a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в быту

Автор: Бикмаева Гузяль Рафиковна Опубликовано: 2020-01-29 20:37:28

Документы для скачивания

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Я хотела бы поделиться опытом работы в группе общеразвивающей направленности детей  от 4 до 5 лет на тему «Формирование навыков безопасного поведения дошкольников в быту»

 Слайд 2

    Безопасность – это « ... состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»).                                                                                                                                  

     В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.                                                          

Формирование основ безопасности у дошкольников включено в образовательную область – СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.

 Слайд 3

 

В своей работе я особое внимание уделяю формированию основ безопасности у дошкольников в быту через решение следующих образовательных задач (они приведены на слайде):

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Слайд 4

Реализация данных задач осуществляется с учетом следующих основных принципов:

-системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);

- наглядность;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

 

Слайд 5

В своей работе использую разнообразные эффективные формы работы с детьми по данной теме. Они приведены на слайде:

- НОД;

- беседы;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, заучивание

правил безопасного поведения, отгадывание загадок;

- дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры, игры - тренинги;

- сбор фотоматериалов и рассматривание иллюстраций по теме, просмотр мультфильмов;

- трудовая деятельность и продуктивная деятельность;

-наблюдения, экскурсии;

- театрализованные представления;

-досуги, развлечения;

 

  Слайд 6

  

   Мною разработан тематический план по формированию у дошкольников основ  безопасности жизнедеятельности в быту. По каждому тематическому разделу мною проводилась определенная работа.

     Раздел 1. «Ребенок и незнакомые взрослые дома» включает в себя следующие темы:

  1. О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
  2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
  3. Если чужой приходит в дом.

 

Слайд 7

 

1.По первой теме, я рассказывала об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей уже сложились собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Поэтому я провожу с детьми беседу о нередком несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Для среднего дошкольного возраста целесообразно использовать примеры из знакомых им сказок и литературных произведений (например,  Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей, но была доброй; Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем)

  1. 2. Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Необходимо специально рассмотреть типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми.

Примеры:

  • Взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное.
  • Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребёнка покататься.
  • Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми  предлагаю детям специально подготовленные игры — драматизации, например, сказка «Кот, петух, лиса»

  1. Если чужой приходит в дом. Разъясняем детям, что нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого  человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей. Разыгрываем разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребёнок дома с взрослыми. В игровой   тренинг     включаем   разного   рода   «уговоры»,   привлекательные обещания.  

 Разыгрываемые для малышей ситуации  могут подкрепляться, например, сказкой «Волк и семеро козлят».

 

Слайд 8

 

Раздел 2  «Ребенок дома» включает в себя темы:

1.Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

  1. Открытое окно, балкон как источник опасности.
  2. Экстремальные ситуации в быту.

 

Слайд 9

 

  1. По первой теме рассказала, что предметы домашнего быта, являются источниками потенциальной опасности и делятся на три группы:
  • Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы). Дети узнали, что предметами этой группы могут пользоваться только взрослые.
  • Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож). Для этого организовывались специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков в зависимости от возраста детей.
  • Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты). Проблемы безопасности детей по обращению с предметами этой группы и правила их хранения стало содержанием работы с родителями.
  1. Открытое окно, балкон как источник опасности.

Обращаю внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

  1. Экстремальные ситуации в быту.

Дети должны уметь пользоваться телефоном, знать о том, как вызвать службу спасения по сотовому телефону. Для этого проводила игровые тренинги с использованием телефона.

 

Слайд 10

 

  Раздел 3.«Ребёнок на улице».   Если ребенок потерялся на улице.  

 

Слайд 11

 

В ходе игровой обучающей ситуации детям  объясняю, что в случае,   если они

потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому – нибудь взрослому и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес, а для этого они  должны знать, где  живут, свои  имя и фамилию.  Можно использовать специально подобранные литературные сюжеты, в   которых   действующими   лицами   являются   дети,   сказочные   персонажи, животные.

 

 

Слайд 12

   

 Для реализации данного тематического плана  я начала  с организации развивающей предметно - пространственной среды. В группе создан, оснащен и пополняется центр «Островок безопасности», в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и др. Подбирали информационный материал по теме (иллюстрации, художественная литература, игры, материалы для бесед)

   

    Слайд 13

 

  Для накопления опыта безопасного поведения детей в быту в свое работе использую игровое моделирование. Этот метод построен на игровых сюжетах и игровых проблемных ситуациях. Для обыгрывания ситуации был изготовлен макет кухни и комнаты, где разыгрывается ситуация опасного и не опасного поведения в быту.

 

 Слайд 14

 

   Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то обучение основам безопасности в нашей группе строиться с учетом именно игрового вида деятельности.

     В своей работе я использую:

-Дидактическое пособие «Чудо-куб», которое включает в себя несколько д/и, такие, как «Подбери картинку», «Опасно-неопасно», «Назови одним словом»

-Дидактическое пособие «Волшебная пирамида». С помощью, которого можно поиграть в такие д/и, как «Источники опасности», «Кому, что нужно?», «Опасные ситуации», «Профессии». Так же стороны пирамиды открывается, где ждет детей задание «Расскажи сказку»

-Настольно-печатные игры: «Как избежать неприятностей?», «Хорошо или плохо», «Профессии», и др.

 

Слайд 15

 

-Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «На приеме у врача», «Магазин», «Парикмахерская»

-Подвижные игры

 

Слайд 16

   

    Особенно у детей пользуется успехом театрализованные игры, где маленькие актеры обыгрывают опасные ситуации на материале знакомых сказок: «Путаница» К.Чуковского, «Красная шапочка» Ш.Перро, р.н.с. «Волк и семеро козлят», «Кот, петух, лиса» и др.

 

  Слайд  17

Не менее важное средство - художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Нами были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Познавательные стихи А. Усачёва дети запоминают очень быстро: «Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком. И не открывайте тёте если мама на работе…» В стихотворной форме дети легко запоминают правила поведения: «Если кто - то лезет в дом, пробивая двери лбом, двери держатся едва, поскорей звони «02».

  Слайд 18

   Через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация) дети отражают окружающую их действительность. Отражение, которое построено на работе воображения, своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.

  Слайд 19

  

   В своей работе, для успешного усвоения детьми знаний об окружающем мире, я применяю мнемотаблицы. Они помогают составлять описательные рассказы о бытовых приборах, профессиях.

 

Слайд 20

 

   Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволяет успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения (экскурсии в медицинский кабинет, на прачку, на кухню, в кастелянную).

 

Слайд 21

 

    Не менее важным условием для формирования безопасного поведения  ребёнка в быту является  тесная взаимосвязь с семьями воспитанников.

     Цель взаимодействия - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил безопасности, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

      В своей работе использую  следующие направления во взаимодействии с родителями:

  • Проводила консультации, круглые столы «Опасности в быту», «Шалость детей с огнем»
  • Подготовила для родителей памятки  «Безопасность детей в быту», «Правила пожарной безопасности»
  • Организовывала выставки совместного творчества.
  • Оформила стенды «Безопасность ребенка в ваших руках», «Учим ребенка правила безопасности»
  • Организовывала различные мероприятия с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта: медицинского работника, полицейского, пожарника). Это даёт положительный эффект и вызывает интерес у детей.
  • Участвовали в играх - драматизациях

 

Слайд 22

 

     В своей работе мы широко используем проектную деятельность. В условиях реализации ФГОС ДО метод проектов актуален и очень эффективен. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. В группе реализуется такой проект, как «Один дома».

      В ходе реализации данного проекта нами были оформлены:

 -совместно с детьми изготовили стенгазету «Опасность», где дети узнали, какие предметы могут нанести им вред.

 -книжка – малышка «Опасные предметы дома». Поэтому мы её сделали в виде домика. В книжке на каждой странице картинка и к ней небольшое стихотворение.

-лепбук «Безопасность». Здесь собраны дидактические игры, задания, по основам безопасности

-оформила альбом совместных рисунков родителей и детей по данной теме.

 

Слайд 23

  

    Таким образом, хочется отметить, что на данном этапе моей работы

 у детей: сформировались  знаний о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми; начальные представления об источниках опасности в быту, о способах обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода.

У родителей: установились доверительные отношения между педагогами; повысился  родительский опыт, знаниями по формированию у дошкольников основ безопасности.

 

     Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности является актуальным. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, внося разнообразные технологии, методы и приёмы.

 

   Спасибо за внимание!

Оставить комментарий: