a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов "Игровая гимнастика с элементами массажа в 1 младшей группе ДОУ"

Автор: Радкевич Лариса Михайловна Опубликовано: 2020-02-01 16:11:35

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МАССАЖА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА»

 

Воспитатель: Радкевич Л.М.         2016-2017 учебный год

 

 

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.Дети  2- 3лет очень динамичны и интересны в плане развития. За прошедшее время они из беспомощных новорожденных превратились в маленьких людей, в самостоятельные разумные личности.Гимнастика с элементами массажа прекрасно развивает все органы и системы, оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между детьми и взрослыми. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

В результате регулярных занятий гимнастикой с элементами массажа здоровый ребенок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников. Игровой массаж обладает не только лечебным действием, проводить его можно и с профилактической и гигиенической целью. 

Главная ценность гимнастики с элементами массажа заключается в том, что она, прежде всего, влияет на нервную систему ребенка, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Игры и физические упражнения для 2–3-летнего ребенка нужно подбирать с учетом уже приобретенных двигательных навыков, а также особенностей психического и физического развития. Основой двигательной активности должны стать ходьба, лазание, игры с мячом, гимнастической палкой, обручем и прочими игрушками. Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.

Маленькие дети очень быстро устают, но и так же быстро восстанавливают силы, поэтому не стоит заниматься гимнастикой слишком долго, достаточно 5–6 упражнений с небольшими паузами для отдыха.

При массаже детей 2- 3 лет особое внимание нужно уделять мышцам, несущим самую большую нагрузку, то есть тем, которые связаны с вертикальным положением тела (мышцам живота, спины и ног). Массаж самым лучшим образом готовит не совершенный еще мышечный аппарат ребенка к предстоящим нагрузкам и является хорошей профилактикой дефектов опорно-двигательного аппарата.

Массаж ребенка 2- 3 лет предполагает использование таких приемов, как поглаживание, растирание, разминание и легкие ударные движения.

Для проведения гимнастики важно соблюдать следующие правила:

начинать гимнастику с разогревания организма, а заканчивать восстановлением дыхания и расслаблением мышечного тонуса; физические нагрузки чередовать с отдыхом;

учитывать возрастные и психофизиологические особенности каждого ребенка и состояние его здоровья во время занятия;

предусматривать активную роль взрослого для стимулирования у детей эмоционального подъема в процессе двигательной деятельности.

Игровую гимнастику с элементами массажа можно включать в различные формы оздоровительной работы. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления. Игровую гимнастику можно использовать в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду.

Игровая гимнастика с элементами массажа может включать в себя:-Гимнастику пробуждения  - позволяетустранить некотрые последствия сна (вялость, сонливость и др.), увеличить тонус нервной системы, усилить работу основных систем организма.

 Пример:Комплекс гимнастики пробуждения

 «Жучки-паучки»

    Воспитатель: Наступила весна, теплое время года. Просыпается все — природа, насекомые. Давайте представим, что мы с вами — жучки-паучки. Нам хорошо от теплого солнца.

    1.«Потянулись жучки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться — руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.

  1. «Проснулись глазки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.  Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10 с); темп умеренный.
  2.   «Проснулись ушки».И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10 с); темп умеренный.
  3.  «Проснулись лапки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять перед собой вытянутые вперед руки, потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10 с); темп быстрый.
  4.   «Жучки греются на солнышке».И. п. — лежа на спине, :и вдоль туловища. 1 — поворот на живот. 2 — поворот на спину. Повторить пять раз; темп умеренный.
  5.   «Жучки  готовятся к прогулке».  И. п. — лежа на спине, руки за головой.  Поднять правую  ногу,  согнутую колене.Опустить.  Поднять левую ногу,  согнутую в колене. Опустить.   Повторить  четыре  раза;  темп  умеренный.
  6. «Веселые жучки».И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.  1—3 — хлопки руками перед собой. 4 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп быстрый.

-Дыхательную гимнастику – развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию.                                                                Пример:                                                                                                                                   - Для улучшения функций дыхания можно массировать грудную клетку как спереди, так и сзади.–Упражнение «Пузырики»                                                                                               Ребенок делает глубокий вдох через нос, надувает «щечки-пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повтор 2-3 раза.

-Массаж головы и шеи - укрепляет нервную систему, успокаивает и нормализует сон малыша. Можно порекомендовать следующий массаж лица и головы, который укрепляет также луковицы волос и усиливает приток крови к головному мозгу.

  1. Сильным нажатием пальчиков имитировать мытье головы.
  2. Затем пальцами, как граблями, вести от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребать сено в стог.
  1. Спиралевидными движениями вести пальцы от висков к затылку.
  2. «Догонялки»— сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегать» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
  3. «Конкурс причесок»— ласково, с любовью расчесывать пальцами, словно расческой, волосы.

 

-Массаж лица -для детей позволяет улучшить работоспособность мимической мускулатуры, расслабить её и снизить уровень напряженности.

Пример: «Лепим красивое лицо»

  1. Поглаживать лоб, щеки, крылья носаот центра к вискам, мягко постукивать по коже, словно уплотняя ее.
  2. Надавливать пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по 5 — 6 раз по часовой и против часовой стрелки.
  3. С усилием надавливая, «рисовать» красивые брови, затем щипками «лепить» густые брови от переносицы к вискам.
  4. Мягко и нежно «лепить» глаза, кончиками пальцев надавливая на их уголки, массируя вокруг глаз и расчесывая длинные пушистые ресницы.
  5. Надавливая на крылья носа, вести пальцами от переносицы к носовым пазухам, подергивать за нос и представлять, какой красивый нос для Буратино получился.

 

-Массаж рук, пальчиковую гимнастику, игры с предметами- интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм, служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.Пример: «Заготавливаем капусту»Руками имитируем соответствующие действия:

  • Мы капусту рубим!

прямыми, напряженными ладонями имитируем движения топора: вверх-вниз.

  • Мы капусту режем!

энергичные движения прямыми ладонями вперед — назад.

  • Мы капусту солим!

пальцы собраны «щепотью», «солим капусту».

  • Мы капусту жмем!

энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на двух руках, то поочередно.

 

  • Мы морковку трем!

пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки.

 

-Массаж волшебных точек ушек - основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

Пример: «Согревание ушек». Большой палец руки заводим сзади ушной раковины и с помощью указательного и среднего пальцев растираем уши от мочек к верхнему краю ушной раковины, затем в противоположном направлении 7 – 10 раз.«Слоник». «Похлопаем» ушками, как слоник в зоопарке. Сначала заворачиваем ушные раковины вперед, затем назад. Каждое движение повторяем 5 — 7 раз.

«Наушники». Вначале «разогреваем» ладошки, потерев правую руку о левую в течение 5 —7 раз. Затем плотно ладонями закрываем ушные раковины. Выполняем вращение вперед, затем назад. Каждое вращение повторить 5 — 7 раз.

«Насос». Плотно придавливаем ладони к ушным раковинам, затем быстро отпускаем. Повторяем 7—10 раз. Это упражнение меняет давление в наружном слуховом проходе, в результате проводится массаж барабанной перепонки уха.

 

-Массаж ступней, спины - направлен на профилактику плоскостопия и нарушения осанки;помогает снять мышечное напряжение, укрепляет мышцы, предупреждает и предотвращает развитие различных нарушений, связанных с формированием детского позвоночника и стопы,улучшает кровообращение кожи, нормализует деятельность центральной нервной системы.

Пример:Рассказывая слова стихотворения, нежно постукивайте по ступне малыша:
"Эй, кузнец – молодец, 
Захромал мой жеребец. 
Ты подкуй его опять! "
"Отчего ж не подковать? 
Вот гвоздь, 
Вот подкова, 
Раз, два - 
И готово!"

Рельсы – рельсы

Кладем ребенка на животик и делаем ему массаж спины: 

Рельсы, рельсы,                         (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника) 
Шпалы, шпалы.                          (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.           («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох.             (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.         (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.           (пощипываем спинку)
Прошёл слон,                             («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,                        («идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок,   («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина,      («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.  (поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
Поставил стол,                            (изображаем стол кулаком – ставим его на одну из лопаток)
Стул,                                             (стул изображаем щепотью – ставим ее на другую лопатку)
Печатную машинку.                     (печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:                             («печатаем» по спине пальцами)
«Жене и дочке. -
Дзинь - точка. -                            (на этих словах каждый раз нежно щекочем бочок)
Шлю вам чулочки». -
Дзинь - точка.
Прочитал,                                     (водим пальцем, как будто читаем)
Помял,  разгладил,                     (щиплем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.

Зайки

На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки          (слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)
И катались по траве
От хвоста и к голове                   ("прокатываем" ладони от попы к шее)

 

Долго зайцы так скакали,           (слегка постукиваем пальцами по спинке малыша)
Но, напрыгавшись, устали.        (кладём ладони на спинку малыша)
Мимо змеи проползали,
"С добрым утром!"- им сказали. (делаем волнообразные движения ладонями по спине)
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха мать.           (гладим малышу спинку)

 

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что игровая гимнастика с элементами массажа оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи.                                                                            

Таким образом, укрепляя организм и содействуя общему развитию, гимнастика с элементами массажа помогает предупредить заболевания.

 

Оставить комментарий: