Мастер-класс "Шахматы как средство развития интеллектуального потенциала дошкольников"

Опубликовано: 21:24:45 21-01-2020

Автор: Храброва Надежда Дмитриевна

 

Цель: создание условий для интеллектуального развития детей.

Задачи:

  • воспроизводить логические действия на основе анализа, сравнения;
  • помочь овладеть пространственным ориентированием на плоскости;
  • познакомить с шахматными фигурами, шахматным полем;
  • воспитывать уверенность в своих силах.

 

         Слайд 1

Шахматы - магическая игра.  Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные компьютеры, в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии. Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре.

         Слайд 2

Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, некая спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества.

         Слайд 3

          Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.  Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.

         К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

         Слайд 4

           Шахматы дают детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача - вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от современных гаджетов.

          В настоящее время шахматы стали прочно входить в образовательный процесс, как в школах, так и в дошкольных организациях. В нашем саду обучение игре в шахматы проходит 6-ой год.

          Слайд 5

Занятия шахматами в детском саду помогут детям в будущем лучше усвоить учебные предметы в школе. Например, с такими понятиями как «центр», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» и другими дети познакомятся в детском саду раньше, чем на уроках математики в школе. Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет детям в школе решать математические задачи любой сложности.

         Слайд 6

Итак, ближе всего шахматы соприкасаются с математикой. Но, как вы думаете, существует ли связь между шахматами и другими образовательными областями, кроме ФЭМП в области «Познавательное развитие»?

         Слайд 7

Таким образом, игра в шахматы способствует гармоничному развитию личности.

А сейчас я предлагаю вам на практике окунуться в волшебную страну шахматных фигур.

         Слайд 8

Дидактическая игра «Сложи доску»:

 

Доску правильно клади,                                                   

В уголок всегда гляди,

Чтоб у правого угла

Клетка белая была.

 

         Слайд 9

Кто главные герои шахматной игры? Конечно, фигуры. Хотите узнать, как они называются и правила, по которым эти фигуры ходят? С помощью шахматного кубика выберете себе фигуру, возьмите схему. Задание: используя данную схему, пропрыгать на фрагменте шахматной доски по клеткам, обозначенным красным кружком. Сделайте вывод – как ходит данная шахматная фигура.

         Слайд 10

Известно, что многие дети любят собирать пазлы, раскрашивать раскраски.

Слайд 11

Я предлагаю вам собрать не обычные пазлы, а шахматные, и назвать полученную фигуру (можно пользоваться подсказкой на мольберте).

 

А теперь задания для всех зрителей:

         Слайд 12

Какие шахматные фигуры спрятались в словах?

Оладьи     Коньки    Спешка      Заслонка

         Слайд 13

Из названий каких шахматных фигур потерялась буква?

Кроль                          Сон                     Кон

         Слайд 14

Поменяйте букву в слове так, чтобы получилось название шахматной фигуры:

Бадья        Пушка       Корь                   Печка

Литературная викторина

  1. Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе с шахматным автоматом? (Незнайка.)
  2. 2. Мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры, – как его зовут? (Электроник.)
  3. Человечек из театра Карабаса Барабаса – «весь клетчатый, как шахматная доска». (Арлекин.)
  4. Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры, – кто она? (Алиса Селезнева.)
  5. Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: «Глядите, глядите, вон идет шахматная доска». (Сиропчик.)
  6. Товарищ Ильи Муромца, прославленный былинный богатырь, обыгравший в шахматы хана Бахтияра Бахтияровича. (Добрыня Никитич.)
  7. Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса.)

         Слайд 15

Итак, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Приглашаю всех желающих 27 апреля в 13 часов на педагогическую мастерскую «Обучение игре в шахматы»

 

Документы для скачивания:

Мастер-класс "Шахматы как средство развития интеллектуального потенциала дошкольников"
Формат: .docx

Презентация мастер-класса "Шахматы как средство развития интеллектуального потенциала дошкольников"
Формат: .ppt

Содержимое файтов:

Мастер-класс "Шахматы как средство развития интеллектуального потенциала дошкольников"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Теремок» Мастер- класс Шахматы как средство развития интеллектуального потенциала дошкольников Автор- составитель: Храброва Надежда Дмитриевна, руководитель обучения игре в шахматы Мысковский городской округ 2018 Цель: создание условий для интеллектуального развития детей. Задачи: воспроизводить логические действия на основе анализа, сравнения; помочь овладеть пространственным ориентированием на плоскости; познакомить с шахма тными фигурами, шахматным полем; воспитывать уверенность в своих силах.             Слайд 1 Шахматы- магическая игра.   Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов- от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже  почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Даже современные компьютеры, в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не могут сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии. Кроме этого, шахматы необычайно эмоциональны, они дарят своим приверженцам сильные переживания и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре.             Слайд 2 Из всех видов игр, придуманных человечеством, это единственная игра, которая близка и к спорту, и к науке, и к искусству. Творческая деятельность, яркое эстетическое переживание, некая спортивная борьба, логика научного исследования и большое воспитательное действие присущи шахматам. Видимо, поэтому они сумели выделиться из множества других интеллектуальных игр и, пройдя сквозь эпохи, не только сохранили, но и приумножили интерес к себе со стороны общества.             Слайд 3            Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность.   Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник- выдержанней, зазнайка- самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.          К тому же шахматы- замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».             Слайд 4            Шахматы дают детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача- вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от современных гаджетов.           В настоящее время шахматы стали прочно входить в образовательный процесс, как в школах, так и в дошкольных организациях. В нашем саду обучение игре в шахматы проходит 6- ой год.           Слайд 5 Занятия шахматами в детском саду помогут детям в будущем лучше усвоить учебные предметы в школе. Например, с такими понятиями как «центр», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» и другими дети познакомятся в детском саду раньше, чем на уроках математики в школе. Шахматная партия требует умения рассчитывать многочисленные варианты, а этот навык поможет детям в школе решать математические задачи любой сложности.             Слайд 6 Итак, ближе всего шахматы соприкасаются с математикой. Но, как вы думаете, существует ли связь между шахматами и другими образовательными областями, кроме ФЭМП в области «Позна вательное развитие »?             Слайд 7 Таким образом, игра в шахматы способствует гармоничному развитию личности. А сейчас я предлагаю вам на практике окунуться в волшебную страну шахматных фигур.             Слайд 8 Дидактическая игра «Сложи доску»: Доску правильно клади, В уголок всегда гляди, Чтоб у правого угла Клетка белая была.             Слайд 9 Кто главные герои шахматной игры? Конечно, фигуры. Хотите узнать, как они называются и правила, по которым эти фигуры ходят? С помощью шахматного кубика выб е рете себе фигуру, возьмите схему. Задание: используя данную схему, пропрыгать на фрагменте шахматной доски по клеткам, обозначенным красным кружком. Сделайте вывод – как ходит данная шахматная фигура.             Слайд 10 Известно, что многие дети любят собирать пазлы, раскрашивать р аскраски. Слайд 11 Я предлагаю вам собрать не обычные пазлы, а шахматные, и назвать полученную фигуру( можно пользоваться подсказкой на мольберте) . А теперь задания для всех зрителей:             Слайд 12 Какие шахматные фигуры спрятались в словах? Оладьи Коньки Спешка Заслонка             Слайд 13 Из названий каких шахматных фигур потерялась буква? Кроль Сон Кон             Слайд 14 Поменяйте букву в слове так, чтобы получилось название шахматной фигуры: Бадья Пушка Корь Печка Литературная викторина 1. Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе с шахматным автоматом? ( Незнайка. ) 2. М альчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс- чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры, – как его зовут? ( Электроник. ) 3. Человечек из театра Карабаса Барабаса – «весь клетчатый, как шахматная доска». ( Арлекин. ) 4. Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры, – кто она? ( Алиса Селезнева. ) 5. Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: «Глядите, глядите, вон идет шахматная доска». ( Сиропчик. ) 6. Товарищ Ильи Муромца, прославленный былинный богатырь, обыгравший в шахматы хана Бахтияра Бахтияровича. ( Добрыня Никитич. ) 7. Девочка, которая испытала много шахматных при ключений в Зазеркалье. ( Алиса. )             Слайд 15 Итак, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Приглашаю всех желающих 27 апреля в 13 часов на педагогическую мастерскую «Обучение игре в шахматы»

Оставить комментарий: