Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.
«Духовно – нравственное воспитание дошкольников
средствами музыки»
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Это подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где отмечается необходимость воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.
Общечеловеческие ценности становятся приоритетными в воспитательном процессе. Актуальность выбранной нами темы очевидна: сдвиги в системе ценностных ориентаций, власть материального богатства, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания , все это отрицательно влияет на неокрепшую душу ребёнка, ранит и ожесточает её.
В своей работе мы используем, как дополнение к основной образовательной программе ДОУ, программу дополнительного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей», автор Шевченко Л. Л., которая способствует патриотическому, духовно – нравственному и эстетическому воспитанию личности через познание истории и традиций своего народа, позволяет раскрыть глубинную красоту православной культуры, формирует представление о традиционном семейном укладе. Слайд4 Изучение народной культуры осуществляется через воспроизведение годового цикла праздников, специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок).
Наш детский сад тесно сотрудничает с Воскресной школой при храме «Сретения Господня», который находится на территории в/ч 20155.
Невозможно переоценить роль музыки в духовно - нравственном воспитании дошкольников. Ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.
Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Ведь то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте.
На своих музыкальных занятиях, начиная с ясельной группы, я обращаюсь к колыбельным, потешкам , народным прибауткам. В это время оторванность от мамы, в связи с поступлением в детский сад, становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.
По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов - классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни. Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковским, («Времена года»), М.И Глинкой, («Жаворонок») Д. Кабалевским, («Клоуны») Римским-Корсаковым («Снегурочка») и другими мы влияем на духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.
Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду в основной образовательной деятельности, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями.
Все виды музыкальной деятельности: музыкально - ритмические движения, слушание, пение,
игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры,
театрализация позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры, фольклора. Слушая народную музыку и произведения великих русских композиторов, играя в народные игры, исполняя хороводы, народные танцы, песни, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель наших занятий с детьми не только познакомить с образцами фольклора, развить исполнительские качества, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения. Мы стремимся к тому, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.
В нашей фонотеке есть аудио и видео - записи народной музыки, сказок, народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”.
Ярко выплеснуть свои эмоции ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Организуя их, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, и культурные качества: любовь к своей стране, к родному дому, своей семье.
Дети всегда ждут в саду осенних,
новогодних, Рождественских праздников.
Праздника Масленицы,
Пасхи.
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Особое значение имеет тема “Защитников Отечества”.
Эта тема очень любима детьми.
Говоря о духовно-нравственном воспитании, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского народа, знакомим их с песнями тех времен. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления от экскурсий в музей, в войсковую часть, в храм, к памятникам погибших воинов.
Не один год наши воспитанники являются участниками различных конкурсов духовно-патриотической направленности. Это: фестиваль «На солнечной поляночке»,
Межмуниципальный конкурс-фестиваль «Ратному подвигу Слава» г. Россошь, где мы получили Дипломы 1, 2 степени, в номинации Вокал, пение в ансамбле.
Конкурс детского творчества в рамках фестиваля Россошанской епархии «Пасхальная весна-весна Победы». 1 Место, в области сценического искусства.
Используя музыку нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь. Воспитывая у детей любовь к природе, ко всему живому, мы проводим такие развлечения, как: «День птиц», «День подснежника», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Край родной навек любимый!» и другие.
Одним из наиболее эффективных методов духовно-нравственного воспитания является проектная деятельность, позволяющая углублённо окунуться в данную тему, создать естественную ситуацию общения детей и взрослых, позволяет задействовать различные виды детской деятельности. Полноправными участниками проекта становятся дети, родители, старшее поколение и педагоги.
Были реализованы такие творческие проекты, как: «Музыка Великой Победы»,
«Народные праздники в жизни малышей», «Русские народные хороводные игры», «Берегите первоцветы», «Наши пернатые друзья»,
«Когда семья вместе, и душа на месте» и другие…
Воспитать ребенка нравственно, невозможно без тесной совместной работы с семьей. Здесь важна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье. Информация по этим и другим вопросам, предлагается родителям в родительских уголках, на сайте детского сада.
И закончить своё выступление хочу словами Р. Роллана .
«Музыка — это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка, которая подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его».
Список используемой литературы:
Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании .-М. 1956.
Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе).-Воронеж,1998.
Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду.М,2008.
Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры».М,2000.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение.М, 1984.
Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь.М.1988.
Журнал «Музыкальный руководитель».№2,2015