Виды игр и их роль в жизни детей младшего дошкольного возраста
Документы для скачивания
Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста.
Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению ее жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности.
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становится ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.
Если на втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражание товарищам, то уже на четвертом году жизни ребенок способен идти от мысли к действию, т. е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Уже в этом возрасте детей можно научить, не только обдуманно выбирать игру, но ставить цель и распределять роли. Важно, что бы воображение каждого ребенка было направлено на осуществление этой цели. Под руководством воспитателя дети постепенно приучатся определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.
Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Для детей четвертого года жизни важны новые яркие зрительные впечатления, которые включаются в старые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между разными явлениями жизни.
Условно выделяют несколько классов игр:
- творческие (игры по инициативе детей);
- дидактические (игры по инициативе взрослого с готовыми правилами);
- народные (созданные народом).
Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в ее правду, искренне радуются, огорчаются, переживают. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.
Творческие игры подразделяются:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- конструкторские.
Сюжетно-ролевая игра – это первая проба социальных сил первое их испытание. Значительная часть этой игры «в кого-нибудь» и «во что-нибудь». Интерес к сюжетно-ролевым играм развивается у детей к 3-4 годам. Отражение ребенком окружающей действительности происходит в процессе его активной жизнедеятельности, путем принятия на себя определенной роли. Но подражает не полностью, т. к. не располагает реальными возможностями для действительного выполнения операция принятой роли. Связано это с уровнем знаний и умений, жизненным опытом на данном возрастном этапе. Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера, водителя. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же время по- настоящему переживают свои роли, откровенно показывают свое отношение к жизни свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и ответственное дело.
Мною были проведены сюжетно-ролевые игры: магазин, больница, парикмахерская и т. д
Театрализованная деятельность – одна из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального и искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций.
Театрализованные игры делятся на две основные группы:
- режиссерские (ребенок как режиссер и одновременно голос за кадром организовывает театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В др. случае актерами, режиссерами являются сами дети, договариваются кто и что будет делать).
- игры-драматизации (создаются по готовому сюжету из литературного произведения. План игры, последовательность действий определяется предварительно). Такая игра более сложна для детей, т. к. надо хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение. Особенное значение данной игры – оно помогает детям больше понять идею произведения, чувствовать ее художественную ценность.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Что бы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения. Проникаться их чувствами, переживаниями.
Дети младшей группы с удовольствием разыгрывают отдельные эпизоды сказки «Курочка ряба», перевоплощаются в знакомых животных (п/и «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», но самостоятельно развить и обыграть сюжеты пока не могут. Дети только подражают им, копируя их внешне. Поэтому важно научить следовать образцу: птенчики машут крыльями, тяжело и неуклюже ходят медведи.
На занятиях, в повседневной жизни можно разыгрывать сценки из детского быта – например, с куклой. Можно организовать игры на темы литературных произведений: «Игрушки» А. Барто, потешек, колыбельных. Воспитатель является активным участником таких игр. Он показывает детям мимику, жесты, интонации, движения. Еще интересны малышам игры с воображаемыми предметами. Например: «представьте себе мяч и возьмите его» и т. п. У детей проявляется интерес к кукольным, плоскостным спектаклям, к литературным произведениям, в особенности к сказкам и потешкам.
В процессе работы у малышей развивается воображение, формируется речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать роли движение и слово, развивают чувство партнерства и творческие способности.
Конструкторские игры – это игры направляют внимание детей на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков. В таких играх у детей ярко проявляется интерес к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материал для таких игр может быть различным (песок, глина, шишки, листья, мозайка, бумага, модульные блоки). Очень важно, чтобы педагог помог детям совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.
В процессе конструкторских игр у ребенка активно и постоянно создается что-то новое. У малышей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.
В младших группах воспитатель берет на себя роль организатора, активного участника в игре, вводя разнообразие форм и размеров постепенно. Игры со с строительным материалом развивают воображение ребенка, его конструкторские особенности, мышление, приучают к сосредоточенности. Строительный материал знакомит с геометрическими формами, величиной. Работу необходимо начинать с простых построек, постепенно переходя к более сложным. Необходимо устанавливать связи между строительными и сюжетно-ролевыми играми, для развития творческой мысли.
При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.
Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении определенных привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга.
По содержанию и ведению игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные.
Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей. Органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является игровым методом обучения детей, и формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:
- игры-занятия (ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует игровые приемы, создает игровую ситуацию);
- дидактические (используются при обучении детей на различных занятиях и вне них (физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. Они должны быть безопасными, привлекательными, яркими. Они должны не только привлекать ребенка, но и активизировать его мышление.
В младших группах дети еще имеют слабое воображение, педагоги знакомят малышей с игрушками, показывают варианты их использования.
Настольно-печатные игры- интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото. Различны и развивающие задачи, которые решаются пи их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них (выделять характерные признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам).
В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитию правильной ориентировки в пространстве.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной активности ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
При организации дидактической игры следует учитывать, что уже с 3-4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, но внимание малыша еще не устойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в д/и требует от него большей, чем в др. играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование д/и, повышающих интерес малыша к занятиям, и, прежде всего к дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью и интересным содержанием.
Игра не только выявляет индивидуальные особенности, личностные качества ребенка. Но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учении.
Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, что способствует их гармоничному развитию, удовлетворяет потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. Подвижные игры бывают с бегом, прыжками, перестроение, с ловлей, с метанием, лазанием.
Подвижные игры делят:
- сюжетные («Воробушки и кот», «Лиса в курятнике» и др.);
- несюжетные (игровые упражнения «Кто скорее добежит к своему флажку»).
Народные игры – это игры, построенные с учетом этнических особенностей.
В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции. Такие игры способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности.
При ознакомлении детей народным играм надо учитывать возрастные, физические и психофизиологические особенности развития детей, четко обозначая цель, которую имеет игра.
Народные игры должны занять соответствующее место в системе воспитания и обучения детей, приобщая их к истокам национальной культуры и духовности.
Игра по утверждению П. Лесгафта- это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребенок живет в игре. И задача педагогов – стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенок-игра. Тактично поддерживая руководство, обогащать игровой опыт малышей.