Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Зима»
Тема: Зима.
Цель: Обобщить знания детей о зиме и зимних явлениях.
Задачи: 1. Систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
2. Активизировать умение давать односложные ответы и развернутые,
согласовывать существительное и прилагательное, существительное и
местоимение.
3. Развивать воображение, сообразительность, быстроту мышления, мелкую
моторику рук.
4. Упражнять в правильном вдохе через нос и продолжительном выдохе через рот.
5. Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе, к птицам.
- Ребята, я задаю загадку, а вы ее отгадайте:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
- А что еще происходит зимой в природе?
(Идет снег; дует ветер; солнце светит, но не греет; дни становятся короче, а ночи длиннее,а люди одевают теплую зимнюю одежду).
- А как называются зимние месяцы? (Декабрь, январь, февраль).
- Кто может рассказать стихи о зиме?
Снег, снег кружится.
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
- А как падают снежинки?
(кружатся, летят, танцуют, падают, на землю ложатся).
-А какая снежинка?
(легкая, пушистая,блестящая, белая, холодная, красивая).
- А снег какой?
(холодный, белый, легкий, пушистый, блестящий, скрипучий, мокрый).
-Куда падает снег?
(на землю, на крыши, на деревья, на елки, на дома).
Упражнения на дыхание.
(Воспитатель раздает детям кусочки ваты и говорит:)
-Это снежинка. Посмотрите, как она летает. (Кладет ватку на ладонь, а затем сдувает ее с руки). Попробуйте и вы так же подуть на снежинку. (Показывает)
Дети сдувают ватку с руки несколько раз.
1. Игра " Да-нет".
(Дети отвечают на вопросы воспитателя).
- Зимой загорают (Нет)
- Катаются на велосипедах? (Нет)
- Зимой идет снег (Да)
-Зимой тепло (Нет)
-Зимой дует ветер (Да)
-Зимой холодно (Да)
-Люди надевают панамку зимой (Нет)
-Люди надевают шапку зимой (Да)
-Зимой обувают сандали (Нет)
-Зимой обувают сапоги (Да)
2. Игра " Хорошо-плохо"
- Ответьте мне на вопрос: Зима- это хорошо или плохо? Почему хорошо, или почему плохо?
Хорошо-(Потому что празднуем новогодний праздник, красиво, можно покататься на санках, на лыжах, коньках, лепить снеговиков и т. д)
Плохо- (Потому что холодно, гололед, можно упасть, машины застревают, приходится одевать много телой одежды, рано темнеет и т. д).
Пальчиковая гимнастика.
1. -Раз, два, три, четыре
(Загибают пальцы, начиная с большого)
-Мы с тобой снежок лепили (Лепя, меняя положение ладоней)
-Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе,гладят одной ладонью другую).
-и совсем-совсем не сладкий (Грозят пальчиками).
-Раз-подбросим (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
-Два - поймаем (Приседают, ловят снежок)
-Три- уроним
И- сломаем (Топчат снежок).
2.- Раз. два, три. четыре. пять (маршируют)
-Мы во вдор пошли гулять (идут указательными и средними пальцами)
-Бабу снежную лепили (лепят комочек двумя ладонями).
-Птичек крошками кормили. (Крошат"хлеб" всеми пальцами).
3. Игра"Наоборот"
(Дети подбирают противоположные по смыслу слова).
Холодный-горячий
Белый-черный
Зима-лето
Слабый мороз-сильный мороз
Намочить-высушить
Мокрый-сухой
Новый-старый
Молодой-пожилой
Злой-добрый
Голодный-сытый
4. Игра "Мой, моя, мое, мои".
снежинка - (чья) - моя
санки - (чьи) - мои
мороз - (чей) - мой
лыжи - (чьи) - мои
снег - (чей) - мой
коньки - (чьи) - мои
метель - (чья) - моя
ветер - (чей) - мой
сосулька - (чья) - моя
шарф - (чей) - мой
шапка - (чья) - моя
сапоги - (чьи) - мои
шуба - (чья) - моя
снеговик - (чей) - мой
снегурочка - (чья) - моя
Физминутка.
- Сегодня из снежного мокрого кома (Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)
- Мы снежную бабу слепили у дома.
-Стоит наша баба у самых ворот. (Рисуют руками три круга, начиная с маленького).
-Никто не проедет. никто не пройдет (Грозят указательным пальцем, сначала правой, потом левой руки).
5. Игра "Доскажи словечко".
(Дети договаривают слово в рифму)
1) Крыша в шапке меховой.
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла. (Зима)
2) Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый. (Дед Мороз).
3) Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает. (снеговик)
4)Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы. (Санки)
5) Стужа, снег, метут метели
Темной ночью бродят. (Звери).
6) Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг- вспорхнули яблоки.
ведь это. (снегири).
Беседа о зимующих птицах.
- а какие еще птицы остались зимовать (Щегол. клест, синица, сорока, ворона, голубь, воробей, дятел, поползень).
-Зимой птицам холодно и голодно, надо птиц подкармливать семечками, зернами, крошками хлеба. Ведь насекомых нет, а им надо чем-то питаться.
У нас такой обычай:
Чуть выпадет снежок,
Дощатый птичий домик
Повесить на сучок.
И здесь в саду, за школой
Среди седых ветвей
Готов обед веселый
Для птичек у детей.
6. Отгадайте загадки и нарисуйте отгадки. (У воспитанников на столах листочки с карандашами)
- Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (Елка)
-Белая морковка,
Зимой растет. (Сосулька).
_Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла- и пропала. (Снежинка).
-Чтоб не мерзнуть
Пять ребят
В печке вязаной сидят (варежка).
Итог занятия.
- О каком времени года мы говорили? В какие игры играли?
- Вы все молодцы, старались, отвечали. Наше занятие подошло к концу.