a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа кружка 1 младшая группа "Пальчики"

Автор: Мерзлякова Татьяна Юрьевна Опубликовано: 2020-01-26 12:26:30

Документы для скачивания

 

  «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

      Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

       Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

        Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. 

        Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

         Задачи:

 Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

Обучающие:

  1. Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями
  2. Знакомить детей с названием пальчиков
  3. Формировать навыки исполнительского мастерства.

 

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
  4. Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук
  5. Развивать память, звуковую культуру речи.

 

Воспитывающие:

  1. Воспитывать в детях усидчивость.
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

 

        Формы работы:

-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

-игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-самомассаж кистей рук;

-упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.

        Организация работы кружка:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 2 года.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-10 минут).

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Необходимые материалы и оборудования:

- резиновые игрушки, мячики;

- конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины;

- фигурки пальчикового театра;

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

        Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:

Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети

должны знать:

  • названия пальцев рук, их очередность
  • народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту

должны уметь:

  • управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
  • согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
  • выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
  • у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

 

 

Список детей: первая младшая группа № 2 «Ромашки»

 

 

Перспективное планирование кружка

Сентябрь

 

Диагностика.

Цель: выявить у детей уровень развития сенсорного опыта ребенка, мелкой моторики, понимание речи взрослых через игрушки, игры.

 

 

 

Октябрь

Первая неделя.

 

1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

Цель: Развивать мелкую моторику.

2.Игра «Большие и маленькие листочки»

3.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

4.Пальчиковая игра ««Капелька и ладошка»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Вторая неделя.

 

 1.Массаж пальцев. Игра «Кулачок».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

  1. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (фрукты, овощи).

3.Пальчиковая игра «Компот».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

 

Третья неделя.

 

1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Игра «Волшебный шнурок» - учить вкладывать шнурок в дырочку.

3.Пальчиковая игра «Капуста»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Четвертая неделя.

 

1.Массаж пальцев пальчиков грецким орехом.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Игра «Собери орешки для белочки»

 Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло».

Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки,
Обожают грызть орешки.

3.Пальчиковая игра «Белочка»

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Ноябрь

Первая неделя.

 

  1. Массаж пальчиков грецким орехом.
  2. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (подарки для белочки: грибочки орехи).

  1. Пальчиковая игра «Грибы».
  2. «Что это?»- разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями грибов, орехов, листочков.

 

 

 

 

Вторая неделя.

 

  1. 1. «Кто это?»- разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.
  2. «Угощение для птиц»- сортировка семян.

3.Пальчиковая игра «Петушок».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

3.Третья неделя

 

1.Массаж пальчиков катушкой «Дровишки» - катание катушки между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Пальчиковая игра «Домик».

3.Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику». 

(Пальчиком провести дорожку к домику).

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

4.Пальчиковая игра «Зайчик».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Четвертая неделя.

 

  1. Массаж пальчиков грецким орехом.

Цель: Развивать мелкую моторику.

  1. Игра «Подарок для мышей и мышат».(Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

3.Пальчиковая игра «Веселая мышка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Декабрь.

Первая неделя.

 

  1. Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Снегопад в лесу». (На зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты).

Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты.

  1. 3. Пальчиковая игра «Снежный пирог».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

 

Вторая неделя.

 

  1. Массаж пальчиков «Покатай, покатай»(Катание катушек по столу).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Мы повесим шарики».

Цель: Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы.

  1. Пальчиковая игра «Елочка».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

 

Третья неделя.

 

  1. 1. Массаж пальчиков крупными бусинами«Непослушные шарики».
  2. Пальчиковая игра «Фонарики».

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

  1. «Собери бусы на елку»- нанизывание бусин на нитку.

 

Четвертая неделя.

 

  1. Массаж пальчиков теннисным шариком.
  2. Игра «Чудесный мешочек»- новогодние подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику).

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (орех, гриб, морковка).

3.Пальчиковая игра «Будем ёлку наряжать».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

 

Январь.

Первая неделя.

 

  1. Массаж пальчиков (мячик еж)«Этот мячик не простой».

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2.Выкладывание снежинки из счетных палочек по контуру.

  1. Пальчиковая игра «Снежок».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

  1. 4. «Лепим снежки большие и маленькие»- сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

 

 

Вторая неделя.

 

  1. Массаж пальчиков крупными бусинами. «Непослушные шарики».

Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисти рук.

  1. Игра «Снежные хлопья».

Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты. (Чтобы мишке было теплее) стихотворение «Как на горке снег, снег».

  1. Пальчиковая игра «Медвежонок».

Цель: Развивать координацию общих движений.

 

Февраль.

Первая неделя.

 

1.Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

2.Пальчиковая игра «Варежка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.Игра «Сладкие конфеты». Учить детей аккуратно заворачивать катушку, пробку в фантик.

 

Вторая неделя.

 

1.Игра «Чудо - прищепки» прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

  1. Игра «Посыпаем дорожку».

Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками крупу, развивать мелкую моторику пальцев.

  1. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Третья неделя.

 

  1. Массаж пальчиков (мячик еж). Игра «Колючий ежик».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

  1. Игра «Ежики и ежата»(вставить спички в большой и маленький пластилиновый комочек).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

  1. Пальчиковая игра «Ежик».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

 

Четвертая неделя.

 

  1. Массаж пальчиков «Колечко».

Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

  1. «Что у кого?»- разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями рыб.
  2. Пальчиковая игра «Рыбки».
  3. Пальчиковая игра«Лодочка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Март.

Первая неделя.

 

  1. Массаж пальчиков и перебирание бусин. 

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

  1. Игра «Бусы для мамы».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.

  1. Пальчиковая ирга «Помощники».

Цель: Развивать моторику пальцев.

 

Вторая неделя.

 

  1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка».
  2. Игра «Светит солнышко».

 Выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

  1. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

 

Третья неделя.

 

  1. Массаж. Играс резинкой для волос

Я - пальчик первый, я большой!

Указательный - второй!

Третий пальчик - средний!

Четвёртый - безымянный!

А пятый мизинчик -

Он самый маленький, румяный!

 

Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

  1. Пальчиковая игра «Птичка».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

  1. «Червячки для грачей»- лепка из пластилина.
  2. «Посмотри, кто спрятался в комочке?»- разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц.

 

Четвертая неделя.

 

1.Массаж рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу. 

Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

  1. 2. «Солнышко»- выкладывание палочек по контуру.
  2. Игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?»- разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.
  3. 4. Пальчиковая игра «Динь – дилень».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

 

 

Апрель.

Первая неделя.

 

  1. Массаж пальчиков «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.

Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

  1. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

  1. Пальчиковая игра «Игрушки».

Цель: Развивать соотношения движения рук.

 

Вторая неделя.

 

  1. Массаж. Катание карандаша между ладошками.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Светит солнышко»(разложить лучики из счетных палочек вокруг желтого кружка).

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

  1. Пальчиковая игра «Солнышко».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

 

 

 

Третья неделя.

 

1.Массаж крупными бусинами.

  1. Игра «Достань бусинки ложкой из стакана».

 Цель: Развивать мелкую моторику рук.

  1. Игра «Следы от капели»(на манке ставить пальчиками точки).

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

  1. Пальчиковая игра «Кто приехал?»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

 

Четвертая неделя.

 

  1. Массаж. Играс резинкой для волос

Я - пальчик первый, я большой!

Указательный - второй!

Третий пальчик - средний!

Четвёртый - безымянный!

А пятый мизинчик -

Он самый маленький, румяный!

 

2.Игра «Кто спрятался?» «в сухом бассейне».

  1. Игра «Я рисую» (на подносе манная крупа).
  2. Пальчиковая игра «Семья».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

 

Май.

Первая неделя.

 

  1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук».
  2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок».

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

  1. Пальчиковая игра «Дарики - дарики».

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

  1. «Разноцветные крышечки»- закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

 

Вторая неделя.

 

  1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусин».

Цель: Учить детей катать бусины по очереди каждым пальчиком.

  1. Игра «Кто больше соберет фасоли?»

(собираем фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

  1. «Сухой бассейн» находим спрятанные предметы в емкости с горохом и фасолью.
  2. Пальчиковая игра «Топ-топ».

 Цель: развивать мелкую моторику рук.

 

 

Третья неделя.

 

1.Игра «Собери горошинки» (фасоль в кастрюлю).

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование захвата указательным и большим пальцем.

  1. Игра «Чудесный мешочек».

 Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (игрушки).

  1. Пальчиковая игра «Дождик лей».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

 

Четвертая неделя.

 

  1. Игра «Красивый одуванчик»(вставить спички в пластилиновый комочек.)
  2. Пальчиковая игра «Наши алые цветы».
  3. Коллективная работа «Весенний луг»- небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

 

 

Литература:

 

  1. «Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г.
  2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.
  3. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г.
  4. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.

5.Интернет ресурсы.

 

Оставить комментарий: