a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методический материал

Автор: Опубликовано: 2020-01-17 16:47:59

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Малахитовая шкатулка» Проект « Экономическая АЗБУКА » С рок реализации: 1год Возраст: 6- 7 лет Автор- составитель: Ржевская Светлана Александровна, воспитатель вы шей квалификационной категории г. Нижневартовск 2018 год Содержание Содержание 1 Введение 2 Основная часть 3- 7 Заключение 8 Список литера туры 9 Введение Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Д ошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми.   Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги. Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками- это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей. Основная часть В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5- 6- летнего возраста в тесном сотрудни честве с родителями. Актуальность Приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование следует рассматривать как один из факторов экономической социализации, оказывающий огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка. Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления, новые понятия, новые слова и фразы. Становится очевидной необходимость целенаправленной системной работы с детьми по экономическому воспитанию. Отсутствие системы в работе по экономическому образованию в дошкольных учреждениях, отсутствие бережного отношения к вещам, не принадлежащим лично детям, недостаточная материально- техническая база дошкольных учреждений в создании предметно- простр анственной среды способствовали созданию программы экономического воспитания дошкольников. Актуальность проекта: подготовка ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Новизна Н овизна методики формирования основ экономич н ой культуры состоит в том, что дети через обучающие игры, прогулки, занятия- путешествия, экскурсии( в том числ е виртуальные) , квест- игры, осваивают элементарные экономические знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Цели и задачи проекта: Цель проекта: Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста 5- 6 лет. Данная цель реализуется через задачи: Образовательные формировать основы экономических знаний у детей в разных видах деятельности; ф ормировать у детей четкие представления о том, что необходимо в той или иной ситуации им самим, окружающим их конкретным людям, растениям, и животным, героям художественных произведений, - т. е. представления о том, какие у них потребности. р ас с ширять представления об особенностях профессий, связанных с работой в рекламном агентстве; д ать представления о семейном бюджете( доход, расход) по знакомить детей при помощи сказки с понятиями «экономика», «экономисты» помочь понять и закрепить основные правила экономики, объяснить необходимость их выполнения. п оказать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами п оказать детям производственный цикл изготовления товаров, раскрыть зависимость цены товара от его качества и количества. Развивающие развивать внимание и наблюдательность, активную речь детей, умение играть в коллективе; развивать мыслительную деятельность. Воспитательные воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту; умение беречь вещи, предметы и пользоваться ими по назначению; воспитывать у детей аккуратность и трудолюбие; интерес к экономике; Ожидаемые результаты: будут активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории( деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр. ) ; будут осознавать и соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей; контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. Проект « Экономическая азбука » позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического м ышления, интереса к экономическим знаниям. Принципы С одержание проект а основывается на следующих принци пах: с истемность( педагогическое воздействие выстроено в систему специал ьных игр, упражнений и заданий) п реемственность( каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формир ует «зону ближайшего развития») в озрастное соответствие( предлагаемые игры и упражнения учитывают возм ожности детей данного возраста) наглядный( использование наглядно- дидактического материала, информационно- комму никативных технологий) д еятельностный принцип( задачи развития психических функций достигаются через использование различных видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической) . План реализации проекта I этап – подготовительный( май- сентябрь) Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Э кономическая азбука ». Подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. II этап – основно й( октябрь – апрель) Провести занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда. Спланировать и провести экскурсии в банк, магазины. Организовать и провести сюжетно- ролевые игры «Супермаркет», «Банк», «Кафе». Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; оформление «папки – передвижки». Систематизировать накопленный материал. Организация выставок по различным тематикам; Экскурсии; Досуги; Праздники, развлечения. III этап – заключительный: Осуществить анализ работы по проекту. Организовать выставку пособий по теме проекта для педагогов детского сада. Выступить с отчетом по результатам работы на педагогическом совете. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка», «КВН», «Экономический ринг». ( Приложение 1) Провести показательное занятие для воспитателей детского сада « Путешествие по стране Экономике ». ( Приложение 2) Методы и приёмы, испол ьзуемые при реализации проекта Приемы организации детей в процессе обучения: Работа небольшими группами; Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу; Приемы активизации умственной активности детей: Включение игровых упражнений; Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; Выполнение нетрадиционных заданий; Решение проблемных ситуаций. Моделирование и анализ заданных ситуаций Приемы обучения: Показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств; Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; Вопросы к детям. Для реализации проекта используются следующие формы работы: подгрупповая( используется на общих занятиях) ; индивидуальная( используется при подготовке и выполнении творческих работ) . Формы работы с родителями Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями: анкетирование( цель: определение мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования  у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений) ; И нформационные листы( памятки, советы, мини- консультации) ; участие в конкурсах, выставках, ярмарках, аукционах, викторинах экономического содержания; родительские собрания( цель: вовлечь родителей в процесс экономического образования детей, разъяснить необходимость привлечения детей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным  возможностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации) ; индивидуальные экскурсии родителей с детьми( в банк, магазин, к терминалу, аптеку, и т. д. ) ; Диагностика знаний, умений и навыков воспитанников на предмет усвоения основных экономическ их понятий. Опрос проводить по следующим вопросам: 1.   Назови полное имя бабушки и дедушки. 2.   Кем работают твои папа и мама? 3.   Что делают родители на работе, в чём состоит их труд? 4.   Чем отличается магазин от рынка? 5.   Что такое супермаркет? 6.   Для чего появились деньги? 7.   Как в кошельке появляются деньги? 8.   Что такое рациональность? 9.   Что такое валюта? 10.   Назови, какой страны эта валюта. 11.   Из чего складывается цена товара? 12.   Для чего нужна реклама? 13.   Что такое экономика? Дальнейшие планы проекта: 1. Продолжить работу по экономическому образованию дошкольников. 2. Добиться 100% количества детей с высоким уровнем знаний. 3. Вовлекать специалистов детского сада в работу по экономическому образованию дошкольников. 4. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми. Разработанные материалы могут использовать в своей работе воспитатели дошкольных учреждений и педагоги  дополнительного образ ования. Заключение Конечно, материальное благосостояние каждой отдельной семьи – исключительно личное дело. Но главное заключается не в том, какой достаток и траты у родителей, а в том, как ребенок смотрит в будущее. Если он уверен в себе, может приспосабливаться к различным ситуациям, у него правильно сформировано отношение к деньгам, то в будущем ребенок сможет спокойно себя чувствовать: он сможет пережить и отсутствие денег, и огромное их количество, сможет разумно их тратить и копить. Список литературы 1. Бедерханов В. С. Совместная проектная деятельность как средство развития детей и взрослых/ / Ребёнок в детском саду. - 2000. - № 1. 2. Курак Е. А. , Михирёва Л. А. , Орешина А. Н. , Подгорнова А. Н. , Позднышева Л. В.   Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курвко ва. - М. : ТЦ СФЕРА, 2009. 3. Шатова А. Д.   Воспитание дошкольника  в условиях современных рыночных отношений. В сборнике «Актуальные пр о блемы  воспитания и обучения дошкольников ». г. Шадринск. - Исеть. ПО. - 2003. 4. Шорыгина об экономике. . М. : Творческий центр «Сфера», 2009. 5. Радуга, программа и руководство для воспитания старшей группы детского сада, М. : Просвещение, 1994. 6. Курак Е. А Экономическое воспитание дошкольников. М. : Творческий центр «Сфера», 2002. Рекомендации для родителей. 1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками. Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров. 2. Возьмите ребенка в банк. Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета. 3. Погов орите с детьми о вложении денег. Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое- то время отложите реализацию этого  «семейного мероприятия». Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему. 4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку. Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он ( она)  будет записывать свои  «финансовые операции». 5. Научите детей зарабатывать деньги. Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья. 6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги. Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги. 7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой. Обязательно познакомьте с кредитной карточкой. Прежде чем дать в руки сына ( или дочери)  кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться. 8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков. Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы( неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый) . Объясните, что для того, чтобы съездить куда- нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений. 9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели. Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки. Такие  «уроки радости»  многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение. Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей. 10. Будьте для ребенка примером. Приложение 2 ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ   ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Хочу и надо» Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между  «хочу»  и  «надо». Правила: определить, к какому понятию —  «хочу»  или  «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно. Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п. ; и гровое поле. «Кому что нужно» Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий. Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека. Материал: карточки с изображениями людей разных профессий ( Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач)  и орудий труда ( швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля) . «Кто что делает? » Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых. Материал: Карточки с изображением профессии ( продавец, повар, кассир, художник, банкир)  и трудового действия( взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др. ) Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них. Вариант: Дети подбирают инструменты( картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках «Кто трудится, кто играет» Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности ( трудовой — нетрудовой) . Материал: Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов. Содержание: У каждого ребенка — набор парных карточек ( трудовая — игровая деятельность) . Ребенок описывает изображения, называет процессы( мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д. , устанавливает отличия ( наличие результата труда или его отсутствие) Игра  «Кто что производит» Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения. Правила: соединить стрелочкой, кто что производит. Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш. Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за швейной машиной. «Какие бывают доходы? »( деньги и их назначение) Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов ( основные и неосновные) . Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату( работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др. , и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов( сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др. , дающих дополнительный доход. Содержание: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы. «Товарный поезд» Цель: Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства. Материал: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами. Содержание: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты — продукция мясокомбината, молочные продукты — продукция молокозавода и т. д. Вариант: Дети группируют предметы по месту  производства: мебель — мебельная фабрика, посуда — фаянсовый завод, игрушки — игрушечная фабрика и т. д. «Маршруты товаров» Цель: Развить у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе ( бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др. ) . Материал: Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием  магазинов:   «Одежда»,   «Мебель»,   «Бытовая техника»,   «Сельхозпродукты»  и т. п. Содержание: Каждый ребенок выбирает карточку- картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина «Собери вместе» Цель: Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам. Материал: Карта ( панно)  с изображением различных товаров. Содержание: У каждого ребенка — карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги ( диаграммы)  Эйлера- Венна, дети объединяют предметы по различным  признакам: съедобные — несъедобные; игрушки — орудия труда; товары, обязательные для каждого — необязательные, и т. д. «Что быстрее купят? » Цель: Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой ( стоимостью)  и спросом на него. Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров( платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины- игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка) . Содержание: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора. «Что и когда лучше продавать? » Цель: Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности ( времени года)  на реальный спрос. Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года ( летом, зимой и т. д. ) ; мелкие карточки с изображением сезонных товаров. Содержание: Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. — в  «летний»  магазин; шубу, шапки, варежки — в  «зимний». «Волшебный кошелек» Цель: Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить. Содержание: Педагог показывает рисунок и предлагает провести карандашом линии от того, что можно купить, к кошельку. Ребенок должен объяснять, почему не все можно купить и продать, что еще продается и покупается. Приложение 3 Консультация для родителей: « Готовим ребенка к жизни» Уважаемые родители, знаете ли Вы, что  «Сколь бы ни был длинен путь, он всегда начинается с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребёнок делает в семье. Что может стать содержанием экономического воспитания в семье? Это прежде всего домашнее хозяйство, семейный бюджет, деньги и другое. Хорошо, если ребёнок имеет определение и постоянные обязанности( ухаживает за комнатными растениями, убирает за собой игрушки и так далее) . Проблемная ситуация:  семья готовится к юбилею бабушки. Кто отвечает за покупку продуктов, цветов? Кто готовит обед? Кто покупает подарок? Обязанности распределяются между всеми членами семьи: папа закупает продукты, дочка помогает сервировать стол, дедушка отвечает за подарок бабушке. В семье всегда найдется поле для совместной работы ребёнка и родителей. Содержание её  многообразно: 1. бытовой труд  ( участие в приготовлении пищи, мытьё посуды, стирка белья) ; 2. ручной труд  ( плетение, вышивание и т. д. ) ; 3. технический труд  ( ремонт различных приборов, мебели. ) ; 4. труд в природе  ( уход за растениями, животными) . Совместный труд в семье позволяет удовлетворять потребность детей в общении, приучать ребёнка к аккуратности, бережливости. Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность они приучаются к бережливости,  экономности. Бережливость и экономность - показатель общей культуры человека, его зрелости. Они свидетельствуют об умении заботиться, о членах своей семьи, о вещах, их окружающих, о себе. Знакомство детей с профессиями родных и близких раскрывает роль этих профессий в обеспечении роли этих профессий в обеспечении нужд и потребностей семьи.  Родители рассказывают о своей профессии, где они работают и что производят. Вместе с детьми выясняют, представители ещё каких профессий есть в семье, сколько человек имеют одну и ту же профессию, сколько- разные профессии. Постепенно у детей формируются представления о многообразии профессий, о ценности труда родителей и близких родственников, о взаимосвязи понятий труд и деньги. Привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания правильного отношения к деньгам развивает умение считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи. В жизни семьи постоянно возникают ситуации, которые становятся предметом  разговора: о планировании доходов и расходов- бюджете семьи, о добрых делах родителей и детей, и ребёнок может принимать посильное участие в их обсуждении. В процессе её обсуждения ребёнок может совместно со взрослыми решать важные вопросы. Например, 5. как накопить деньги на желаемую покупку? 6. можно ли купить игрушку, не оплатив основные расходы семьи? 7. хочется купить билеты в театр, но деньги нужны на лекарство бабушке. Как быть? Сделать  «занятия»  экономикой понятными и интересными помогут родителям игры. Многие настольно- печатные игры можно сделать самостоятельно( «Семейный бюджет», « Кому что нужно? »,   «Разложи правильно»  и др. ) . Ребёнок с особым удовольствием играет с взрослыми и вместе с тем непреднамеренно, легко и быстро усваивает материал. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.   «Спор двух друзей»  раскрывает необходимость предметов в конкретной ситуации, одинаково бережное отношение к ним со стороны хозяина. Заспорили однажды самовар и чайник: кто из них важнее и нужнее хозяину. «Я большой старый самовар. Я собираю в доме много гостей. Моим хозяевам и гостям, когда они пьют чай, становится радостно и тепло». - «А я чайник. Меня используют каждое утро. Я очень быстро кипячу воду для чая и кофе». Вопрос к детям: Как разрешить этот спор хозяину, чтобы не обидеть любимые вещи? Экономическое восприятие в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, а это реальная экономическая среда, накапливается определённый «экономический»  опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется и систематизируется. Знаниям придаётся социальная направленность, что позволяет ребёнку впоследствии выстраивать линию собственного поведения Приложение 2 Конспект экономической игры:  КВН «Путешествие по стране Экономике» Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация», «Социализация» Цель: повысить  интерес старших дошкольников к получению экономических знаний Задачи: Образовательные: - учить работать в команде- учить находить коллективный ответ путем обсуждения- закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года- закрепить знание загадок, пословиц, поговорок, изученных ранее- закрепить умение играть в экономическую игру «Аукцион» Развивающие: - развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор Воспитательные: - воспитывать уважение к людям труда, умеющим зарабатывать деньги Демонстрационный материал:   плакат с надписью «КВН»; эмблемы для членов команд; «монетки»; дидактические игры: «Собери банкноту»,   «Кто трудится, кто играет? », «Кому, что нужно для работы? »;  лот – «Мягкая игрушка» для игры «Аукцион Ход игры: Музыкальный зал подготовлен к Игре: празднично украшен; на центральной стене расположен плакат с надписью «КВН»; на сцене стоят столы для членов команд.   Под песню «Мы начинаем КВН» дети заходят в зал, где их встречает воспитатель, переодетый в костюм «Царицы – Экономики» Царица – Экономика: Ребята, я целый год приходила к вам в гости, рассказывала много интересного и познавательного. А сегодня хочу, чтобы вы порадовали меня своими знаниями по экономике. Предлагаю поиграть в экономическую игру – КВН на тему «Путешествие по стране Экономике». Согласны? Дети: Да! Группа детей  делится на две команд. Выбираются капитаны. 1 команда – «Денежки» 2 команда – «Банкиры» 1 конкурс: «Приветствие команд» Девиз 1 команды: «Делу время – потехе час» Девиз 2 команды: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» Члены команд поочередно  загадывают загадки: 1. Маленькая, кругленькая Из кармана в карман скачет( монета)   2. Одно брюхо, четыре уха ( кошелек)   3. У одних нас много, а у других нас нет  ( деньги)   4. Угадай, как – то зовется, Что за деньги продается. Это – не чудесный дар, А просто – на просто ….   ( товар) 2 конкурс: «Разминка» Царица – Экономика задает вопросы командам по очереди, за правильный ответ член команды получает «монетку»: 1.  Как называется группа людей, которые являются родственниками и проживают вместе?  ( семья) 2.  Как называются «доходы» и «расходы» семьи?  ( бюджет) 3.  Как называется дом, где «живут» деньги?  ( банк) 4.  Какая главная потребность человека?  ( пища) 3 конкурс: «Капитанов» 1.  «Собери банкноту»: банкнота разделяется на части; нужно собрать из частей целую банкноту 2.  «Кто трудится, кто играет? »: выдаются картинки с изображением играющих и трудящихся людей, нужно рассортировать картинки по видам деятельности 3.   «Объясни пословицу»: 1. «Не в деньгах счастье» 2. «Маленькое дело, лучше большого безделья» 4  конкурс: «Задание командам» 1. «Найди лишнее слово»- доллар, рубль, Россия, евро- парикмахер, ножницы, плотник, водитель- зарплата, квартплата, пенсия, стипендия- шьет, пилит, охраняет, загорает 2. Игра «Кому, что нужно для работы? »:  раздаются карточки( профессия – орудия труда) , нужно правильно соединить картинки 3. Решение экономических задач: 1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой? Почему? 2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие? 3. Где будет дороже бутылка «Пепси»: в пустыне или на севере? 4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5 рублей за 1 килограмм, а в другом по цене 6 рублей за 1 килограмм. В каком магазине раскупят огурцы быстрее? Почему? 5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 рублей за 1 килограмм. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто ее не покупал. Посоветуй,  что делать зайцам? 5 конкурс:    Игра «Аукцион» Царица – Экономика:  игра подходит к концу, у каждого из вас набралось много «монеток». Я предлагаю поиграть в игру «Аукцион». Царица – Экономика ведущая( аукционист) проводит Аукцион. Выставляет лот – «Мягкая игрушка». Покупает тот игрок, кто дает больше денег( монет) , заработанных в течение игры. Царица – Экономика: а теперь подведем итоги игры. Посчитайте количество «монет» у команды. В конце игры подводятся итоги КВН, выявляются и награждаются победители. Приложение 1 Конспект интеллектуальной игры КВН «Что? Где? Почем? » по экономическому воспитанию детей в подготовительной группе Задачи. 1. В игровой занимательной форме закрепить у  детей экономические знания. 2. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. 3. Доставить детям радость и удовольствие от участия в  экономической  игре и применения знаний   экономического содержания. 4.   Воспитывать  эмоционально – положительное отношение и  интерес к деятельности экономического характера. Интеграция  образовательных  областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. Предварительная работа. 1. Оформление помещения в соответствии с  игрой: плакаты с пословицами из  « Экономической  азбуки народной мудрости»; загадки, ребусы, кроссворды на  экономическую  т ему в папках или альбомах; надутые шарики для создания праздничной атмосферы. 2. Приглашение родителей. Используемые ресурсы: игровые  деньги: монеты  «1 рубль»,   «2 рубля»,   «5 рублей»; 5 конвертов с заданиями( на конвертах – изображения  «отправителей») ; кошельки для капитанов команд; модели  «Состав семейного бюджета»  и  «Расходование семейного бюджета»  в виде кругов с секторами; валюта разных стран мира ( макеты) ; игровой магазин канцтоваров; листки цветной бумаги размером 10х15 см или 15х20 см, треугольные лекала; медали  «Гном  Эконом »  для членов команды победительницы; волчок с прикрепленной стрелкой. Информационный материал. Дети разбиваются на две команды, выбирают капитана и название команды. В состав жюри включают родителей, приглашенных на игру. Задания детям присылают в письмах герои  сказок: Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Незнайка, Чебурашка, Крокодил. Жюри  «платит»  за каждое выполненное задание. За правильный ответ – 2  «рубля»  ( 2 монеты по 1  «рублю», если ответ неполный – 1  «рубль», нет ответа – нет и денег. После выполнения задания команды получают возможность заработать дополнительный  «рубль», ели правильно ответят на вопросы ведущего об  экономических  понятиях и отношениях. Команды рассаживаются на стульчики по обе стороны от круглого стола, являющегося игровым полем. Порядок выполнения заданий определяются по стрелке волчка, который по очереди заводят капитаны. Волчок с прикрепленной к нему стрелкой устанавливается в центре стола. Игровое поле стола разбито на 6 секторов, в которые кладут письма с заданиями. Команда – победительница, набравшая больше игровых денег, награждаются медалями  «Гном  Эконом ». Всем участникам  игры   вручают сладкие призы. Ход игры. Игровая мотивация. Ведущий. Дети, вы любите смотреть  телеигры? Я предлагаю вам поиграть в очень  интересную игру-   «Что? Где?   Почем? », она напоминает веселые и увлекательные телевизионные  игры КВН и  «Что? Где? Когда? ». Для  игры  нужно разбиться на две команды, выбрать капитана и название команды.   Помните: капитан должен быть самым внимательным, находчивым и сообразительным. Дети разбиваются на две команды, выбирают капитана и название одно из предложенных ведущим  « Знайки »  и  « Почемучки ». Ведущий. Команды, поприветствуйте друг друга и гостей. Команда  « Знайки ». Капитан. Мы пришли на КВН Помириться знаниями, На вопросы отвечать, И дружно веселиться. Дети. Мы соперникам свои  говорим: «С вами мы сразимся, Так просто не сдадимся! » Команда  « Почемучки ». Капитан. Вызов мы принимаем с почтеньем, Есть у нас сноровка, опыт и уменье. Дети. Команде  « Знаек »  шлем пламенный привет, От души желаем дать правильный ответ! Ведущий. Представляю вам жюри, которое будет  «платить»  вам за выполненные вами задания. Представитель жюри оглашает правила оценки заданий и дополнительных  «премиальных»  вопросов. Ведущий предлагает обеим командам подойти к игровому полю, дети получают инструкцию к игре. Ведущий. Вот игровое поле и волчок со стрелкой. Узнав о том, что мы с вами хотим поиграть, герои сказок прислали вам, ребята, свои письма с заданиями. Посмотрите, кто нам прислал письма? Чье задание выполнять первым, нам подскажет волчок со стрелкой. В конце  игры  мы подсчитаем заработанную сумму вами денег и узнаем, чья команда победила. Победителей ждут призы. Считалкой выбирают, капитан чьей команды будет первым крутить волчок. Право крутить волчок можно предоставить по очереди и активным членам команд. Ведущий ( читает первое письмо) . Привет вам от Чебурашки! Я скоро подрасту, и буду выбирать профессию. Дорогие команды, познакомьте меня с профессиями. Посмотрим, кто назовет их больше. Дети выполняют задания. Ведущий. Дополнительные  вопросы: зачем люди ходят на работу? Что такое профессия? ( Главная работа человека, которой надо специально учиться, чтобы устроиться на работу) . Где учат профессиям?  ( Институт, училище, колледж, академия, лицей, техникум, университет) . Ответы  детей. Ведущий ( читает второе письмо) . Здравствуйте, ребята! Привет вам от Незнайки! Я предлагаю конкурс для  капитанов: кто расскажет о бюджете своей семьи правильно и быстро? Команды помогайте! Дети выполняют задания. Ведущий. Дополнительные  вопросы: что такое семейный бюджет?  ( Все деньги, которые получают члены семьи) . Зарплата?  ( Деньги, которые получают люди за выполненную работу) . На что тратятся деньги с семейного бюджета?  ( Деньги, потраченные на какие – нибудь нужды, потребности) . Ответы  детей. Ведущий ( читает третье письмо) . Здравствуйте уважаемые родители! Помогите пожалуйста мне разгадать ребусы, я очень надеюсь на вашу помощь. Воспитатель   предлагает родителям принять участие в игре. Родителям двух команд раздаются конверты с ребусами для разгадывания. В то время пока родители работаю, детям предлагается подсчитать заработанную ими сумму в игре. Музыкальная пауза  «Танец маленьких утят» Ведущий ( читает четвертое письмо) . Привет, привет вам от Петрушки! Я путешествовал с концертами по разным странам мира. Посылаю вам деньги этих стран. Назовите денежные знаки. В каких странах я побывал? Желаю успеха! Дети выполняют задания. Ведущий. Дополнительные  вопросы: как называются иностранные деньги?  ( Валюта) . Можно ли в чужой стране платить деньгами своей страны?  ( Нельзя) . Где их обменивают?  ( В отделе валютных операций в банке) .   Почему  нельзя делать фальшивые деньги?  ( Это преступление, за которое могут наказать человека) . Ответы  детей. Ведущий ( читает пятое письмо) . Привет вам от первоклассника! От меня, Буратино! Пора готовиться в школу, запасаться школьными принадлежностями. А вы умеете делать покупки? Тогда отправляйтесь в наш магазин канцтоваров и приобретите понравившийся вам товар. Какая команда быстрее и правильно расплатится за покупки? Два члена жюри временно становятся  «продавцами»  в магазине  «Канцтовары». Цены на товары не превышают 10  «рублей». Каждую команду обслуживает один  «продавец». Дети, выбрав  «товар», отправляются в  «банк за денежными средствами», но отсчитывает нужную сумму денег не  «банкир», а сам ребенок.   Правило: платить без сдачи. Ведущий. Дополнительные  вопросы: как называются бумажные деньги?  ( Купюры) . Металлические деньги?  ( Монеты) . Какие деньги появились первыми?  ( Монеты) . Одежда, которую вы носите, - это товар?  ( Товар) . А мебель в доме?  ( Товар) . Ответы  детей. Ведущий ( читает шестое письмо) . Здравствуйте, дети! Пишет вам Дюймовочка. Помогите, пожалуйста, украсить зал к детскому празднику цветами, листочками и бабочками. Посылаю вам цветную бумагу и лекала. Какая из команд сумеет  экономно использовать цветную бумагу, уместит на ней больше треугольников? Нужно работать быстро и аккуратно, точно обводить лекала.   Помните: треугольники не должны пересекаться. Закончив работу, посчитайте, сколько треугольников вы уместили на листе, а жюри посчитает их общее количество, у всех членов команды вместе, и выявит самую  экономную команду. Дети выполняют задания. Ведущий. Дополнительные  вопросы: чему учит наука  экономика? ( Экономика  учит быть хорошими хозяевами дома и своей страны) . Кого называют хорошим хозяином? ( Человек, у которого порядок и достаточно денег, который умеет хорошо работать и отдыхать, делать желанные покупки) и т. п. Жюри объявляет, сколько  «заработала денег»  каждая команда и капитанам выдаются выигранные  «деньги». Ведущий предлагает командам решить, как бы они поступили с  деньгами: поделят их поровну, или дети примут какое – либо другое решение. Ведущий дает нравственную оценку принятому решению, поощряет  детей за самостоятельное, справедливое решение. Жюри награждает значками  «Гном  Эконом »  членов команды – победительницы, а проигравшую команду утешительными призами- шоколадные монеты. Ведущий. И мальчишки, и девчонки, и папы, и мамы – все были молодцы! Наша игра окончена, вы ребята, проявили себя настоящими Гномами  Экономами. «Экономический КВН» Материал: плакаты с названием игры; план- карта города; картинки с изображением разных товаров; кошельки для двух команд; стенд для рекламы; два магазина: «Хохломские ложки, ковши расписные, чашки золотые», «Пряники расписные, мятные, ароматные»; карточки для конкурса «капитанов»; монеты, 2 купона на товар. Ход занятия Под музыку КВН входят 2 команды детей. Команда « Знаек » и команда «Почемучек»( поют песню) . Ребенок: Мы – веселы ребята,   И не любим мы скучать! С удовольствием все вместе В КВН начнем играть! Воспитатель:  Сегодня в Клубе веселых и находчивых встречаются две команды « Знайки » и «Почемучки». Я прошу команды поприветствовать друг друга. Приветствие команд. Команда « Знайки ». Капитан: Мы пришли на КВН П омерятся знаниями, На вопросы отвечать,   Петь и веселиться. Мы соперникам своим говорим: «С вами мы сразимся,   Так просто не сдадимся! » Команда «Почемучки». Капитан: Вызов мы принимаем с почтеньем Есть у нас сноровка и уменье. Команде « Знаек » шлем пламенный привет От души желаем дать правильный ответ! Воспитатель: Соревнуясь в этом зале Все Вы станете друзьями,   Пусть кипит буря страстей И ваша дружба крепнет в ней. А ваши знания будет оценивать Жюри, а вместо баллов вы будете получать деньги. 1 конкурс. Разминочный. ( По 3 вопроса каждой команде. ) Воспитатель задает вопросы( по три каждой команде) и дети отвечают. Что такое биржа? Виды бирж. Как называются иностранные деньги? Кто такой брокер? Как можно по- другому назвать деньги? Как называется количество денег, которое надо заплатить за товар? Как называется ввоз товаров в страну? Что такое семейный бюджет и из чего он складывается? ( общий вопрос) . Жюри подсчитывает итоги. 2 конкурс. «Где изготовлен товар? » Воспитатель:  Это задание будет связано с работой по карте. Наш город богат промышленными товарами, выпускаемыми на разных заводах и фабриках. Каждой команде будут даны по 4 карточки с товаром выпускаемом на предприятиях города. Вам нужно будет найти на карте эти предприятия и прикрепить карточку в нужном месте. А потом объяснить, почему дети сделали такой выбор. Дополнительно оценивается знание улиц, где расположено предприятие города. ( Дети выполняют задание и объясняют свои решения. ) Жюри подсчитывает итоги. 3 конкурс капитанов. «На что потратить семейный бюджет, а что может подождать». Воспитатель:  На этот конкурс приглашаются капитаны команд. Вам за короткое время нужно будет разложить карточки в особом порядке: На верхнюю полоску положить карточки, с картинками того, на что в первую очередь нужно потратить деньги из семейного бюджета, а на нижнюю – что может подождать. Обязательно объясните свой выбор. ( Дети выполняют и объясняют. ) Например:  на столе лежат карточки с картинками: Квитанции( имеется в виду оплата коммунальных услуг, оплата д/ с) , Сладости, Книги, Продукты, Аттракционы, Игрушки, Одежда. Ребенок раскладывает карточки: На верхнюю полоску: Продукты, Одежда, Квитанции( на это все тратятся деньги в первую очередь) ; на нижнюю полоску разместил: Книги, Игрушки, Сладости, Аттракционы( покупка этих вещей может подождать) . Жюри подводит итоги. 4 конкурс. «Реклама – двигатель торговли». Воспитатель:  Я попрошу от каждой команды по 3 человека. Вам нужно будет прорекламировать свой товар. ( Дети выбирают товар, и дают ему рекламу. ) 5 конкурс. «Экономические задачки». Воспитатель читает задачи и дети дают ответы: Задача 1.  Оля и Петя зашли в магазин «Игрушки». Мальчику хотелось купить конструктор «ЛЕГО», а мальчик не знал где его найти. В магазине было много людей. Как узнать, кто из них продавец?  ( Ответ: по спецодежде продавца и по бейджику; спросить у взрослого; найти человека за кассой и у него спросить, где продавец. ) Задача 2.  Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в Германию. Он берет 100 рублей, чтобы купить там подарки. Сможет ли он это сделать? Почему?  ( Ответ: на 100 рублей не сможет, так как там другие деньги. А если он обменяет их на валюту Германии, то сможет. ) Задача 3.  Шапокляк выращивает яблоки. Летом она продает их по 2 рубля, а зимой – по 5 рублей. Почему цена яблок меняется?  ( Ответ: потому что зимой яблоки не растут и это редкий продукт – дефицит. ) Задача 4.  Лиса продавала на рынке грибы. У нее была их целая корзинка. И ежик пришел на рынок грибы продавать. А у него было две корзинки. Вопрос: Кто быстрее продаст грибы: ежик или лиса, если цена грибов у лисы – 5 рублей за штуку, а у ежика – 2 рубля за штуку.  ( Ежик, так как у него цена грибов меньше, и у него больше будет покупателей. ) Задача 5.  В селе Простоквашино все любят мороженое. Как вы думаете, когда на него больше спрос: зимой или летом?  ( Летом, потому что летом жарко, и больше будет желающих охладится мороженым. ) 6 конкурс – домашнее задание. «Муха- цокотуха». Воспитатель:  Сейчас мы с вами разыграем сказку «Муха – Цокотуха», но на новый лад. Команда «Почемучки». Ведущий:  Пошла муха на базар, а там товаров видимо, невидимо. Пряники расписные, мятные, ароматные! К чаю душистому – угощение знатное. Муха:   Сколько стоят пряники? Продавец:  Мятные – 5 рублей, ореховые – 7 рублей. Купите все пряники – цена дешевле. Рекламу пряников представляет один ребенок. Ведущий:  Кто из команды « Знайки » объяснит Мухе, что значит «продать товар оптом»? ( Ответы детей команды « Знайки ». ) Ведущий: Скоро гости придут к Мухе в дом.   Ждет их самовар за столом.   Муха пряников к чаю купила,   Никого из гостей не забыла:   Бабочкам – мятные, тараканам – ароматные,   Букашечкам – облитые, козявочкам – расписные. Команда « Знайки ». Ведущий:  Пошла Муха на базар, не с кошельком, а с бочонком меда душистого, липового. Продавец:  А вот Хохломские ложки, ковши расписные, чашки золотые. Рекламу хохломских ложек представляет один ребенок. Муха:  Какая красота! Ой, а кошелек я забыла! Как же мне товар купить? Ведущий:  Кто объяснит Мухе, что такое «бартер». ( Ответы детей команды «Почемучки». ) Ведущий: Уходит Муха с базара С полной сумкой товара. За бочонок медочка-   Выменяла посуду С расписным листочком. Нашей Мухе хвала и почет В дружбе она с экономикой живет! Жюри подводит итоги, подсчитывает заработанные деньги. Вдруг слышится стук. Воспитатель:   К нам кто- то пришел. Входит Гном- Эконом, здоровается и говорит: Гном- Эконом:  «Знаю, что вы сегодня заработали свои первые деньги. Куда же вы хотите потратить свои заработанные вами деньги? ( Ответы детей. ) А я вам предлагаю бартер: обменять деньги на купоны – сертификаты на покупку товаров в магазине игрушек. Гном меняет купоны на деньги и прощается с ребятами. А дети идут в магазин игрушек и покупают игрушки на купоны, заработанные в процессе игры.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Малахитовая шкатулка» «Берегиня» 564515146685 Автор проекта: Фролова Катя 6 лет Руководитель проекта: Ржевская Светлана Александровна г. Нижневартовск 201 9 год Аннотация Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. С ейчас сложно представить всё богатство русской ку кольной традиции, потому что оно почти полностью исчезло из повседневного быта. Рассматривая альбомы, заинтересовалась историей создания куклы. Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла. В русских семьях к куклам относились бережно, передавались по наследству. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры. Актуальность Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Вместе с тем, в процессе формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе. В этом помогает созданный в ДОУ образовательный кружок «Берегиня» Проект  «Берегиня »  – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизн и для игр и подарков, мотивируя детей к изготовлению кукол своими руками. Тема пр о екта «Берегиня» Образовательная область Познавательное развитие» Цель Формировать интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы Задачи Познакомиться с историей тряпичных кукол Ознакомиться с разными видами кукол; Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол( закрутка, скрутка) 4. Изготовить своими руками куклу « Колокольчик» Сроки реализации краткосрочный( 1 месяц) Ожидаемые конечные результаты Познакоми тся с различны ми видами русской тряпичной куклы Узнает историю возникновения тряпичной куклы Научится изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания, пеленания. Умеет разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные игровые ситуации. Изготовила своими руками куклу « Колокольчик» Паспорт проекта План работы I этап: Предварительный этап: Изучение истории возникновения русской народной куклы. Подбор методическо й литературы об истории куклы. И зучение видов кукол. Изучение технологии изготовления кукол. Составление плана работы по изучению и изготовлению народных кукол. Подбор материалов для изготовления кукол. Привлечь родителей к сбору информации о народных куклах и изготовлению их. 2 этап практический: Ознакомление с историей и значение м куклы. Определила, на какие группы делились тряпичные куклы; Исследовала на практике особенности изготовления тряпичных кукол; Расспросила бабушек о куклах, в которых они играли в детстве; И зготовление кук ол сам остоятельно или с помощью родителей. Разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные игровые ситуации. 3 этап заключительный: Презентация проекта. Описание работы В ноябре отмечается замечательный светлый праздник – День Матери. В этот день поздравляют, чествуют, благодарят женщин, у которых есть дети: мам и бабушек. Мама – это самый близкий и родной человек в жизни каждого из нас. К маме мы идем со своими проблемами, обращаемся за советом и только на маму мы можем положиться всегда и во всем. Именно мама делает все для того, чтобы мы были счастливы. Поэтому самым лучшим для неё подарком в этот день будет подарок, сделанный своими руками, тогда он действительно будут подарен от всей души и с любовью. Воспитатель изготовила и показала нам куклу, из кусочков ткани, Мне понравилась необычная игрушка. Из рассказа воспитателя об этой кукле, я узнала как она называет ся, ее историю. Но в озник а ло еще много вопросов. Поэтому я решила принять участие в проекте « Берегиня », который поможет   узнать  историю возникновения тряпичной кукла, для чего она была предназначена, познакомит с другими видами текстильных кукол. И сделать своими руками подарок маме. В месте с о Светланой Александровной р ассмотрели иллюстраци и, изучили историю возникновения старинной игру шки. Узнали много интересного об истории костюмов различных народов, позн акомились с предметами старины. 1749694196948 Соб ра ли материал о различ ных видах текстильной куклы. У знали, что традиционно куклы  делятся на три группы: игровые,     обрядовые    и обереги. Так к обрядовым относится «Масленица», « Параскева- Пятница»; к оберегам – «Любава», « Кувадка », и др. ; а среди игровых самая популярная – кукла « Пеленашка », «Зайчик». С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, постижения ребёнком опыта накопленного поколениями. Самая распространенная и несложная в изготовлении – куколка Колокольчик. Эта кукла считается оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то здесь всегда будет радость и веселье. Веселая и нарядная куколка Колокольчик следит, чтобы в дом приходили хорошие и радостные новости. Эта куколка в разноцветных юбочках вешается дома у входа или межкомнатной двери. И в дом посыплются радостные вести! 407035482600 Для работы нам потребуется: Три круга из ткани разного диаметра – юбка. Квадрат белой ткани – лицо и руки. Вата – голова. К расные нитки, декоративные нитки или шнур( для того чтобы подвесить куколку) . Порядок выполнения: Делаем из ваты шарик и кладем в центр большого круга. Обвязываем. Второй и третий круг из ткани также ровно надеваем и закрепляем. Белый квадрат ткани складываем пр отивоположными углами к центру. Примеряем сложенный лоскут к голове. Закрепляем белую ткань по шее, формируя голову и руки. Надеваем косынку и завязываем ее под ручками. Для подвески привязываем тесьму. Кукла, хорошее настроение и подарок, сделанный самостоятельно для мамы, ГОТО В! ! ! ! ! ! ! ! Мама активно помогала мастерить кукол, мы вместе сделали нескол ь ко: Конечный результат 1. Узнала историю куклы, дл я чего люди изготавливали такие игрушки, какую роль они играли в жизни наших предков. 2. Научила сь изготавливать куклы своими руками. 3. У знала, во что и как играли бабушки и прабабушки и убедились в том, что играть с куклами, изготовленными своими руками  очень интересно. Итог: К уклы наших предков ничуть не хуже наших современных игрушек, играя в них, наши бабушки выросли хорошими, добрыми и трудолюбивыми людьми. И хороший подарок для мамы. Результаты: Различаю виды русской тряпичной куклы, историю возникновения, традиции создания и применения. У мею изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания, пеленания. Умею изготавливать куклу по традиционной народной технологии. Научила сь разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные игровые ситуации Перспектива: ●Презентация выставки «Кукла- оберег » для всех групп детского сада; ● Показ кукольного спектакля для малышей ● Изучить какие были куклы у коренных народов севера. Список литературы: А. К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» Р. Кашапов «Практическая психология для родителей или педагогическое взаимодействие». М. «АСТ- ПРЕССКНИГА» 2003г. С. В. Титов «Добро пожаловать, игра! » «Сфера» М. 2004г. Артамонова Е. В. «Куклы». – М. : Изд- во ЭКСМО – Пресс, Изд- во ЭКСМО – МАРКЕТ, 2000г. Гибсон Р. С. «Наши руки не для скуки»- поделки( папье- маше, бумажные цветы) . Перевод с английского Л. Я. Гальперштена. – М. : Изд- во РОСМЕН, 1997г. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М. : Просвещение, 1979г. Энциклопедия в 2 т. Т. 2 «Подари себе праздник». – М. : Сталкер, 1997г. Князева Е. И «Мир кукол», Санкт- Петербург 2002г. Ковычева Е. В. «Кукла в диалоге культур», Ижевск 2003г. «Российский этнографический музей дет ям» «Детство- пресс» Санкт- Петербург 2001г. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «Детство- пресс»  Санкт- Петербург 2006г. Л. А. Лялина «Народные игры в детском саду»  творческий центр «Сфера» М. 2008г.

Оставить комментарий: