Консультация для педагогов "Примеры мнемотехники"
Консультация для педагогов «Примеры мнемотехники»
Январь 2017г. Воспитатель: Радкевич Л.М.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
(слайд №2)
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от древнегреческой богини памяти Мнемозины и обозначают «искусство запоминания». Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?
(слайд№3)
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
(слайд№4)
Мнемодорожки и мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.
(слайд№5)
Основными элементами мнемотехники являются:
- мнемоквадраты,
- мнемодорожки,
- и мнемотаблицы.
Занятия по данной технологии проводятся по принципу - от простого к сложному. В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно знакомить детей с мнемоквадратами и мнемодорожками, а со старшими дошкольниками использовать мнемотаблицы.
(слайд№6)
МНЕМОКВАДРАТЫ
Для начала дети знакомятся с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Совместное с педагогом создание мнемоквадратов, другим словом – кодирование информации, формирует ассоциативное мышление.
(примеры мнемоквадратов: таблички на шкафчике и полотенце, пиктограмма правил поведения в группе и пешеходный переход)
(слайд№7,8)
МНЕМОДОРОЖКИ
Затем занятия усложняются, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения
У Егора огород,
Там морковка и горох.
Справа огород Федоры,
Там растут помидоры.
-разучивание (короткие стихи, простые загадки, чистоговорки);
-выполнения алгоритма действий (режимные моменты, правила поведения).
(слайд№9)
МНЕМОТАБЛИЦЫ
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение
Шуршат осенние кусты.
Шуршат засохшие цветы
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь шурша,
В нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых, маленьких мышат.
Содержание заучиваемого или пересказываемого текста выбирается в зависимости от поставленной речевой задачи.
(слайд№10)
Мнемотаблицы в дошкольном образовании используются:
- для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
(слайд№11,12)
Составление описательного рассказа
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
(слайд№13)
Пересказ
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
(слайд№14)
Мнемотаблицы при разучивании стихотворений
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
(слайд№15)
Отгадывание загадок
(слайд№16) кгн, самообслуживание
Знакомые мнемотаблицы можно предложить детям для свободной самостоятельной деятельности.
(слайд№17)
Заключение.Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.