Конспект проведения непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности детей от 4-5 лет на тему «Накорми цыплят»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создать условия для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Познакомить с образованием числа 5, научить считать в пределах 5
- Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов
- Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
- Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Развивать обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько - сколько.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Создавать положительный эмоциональный фон
- Воспитывать дружеские взаимоотношения
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Закреплять знания об уже известных цветах
Образовательная область «Физическое развитие»
- Развивать двигательную активность детей.
Демонстрационный материал. Доска, картинка с изображением петушка, 5 курочек, 5 цыплят, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, плоскостные изображения блюдечек, зернышки (по 5 шт. для каждого ребенка, карточки с изображением частей суток – утро, день, вечер, ночь (по 1 шт. для каждого ребенка).
Ход НОД:
1 часть – вводная
Загадка:
У него на лапках шпоры,
На макушке гребешок,
На хвосте горят узоры.
Он красавец…..
Д: - Петушок
В: - Ребята петушок пришел к нам в гости не спроста, он не умеет считать, и просит нас научить его. Давайте поможем, но для начала вспомним потешку о петушке:
Петушок, петушок, золотой гребешок
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь.
В: - Когда просыпаются детки?
В: - Кто ещё просыпается вместе с петушком?
Д: - Курочки (Обращаю внимание к детей на доску, на которой расположены 4 картинки с изображением курочек).
В: - Что надо сделать, чтобы узнать сколько всего курочек? (посчитать)
В: - …., посчитай, сколько курочек? (4) Вместе с курочками просыпаются и цыплята.
В:- …… расположи пожалуйста на нижней части доски столько же цыплят
В: - Сколько цыплят……?
Д: - 4 цыпленка.
В: - Сколько курочек?
Д: - 4 курочки.
В: - Что можно сказать о количестве курочек и цыплят?
Д: - Цыплят столько же сколько курочек.
В: - Проснулась ещё одна курочка и прибежала к четырём курочкам. (Прикрепляю на доску ещё одну картинку с изображением курочки)
В: - Давайте сосчитаем сколько всего курочек стало (считаем)
В: - ….сколько стало курочек? (стало 5 курочек)
В: - Как получилось 5 курочек, как ты думаешь …………..?
В: - К четырем курочкам прибавили еще одну.
В: - ……, а сколько цыплят? (4 цыпленка)
В: - Пять курочек и четыре цыплёнка. Сравните, кого больше?
Д: - Курочек больше, чем цыплят.
В: - Кого меньше?
Д: - Цыплят меньше, чем курочек
В: - Какое число меньше 4 или 5?
Д: - 4 меньше.
В: - Какое число больше 5 или 4?
Д: - 5 больше.
В: - Как сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну: по 5.
Д: - Добавить одного цыплёнка.
В: - Добавляем. Как получилось 5 цыплят?
Д: - К четырём цыплятам добавили ещё одного.
Восстанавливаю неравенство: убираю одного цыплёнка
В: - Как ещё можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну.
Д: - Убрать одну курочку.
В: -Молодцы, ребята справились с заданием.
Физкультминутка
В: - А сейчас мы с вами немного отдохнём
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
на 4 – руки шире,
5 – руками помахать,
и на место тихо встать.
II часть – основная
Игровое упражнение «Покормим цыплят».
У детей двухполосные карточки и плоскостные изображения блюдечек, зернышки.
В:- Цыплята проголодались! Давайте накормим их. Проходим за столы.
В: - На нижней полоске карточки положите 4 блюдечка. Сколько положили блюдечек?
В:- На верхней полоске столько же зернышек. Сколько их? (4 зёрнышка)
В:- Что можно сказать о количестве блюдечек и зернышек?
Д: - Блюдечек столько же, сколько и зернышек.
В: - А ёще как можно сказать?
Д: - Блюдечек и зернышек поровну.
В: - Как сделать так, чтобы блюдечек стало пять?
Д: - Нужно добавить одно блюдце (добавляют)
В: - Как получилось пять блюдечек? (добавили 1)
В: - Пять блюдечек и четыре зернышка – сравните, что больше. (Пять блюдечек больше, чем четыре зернышка.)
В: - Четыре зернышка и пять блюдечек – сравните, что меньше. (Четыре зернышка меньше, чем пять блюдечек.)
В:- Какое число больше: пять или четыре? (5 больше чем 4)
В: - Какое число меньше: четыре или пять? (4 меньше 5)
В: - Сделайте так, чтобы блюдечек и зернышек стало поровну. (дети добавляют на карточку 1 зерно)
В: - Сколько получилось зернышек?(5)
В: - Как мы получили 5 зернышек? (добавили одно)
В: - Что мы можем сказать о количестве блюдечек и зернышек? (зернышек и блюдечек стало поровну)
В: - Хватило цыплятам? (да, всех накормили)
В: - Пока цыплятки клюют зернышки, мы с вами поиграем.
Игра «Когда это бывает?» (на ковре)
В: - У нашего петушка есть для нас ещё одна игра «Когда это бывает?»
(У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок)
В: - У вас в руках картинки с временами суток. ….у тебя какое время суток? Как ты догодался? (спрашиваю несколько человек) Я буду вам читать стихи, а потом поднимет картинку тот ребенок у кого окажется это время суток.
Утром дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Делают все по порядку:
Занимаются зарядкой,
Завтракают и играют,
И растенья поливают.
Днем гуляем и играем.
Все листочки собираем.
Повар сделал нам котлет,
Приглашает на обед.
Вечер – солнышко садится,
Всех зовет угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи, малыши!»
Ночью дети спят в кроватке.
Снятся сны им сладки-сладки.
Звезды светят им в тиши,
Спите крепко, малыши.
В: - Порадуйте петушка, назовите все части суток по порядку.
Игра « Не ошибись»
В: - Петушок принес нам с вами геометрические фигуры (спрашиваю названия всех фигур)
В: - Ребята мы с ними поиграем. Если я покажу:
квадрат – вы должны поднять руки вверх
прямоугольник – вы должны прыгнуть на месте
круг – вы должны шагать на месте
треугольник - присесть
3 часть - заключительная
В: - Ребята, а чем же мы с вами сегодня занимались?
Д: - Научились считать до 5.
В: - Что было трудным?
В: - Что понравилось?