"Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в соответствии ФГОС"
Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие». В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Содействие си сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принцип развивающего образования (системности и последовательности).
Принцип новизны (использование новейших информационных технологий).
Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий ).
Виды труда в ДОУ:
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.)
Хозяйственно-бытовой труд- направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
Труд в природе- уход за растениями, обитателями аквариума и животными, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка.
Ручной труд- направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей
Компоненты трудовой деятельности:
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или заинтересовывающий
Момент. Цель - это то, к чему надо стремиться.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:
1-я младшая группа- Начинается приобщение детей к трудовой деятельности Основной вид труда в этом возрасте самообслуживание.
2-я младшая группа - Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Средняя группа - Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно- бытового труда и самообслуживания.
Старшая группа- Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
Подготовительная группа- Сформированные навыки и умения совершенствуются.
Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах:
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Младшая группа - Ежедневно
Средняя группа - Ежедневно
Старшая группа - Ежедневно
Подготовительная группа- Ежедневно
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)
Младшая группа - Ежедневно
Средняя группа - Ежедневно
Старшая группа - Ежедневно
Подготовительная группа- Ежедневно
Трудовые поручения (общий и совместный труд)
Средняя группа - -1 раз в неделю
Старшая группа - 1 раз в 2 недели
Подготовительная группа- 1 раз в 2 недели
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания
Младший возраст- Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)
Средний возраст -Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к само обслуживающему труду.
Старший дошкольный возраст -Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой; самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда
Младший возраст - Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения.
Средний возраст - Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.
Старший дошкольный возраст - Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы. Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель. У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе
Младший возраст - С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных.
Средний возраст- Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи. Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки).
Старший дошкольный возраст- Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег. собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда
Старшая группа - В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам
Подготовительная группа- самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов). Пришивают пуговицы. Сортируют природный материал, подготавливают его к работе. Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий. Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).
«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим.» В.А. Сухомлинский
Литература 1 ФГОС ДО.
2 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Сан Пин 2.4.1.3049-13. – Санкт- Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014
3 Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
4 Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
5 Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
Деловая игра "Из чего складывается трудолюбие"
Что же такое трудолюбие? Из чего оно складывается? Педагогам предлагаем всем вместе разобраться в этом, примерив на себя роль строителей, и построить дом под названием «Трудолюбие».
Условия воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста
— учет возрастных особенностей;
— помощь и поддержка в процессе трудовой деятельности;
— личный пример трудолюбия взрослого;
— создание трудовой атмосферы в семье и детском саду;
— уважение личности ребенка;
— систематическая трудовая деятельность ребенка дома и в детском саду;
— требование от ребенка качества труда;
— единство действий воспитателей и родителей;
— включение детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте;
— обеспечение нравственно ценной мотивации деятельности в процессе игр, детской деятельности и различных видах труда;
— использование этнических традиций воспитания трудолюбия;
— осуществление преемственности между детским садом и общеобразовательной школой;
— повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования трудолюбия;
— повышение уровня осведомленности и воспитательной компетентности родителей по вопросам формирования трудолюбия;
— воспитание трудолюбия на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении;
— стимулирование ребенка на выполнение трудовых действий;
— общественное признание, одобрение взрослых;
— обеспечение условий для физического воспитания;
— возбуждение у ребенка интереса к семейному хозяйству;
— воспитание привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет;
— добиваться того, чтобы работа была все — таки выполнена;
— давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы;
— рациональная организация индивидуальной и коллективной работы;
— предварительное планирование труда.
Виды детского труда
Самообслуживание
— умывание;
— раздевание;
— одевание;
— уборка постели;
— подготовка рабочего места;
— забота о чистоте тела;
— забота о порядке в костюме;
— готовность сделать все необходимое для поддержания чистоты тела и одежды и сделать без требований извне, из внутренней потребности;
— соблюдение гигиенических правил;
Хозяйственно — бытовой труд
— поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;
— помогать взрослым при организации режимных процессов;
— замечать любое нарушения порядка в комнате или на участке;
— устранять непорядок по собственной инициативе;
— отвечать за порядок на полке; содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;
— мыть некоторые игрушки;
— протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);
— стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т. п.;
— накрывать на стол, убирать посуду после еды;
— подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;
— помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;
— оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;
— проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);
— оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.
Труд в природе
— уход за растениями и животными;
— выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
Ручной труд
— изготовление предметов из различных материалов;
— изготовление игрушек.
Формы труда:
— поручение;
— дежурство;
— коллективный труд.