Конспекты уроков
Документы для скачивания
Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с природными богатствами, используемыми человеком; показать, что человек зависит от компонентов природы.
Задачи на урок:
1.Личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
2.Метапредметные
-познавательные – формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы
-регулятивные – формирование умения определять цель деятельности на уроке; умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
-коммуникативные – формирование умения работать в паре;
3.Предметные: - развивать представление о живых и неживых природных богатствах;
– развивать потребность бережно относиться к природе и её богатствам.
Оборудование: компьютер, проектор экран, 4 набора одинаковых карточек со словами, учебник Окружающий мир 1 класс часть 2 Я и мир вокруг А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан; рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир
Этапы урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Ι. Актуализация знания и постановка учебной проблемы
|
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Упражнение на развитие внимания. Игра «Да, нет». - Если согласны с утверждением, рисуют кружок, не согласны - треугольник - да, - нет.
* Лес – источник чистого воздуха. (Да.) * До появления в этом виде, стакан был нефтью. (Нет.) * До появления в этом виде, книга, газета были деревом. (Да.) * До появления в этом виде, шапка, шарф были железной рудой. (Нет.) * Каждый предмет, проделывает долгий путь превращений, прежде, чем, попасть к нам в руки. (Да.) Самопроверка ( Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд ) Нас окружает много разных предметов и вещей. Послушайте стихотворение – загадку и закончите его: Посмотри, мой милый друг, Видео 2мин |
Создание проблемной ситуации (корзина идей) (слайды № 3-5) |
Поиск выхода из проблемной ситуации (идеи) |
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л); формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К); формирование умения выделять и формулировать познавательную цель (П) |
ΙΙ. Совместное открытие знания
|
– Где же начинается путешествие всех предметов? (В природе.) Природа – наш щедрый друг, она отдаёт нам свои богатства. - О каких богатствах идёт речь? (Речь идёт о богатствах природы.) Что такое природа? (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд ). *Природа – всё, что окружает человека, все явления, живые организмы, неживые предметы, но не сделанные руками человека. *Природа – наш друг. У неё много богатств. Трава, деревья, птицы. Звери, рыбы, грибы, ягоды, подземные кладовые, почва, вода, воздух, солнечный свет, ветер, течение рек. - Природа создаёт все условия, чтобы человек мог жить. Что же нужно для жизни человеку? (проблема) - Давайте вместе попытаемся в этом разобраться. - Отгадайте загадку. Что в гору не вкатить, В решете не удержать, В руках не унести? (вода) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд ). - Чем же является вода для всего живого? (Люди и животные используют воду в пищу, растения нуждаются в поливе. Для умывания, стирки, купания. В хозяйстве человека.) - Без воды ни умыться, ни чаю попить и обед не сваришь. Без воды могут высохнуть и погибнуть леса, а поля перестанут давать урожай, ни один зелёный листик, ни человек, ни животное не может жить без воды. Вода не только поит, но и кормит. (Рыбы, морские растения, которые люди используют в пищу.) - Вода – одно из главных богатств на земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды осталось очень мало, и её надо беречь. От загрязнения воды страдает всё живое. - Вода – это богатство природы. - Без чего не сможет прожить человек? Мы его не видим, не можем изобразить. Не задумываемся о его существовании. (Без воздуха) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд ) - Для чего нам нужен воздух? - Человек не может жить без воздуха, так устроен его организм. Воздух – это тоже природное богатство. Воздух, которым мы дышим, тоже надо беречь. - Когда воздух бывает вредным для человека?
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной ведро картошки, смотришь, а осенью вместо одного ведра в кладовой двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, помидоров. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Догадались, как она называется? - Посмотрите на экран (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд ). Из почвы растения получают питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. - Почва – это тоже природное богатство. - А что же таится в подземных кладовых природы? Человек проник в них и нашёл там много полезных ископаемых. (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд ). Итак. Вода, почва, воздух, запасы подземных кладовых – это неживые природные богатства. - Если есть неживые природные богатства, значит, и есть.... (живые). - Люди научились выращивать полезные для себя растения. - Что получают из растений? (Получают продукты питания, одежду, бумагу.) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд ). - Приручили диких животных. - Что дают животные человеку? (Продукты питания, одежду.) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд ). Растения и животные – это живые природные богатства.
- Благодаря своему разуму люди научились использовать силы природы. - Давным-давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы. И люди научились использовать силу ветра. - Как вы думаете, что было изобретено? (На экране появляется изображение ветряной мельницы, парусной лодки.) (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд ). - Человек изобрёл парус, что позволило кораблям быстрее передвигаться, освободив матросов от тяжёлой работы. Появились ветряные мельницы. - Человек научился использовать силу воды (гидроэлектростанции), силу солнца (установки по преобразованию солнечной энергии в электрическую - солнечные батареи). Они являются самыми экологически чистыми и дешевыми агрегатами для получения электроэнергии. (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд ).
Сила природы – это тоже богатство природы.
Физминутка. Изобразим силу природы. Солнце спит, небо спит, Даже ветер не шумит. Рано утро солнце встало, Всем лучи свои послало. Вдруг повеял ветерок, Небо тучей заволок И деревья разогнал, Дождь по крышам застучал. Барабанит дождь по крыше, Солнце клонится всё ниже. Вот и спряталось за тучи Ни один не виден лучик.
|
Организация совместной работы |
Работа с иллюстрациями, текстом учебника |
формирование умения высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией (Р); ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы (П); |
ΙΙΙ. Применение нового знания
|
А сейчас проверим, как вы усвоили тему урока. У вас на столе схема и конверт с ответами
- Заполним схему. (По ходу заполнения схемы дети вклеивают карточки с ответами на заготовку).
|
Организация работы в парах |
Работа в паре
|
формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу; умения планировать свою деятельность; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; отличать верно выполненное задание от неверного (Р)
формирование умения работать в группе (К)
|
ΙV. Итог урока. Рефлексия |
– - Какая тема сегодняшнего урока? - На какие группы мы разделили их? - Что мы отнесли к живым природным богатствам? - Что мы отнесли к неживым природным богатствам? - Силы природы – это...
Вывод. Все наши вещи были когда-то частью природы. Её богатства - живые и неживые изучает и использует человек для своей жизни. Природа – наш друг и мы должны беречь её. - Посмотрите, как красива наша Земля! (Компьютерная презентация «Богатство природы», слайд ) Любите родную природу – Озёра, леса и поля. Ведь это же наше с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же люди мы вместе Мы к ней относиться добрей!
Скажите ребятишки – Кто доволен сегодня своей работой? - Что не удалось? - Что нужно сделать, чтобы следующий раз удалось?
|
|
|
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности (Л), формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П), формирование умения давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (совместно с учителем) (Р)
|