a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов «Развитие активного словаря у младших дошкольников посредством работы с иллюстрацией»

Автор: Столярова Алла Васильевна Опубликовано: 2020-01-16 18:26:42

Документы для скачивания

Детство — это летний ветер,

Парус неба и хрустальный

звон зимы.

Детство — это значит дети!

Дети — это значит мы!

Р. Рождественский

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, уровень сформированности определенных умений, которыми необходимо обладать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного развития личности. Речь является особой формой общения людей, которая осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств. При современном ритме жизни хорошо развитая речь становится залогом успешной адаптации в социуме.

Языковые средства - словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений - усваивается с самого раннего детства. Начиная с раннего возраста, ребёнок быстро накапливает пассивный и активный словарь, постепенно овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения. Все это происходит в процессе речевой практики, постоянного общения с взрослыми. С каждым годом активный словарь ребенка увеличивается. Несомненно, что пополнение словаря детей любого возраста - одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно: в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками, взрослыми и сопровождает его в любой деятельности.

Исследования развития речи современного дошкольника подтверждают теорию о том, что одним из средств развития активного словаря детей младшего дошкольного возраста может выступать художественная иллюстрация. Определённый вклад в разработку методики использования книжной иллюстрации в индивидуальной и коллективной работе с иллюстрацией в книге внесли М. М. Алексеева, А. Г. Арушанова, Н. С. Карпинская, О. С. Ушакова. Иллюстрации как средству развития активного словаря ребёнка они отводят почётное место с первых лет его жизни.

Знакомство детей с рисунками художников-иллюстраторов, посредством которых и осуществляется процесс пополнения активного словаря ребёнка, происходит как на занятиях по изобразительной деятельности, так и на занятиях по развитию речи.

Различные авторы, в том числе знаменитые литературные критики А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов придавали огромное значение иллюстрации в детской литературе как средству развития личности. Все они выступали с критическими рецензиями на неграмотно иллюстрированную детскую книгу утверждая, что «. хорошая, полноценная художественная иллюстрация – это помощница литературы в развитии активного словаря детей».

Русский педагог К. Д. Ушинский считал иллюстрацию в детской книге одним из важнейших средств развития речи дошкольника и выдвигал перед иллюстраторами требование «. органически сочетать познавательное начало в детской книге с началом художественным».

Но как сделать так, чтобы работа с иллюстрированной книгой проходила легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить методически грамотное использование в педагогическом процессе приемов работы с иллюстрацией. Нужно сказать о том, что и в современных программах дошкольного обучения не существует разработанной методики развития активного словаря младшего дошкольника с помощью иллюстраций. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены самостоятельно искать способы развития активного словаря ребёнка посредством иллюстрации, не ориентируясь на чёткие теоретические и методические положения. Возникает противоречие между потенциальными возможностями использования иллюстраций в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития словаря детей средствами иллюстраций.

Словарь - это набор слов, устойчивых выражений с пояснениями. Пассивный словарь – это слова, который ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в речи более или менее часто.

Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря - освоение значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в котором происходит общение

Анализируя программу развития речи О. С. Ушаковой нужно отметить, что в работе по развитию словаря детей второй младшей группы основное внимание уделяется накоплению, обогащению и активизации словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей жизни ребенка, активизации разных частей речи, не только существительных, но прилагательных и глаголов. Формирование словаря ребёнка происходит повсеместно, но в первую очередь - на специальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. На этих занятиях воспитатель применяет уместные в данной ситуации приемы накопления, обогащения и активизации словаря.

В методике развития словаря младшего дошкольного возраста М. М. Алексеева выделяет три группы методов: наглядные, словесные и практические.

Каждому методу присущи свои приемы. К словесным методам относятся приемы «речевой образец», «объяснение», «указания», «преднамеренное забывание», «словесное упражнение», «вопрос». К наглядным методам относится показ картинки, рассматривание иллюстрации. К практическим методам относятся дидактические игры, хороводные игры, инсценировки.

Косвенными приемами являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика. На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным. Например, словесный метод наиболее распространён на занятии по развитию словаря детей и может иметь разные приёмы, но основной приём – это вопрос. Вопрос к художественной иллюстрации может носить поисковый характер «А как вы думаете?». Очень интересный приём «преднамеренное забывание»: «Ребята, что-то я подзабыла, что же. ?». От грамотного применения различных приёмов зависит результат занятия.

Как отмечает О. С. Ушакова в «Программе развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» необходимо научить детей при помощи картинок различать предметы по существенным признакам правильно называть их, отвечая на вопросы: «Что это?», «Кто это?», учить детей видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества («какой?», а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («Что делает?», «Что с ним можно делать?»). Такое обучение проводится по иллюстрациям в играх «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто, что умеет делать?».

От называния видимых и ярких признаков изображаемого предмета на иллюстрации нужно переходить к перечислению свойств и качеств. Например, в игре по иллюстрации В. Лебедева к сказке «Три медведя» можно обратить внимание детей на «сказочность» медвежьей комнаты и задать вопрос «Кто больше скажет слов о предметах, какие они?». При рассматривании действий объекта детей учат видеть начало и конец действия в игре с картинками «Что сначала, что потом?». Например, в сказке «Репка» по серии сюжетных картинок проследить и рассказать последовательность сказки.

Доктор педагогических наук, профессор В. И. Логинова отмечает, что «. развитие словаря младшего дошкольника понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать эти слова в конкретных условиях общения».

Влияние иллюстрации на пополнение словаря младших дошкольников очень большое. Иллюстрации, более точно и последовательно передающие основные моменты содержания текста, позволяют ребёнку шаг за шагом проследить события, о которых ему рассказывают, что увеличивает эффективность восприятия содержания. Например, по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» можно попросить ребёнка вначале выложить картинку, с которой началась сказка. Затем иллюстрацию, отвечающую на вопрос «Куда отправились Пузырь, Соломинка и Лапоть?» (дети выкладывают картинки, тем самым воспроизводится последовательность содержания и повышается активный словарь).

Для понимания детьми содержания иллюстраций нужно помочь им выделить главное в сложном сюжетном рисунке. Опорой понимания основного в иллюстрации является прием «вопрос», выделение детьми главных персонажей в их существенных связях. Для вычленения детьми существенного в рисунке в соответствии с основной мыслью текста им следует задавать вопросы: «Что я читала об этой картинке?», «Что автор книги написал об.». В этом случае рассматривание иллюстрации будет представлять собой мыслительный процесс. Вопросы воспитателя требуют от детей глубокого анализа, сравнения и обобщения основного содержания текста и иллюстраций к нему. Это приводит к формированию у дошкольников новых образов, представлений, понятий, то есть новых слов. Слушая текст и рассматривая иллюстрации, дошкольники воспринимают отражённый в них реальный мир с помощью слуха и зрения, тем самым обогащая пассивный словарь, который впоследствии перейдёт в активный.

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но главная их задача – активизация уже знакомых слов. В зависимости от возраста детей воспитатель разнообразит приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам, дополняя их косвенными приемами:

  • узнавание ребенком персонажей, вещей ("Узнай, кто это?"; "Покажи, где кто или что?");
  • соотнесение фраз текста с картинками ("Найди картинку к таким словам. "; "Какие слова подходят к этой картинке?");
  • оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур ("Почему тебе нравится эта картинка?");
  • сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.

При рассматривании картины с маленькими детьми параллельно с основным приемом можно вводить игровые ситуации, развивающие мотивацию к общению: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям. Когда ребёнок заявляет, что он больше ничего не видит, воспитатель подсказывает, что ещё можно рассмотреть.

Не менее интересная для детей работа – по называнию персонажа, отдельного предмета, его части, указанной воспитателем на картинке. Этот прием словесного упражнения указанных воспитателем на картинках персонажей и вещей часто облегчается тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно в процессе чтения.

Младшим дошкольникам для правильного восприятия текста, способствующего развитию активного словаря, необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев, например, «Колобок» и «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова, «Цирк», «Усатый -Полосатый» С. Маршака с рисунками В. Лебедева, «Цыпленок и утенок», «Под грибом» В. Сутеева с иллюстрациями автора. Используя перечисленные выше приемы, важно побуждать детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, рассказывать о событиях, вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды, а затем и целиком произведения, ориентируясь на иллюстрации.

Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.

Таким образом, педагогическое мастерство воспитателя в использовании методических приёмов по развитию активного словаря способствуют восприятию детьми текста и иллюстрации во взаимосвязи, что активно и одинаково сильно действует на эмоциональную и на мыслительную деятельность малыша, вызывая живые чувства, возбуждая работу мысли, а, следовательно, и речевую активность детей.

 

Оставить комментарий: