением слуха, должен говорить голосом нормальной громкости, соблюдая нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение, быть интонированной и эмоциональной
- Разговаривайте с ребенком как можно больше. Комментируйте то, что его интересует в данный момент и то, на что вы хотите обратить внимание малыша.
- Говорите с ним как с нормально слышащим. Однако в некоторых случаях взрослым нужно прибегать к замедленному темпу проговариванию:
- для более четкого произнесения отдельных звуков или слогов;
- при устном или устно-дактильном предъявлении новых слов;
- при чтении фраз.
В этих случаях после замедленного проговаривания необходимо повторить слово и фразу в нормальном темпе, с соблюдением всех норм русского литературного языка.
- На начальном этапе говорите короткими предложениями и фразами, отдельные слова повторяйте.
- Старайтесь, чтобы ваше лицо, особенно глаза, выражали эмоции. Чаще улыбайтесь.
- Разнообразьте интонации, вводите в речь специально интонированные междометия («Ого!», «Ах!», «Ну и ну!», «Да?!» и т.п.). Говорите выразительно, то понижая, то повышая голос.
- Проводите время с ребенком весело! Предлагайте детям игровые упражнения на развитие слухового восприятия и устной речи.
Помимо речевых комментариев и специальных игровых упражнений хорошо петь малышу песни, рассказывать детские стишки, сказки, показывая иллюстрации.
- Контроль за речью детей.
Взрослые должны контролировать устную речь детей, для этого необходимо тесно сотрудничать с сурдопедагогом (дефектологом), посещать индивидуальные и фронтальные занятия, интересоваться родителям о состоянии произносительных навыков малыша, над чем ведется работа, какие требования необходимо предъявлять дома, какие дополнительные компоненты устной речи стали доступны ребенку.
При работе над звуками сурдопедагог сообщает родителям о появлении каждого нового звука и введении его в речь, чтобы они могли при дефектном произношении исправить звук. Родители должны знать различные приемы коррекции. Иногда достаточно сказать ребенку «Повтори правильно» - и он сам исправит ошибку. Можно показать на табличке соответствующую букву и попросить ребенка повторить все слово правильно. Иногда в качестве помощи можно привлечь дактильный знак при условии повторения звука и слова устно. В работе также может быть применено зеркало, чтобы ребенок, опираясь на зрение, мог исправить дефектное произношение. В отдельных случаях можно использовать тактильно-вибрационную чувствительность (характер воздушной струи, наличие или отсутствие голоса).
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что успех работы по речевому развитию дошкольников с нарушением слуха зависит от возможностей педагогов и родителей и их способности так организовать слухоречевую среду, чтобы речь стала для ребенка необходимым компонентом общения с окружающими.