Программа кружка 1 младшая группа "Пальчики"
Документы для скачивания
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.
Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи:
Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
Обучающие:
- Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями
- Знакомить детей с названием пальчиков
- Формировать навыки исполнительского мастерства.
Развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
- Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
- Развивать память, звуковую культуру речи.
Воспитывающие:
- Воспитывать в детях усидчивость.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Формы работы:
-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
-игры-экспериментирования с предметами и материалами;
-самомассаж кистей рук;
-упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.
Организация работы кружка:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 2 года.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).
Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.
Необходимые материалы и оборудования:
- резиновые игрушки, мячики;
- конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины;
- фигурки пальчикового театра;
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети
должны знать:
- названия пальцев рук, их очередность
- народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту
должны уметь:
- управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
- согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
- выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
- у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Список детей: первая младшая группа № 2 «Ромашки»
Перспективное планирование кружка
Сентябрь
Диагностика.
Цель: выявить у детей уровень развития сенсорного опыта ребенка, мелкой моторики, понимание речи взрослых через игрушки, игры.
Октябрь
Первая неделя.
1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.
Цель: Развивать мелкую моторику.
2.Игра «Большие и маленькие листочки»
3.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
4.Пальчиковая игра ««Капелька и ладошка»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Вторая неделя.
1.Массаж пальцев. Игра «Кулачок».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
- Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (фрукты, овощи).
3.Пальчиковая игра «Компот».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Третья неделя.
1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2.Игра «Волшебный шнурок» - учить вкладывать шнурок в дырочку.
3.Пальчиковая игра «Капуста»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Четвертая неделя.
1.Массаж пальцев пальчиков грецким орехом.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2.Игра «Собери орешки для белочки»
Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло».
Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки,
Обожают грызть орешки.
3.Пальчиковая игра «Белочка»
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Ноябрь
Первая неделя.
- Массаж пальчиков грецким орехом.
- Игра «Чудесный мешочек».
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (подарки для белочки: грибочки орехи).
- Пальчиковая игра «Грибы».
- «Что это?»- разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями грибов, орехов, листочков.
Вторая неделя.
- 1. «Кто это?»- разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.
- «Угощение для птиц»- сортировка семян.
3.Пальчиковая игра «Петушок».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
3.Третья неделя
1.Массаж пальчиков катушкой «Дровишки» - катание катушки между ладошками по всей длине пальчиков.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2.Пальчиковая игра «Домик».
3.Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику».
(Пальчиком провести дорожку к домику).
Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
4.Пальчиковая игра «Зайчик».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Четвертая неделя.
- Массаж пальчиков грецким орехом.
Цель: Развивать мелкую моторику.
- Игра «Подарок для мышей и мышат».(Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
3.Пальчиковая игра «Веселая мышка».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Декабрь.
Первая неделя.
- Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
- Игра «Снегопад в лесу». (На зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты).
Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты.
- 3. Пальчиковая игра «Снежный пирог».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Вторая неделя.
- Массаж пальчиков «Покатай, покатай». (Катание катушек по столу).
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
- Игра «Мы повесим шарики».
Цель: Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы.
- Пальчиковая игра «Елочка».
Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.
Третья неделя.
- 1. Массаж пальчиков крупными бусинами«Непослушные шарики».
- Пальчиковая игра «Фонарики».
Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.
- «Собери бусы на елку»- нанизывание бусин на нитку.
Четвертая неделя.
- Массаж пальчиков теннисным шариком.
- Игра «Чудесный мешочек»- новогодние подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику).
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (орех, гриб, морковка).
3.Пальчиковая игра «Будем ёлку наряжать».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Январь.
Первая неделя.
- Массаж пальчиков (мячик еж)«Этот мячик не простой».
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2.Выкладывание снежинки из счетных палочек по контуру.
- Пальчиковая игра «Снежок».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
- 4. «Лепим снежки большие и маленькие»- сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
Вторая неделя.
- Массаж пальчиков крупными бусинами. «Непослушные шарики».
Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисти рук.
- Игра «Снежные хлопья».
Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты. (Чтобы мишке было теплее) стихотворение «Как на горке снег, снег».
- Пальчиковая игра «Медвежонок».
Цель: Развивать координацию общих движений.
Февраль.
Первая неделя.
1.Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.
2.Пальчиковая игра «Варежка».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
3.Игра «Сладкие конфеты». Учить детей аккуратно заворачивать катушку, пробку в фантик.
Вторая неделя.
1.Игра «Чудо - прищепки» прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.
- Игра «Посыпаем дорожку».
Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками крупу, развивать мелкую моторику пальцев.
- Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».
Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Третья неделя.
- Массаж пальчиков (мячик еж). Игра «Колючий ежик».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.
- Игра «Ежики и ежата»(вставить спички в большой и маленький пластилиновый комочек).
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».
- Пальчиковая игра «Ежик».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Четвертая неделя.
- Массаж пальчиков «Колечко».
Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
- «Что у кого?»- разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями рыб.
- Пальчиковая игра «Рыбки».
- Пальчиковая игра«Лодочка».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Март.
Первая неделя.
- Массаж пальчиков и перебирание бусин.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
- Игра «Бусы для мамы».
Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.
- Пальчиковая ирга «Помощники».
Цель: Развивать моторику пальцев.
Вторая неделя.
- Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка».
- Игра «Светит солнышко».
Выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».
- Пальчиковая игра «Солнышко».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
- Массаж. Играс резинкой для волос
Я - пальчик первый, я большой!
Указательный - второй!
Третий пальчик - средний!
Четвёртый - безымянный!
А пятый мизинчик -
Он самый маленький, румяный!
Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
- Пальчиковая игра «Птичка».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
- «Червячки для грачей»- лепка из пластилина.
- «Посмотри, кто спрятался в комочке?»- разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.
Четвертая неделя.
1.Массаж рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.
Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
- 2. «Солнышко»- выкладывание палочек по контуру.
- Игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?»- разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
- 4. Пальчиковая игра «Динь – дилень».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Апрель.
Первая неделя.
- Массаж пальчиков «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.
Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
- Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).
Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.
- Пальчиковая игра «Игрушки».
Цель: Развивать соотношения движения рук.
Вторая неделя.
- Массаж. Катание карандаша между ладошками.
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
- Игра «Светит солнышко»(разложить лучики из счетных палочек вокруг желтого кружка).
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».
- Пальчиковая игра «Солнышко».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1.Массаж крупными бусинами.
- Игра «Достань бусинки ложкой из стакана».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
- Игра «Следы от капели»(на манке ставить пальчиками точки).
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.
- Пальчиковая игра «Кто приехал?»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
Четвертая неделя.
- Массаж. Играс резинкой для волос
Я - пальчик первый, я большой!
Указательный - второй!
Третий пальчик - средний!
Четвёртый - безымянный!
А пятый мизинчик -
Он самый маленький, румяный!
2.Игра «Кто спрятался?» «в сухом бассейне».
- Игра «Я рисую» (на подносе манная крупа).
- Пальчиковая игра «Семья».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Май.
Первая неделя.
- Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».
- Пальчиковая игра «Оса села на цветок».
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
- Пальчиковая игра «Дарики - дарики».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
- «Разноцветные крышечки»- закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
Вторая неделя.
- Массаж пальчиков. Игра «Катание бусин».
Цель: Учить детей катать бусины по очереди каждым пальчиком.
- Игра «Кто больше соберет фасоли?»
(собираем фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком)
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- «Сухой бассейн» находим спрятанные предметы в емкости с горохом и фасолью.
- Пальчиковая игра «Топ-топ».
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Третья неделя.
1.Игра «Собери горошинки» (фасоль в кастрюлю).
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование захвата указательным и большим пальцем.
- Игра «Чудесный мешочек».
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (игрушки).
- Пальчиковая игра «Дождик лей».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Четвертая неделя.
- Игра «Красивый одуванчик»(вставить спички в пластилиновый комочек.)
- Пальчиковая игра «Наши алые цветы».
- Коллективная работа «Весенний луг»- небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.
Литература:
- «Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г.
- «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.
- «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.
- «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.
5.Интернет ресурсы.