a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей: "Влияние театрализованной игры на формирование личности дошкольника"

Автор: Харланенкова Ольга Николаевна Опубликовано: 2020-02-04 14:05:39

Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры  имеет сюжетно – ролевая игра. Особенность театрализованной  игры  состоит в том, что со  временем дети уже  не  удовлетворяются  в  своих играх  только изображением  деятельности взрослых,  их  начинают увлекать игры,  навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).  Такие игры  являются  переходными ,  в них  присутствуют  элементы  драматизации,  но  текст  используется  здесь  более свободно,  чем в театрализованной  игре;  детей  больше увлекает  сам  сюжет,  его  правдивое  изображение,  чем  выразительность исполняемых  ролей.

Таким  образом,  именно сюжетно-ролевая игра  является  своеобразным  плацдармом,  на  котором  получает  свое  дальнейшее  развитие  театрализованная  игра.

Оба  вида  игры  развиваются  параллельно,  но  сюжетно-ролевая игра достигает  своего пика  у  детей  5-6 лет,  а  театрализованная  игра  у детей 6-7 лет.

Исследователи  отмечают  близость  этих  двух  видов  игр.  В сюжетно-ролевой игре  дети  отражают  впечатления,  полученные  из  жизни,  а  в  театрализованной игре  из  своего  источника (литературно-художественного).  В  сюжетно-ролевой  игре  инициатива  детей  направлена  на  создание  сюжета,  а  в  театрализованной  на  выразительность  разыгрываемых  ролей.  Деятельность  детей  в  сюжетно - ролевой   игре  является  ориентировочной  и  не  может  быть  представлена  для  показа  зрителю,  а  в  театрализованной  игре  действие  может  быть  показано  зрителю: детям,  родителям.

Не  секрет,  что  многие  дети  страдают  от  неустойчивого  внимания,  испытывают  трудности  при  ориентировке  в  пространстве,  у  них  не  достаточно  развита  познавательная  деятельность,  наблюдается  нарушение  грамматического  строя  речи,  недостаточность  фонетико-фонетического  восприятия,  незрелость  эмоционально-волевой  сферы.

Дети,  склонные  к тормозным  процессам,  проявляют  в  игре  робость,  скованность,  быструю  утомляемость. Детям  с  повышенной  возбудимостью  не  хватает  внимания,  сосредоточенности. 

И,  как  показывают  практические  наблюдения,  особая  роль  в  повышении  умственной  активности,  совершенствовании  речевых  навыков,  развитии  психических  процессов,  повышении  эмоциональной  активности  принадлежит  театрализованным  играм.

Для  успешного формирования  творческой  активности  детей  в  театрализованной  деятельности  необходимо  соблюдать  ряд  условий:

  1. Приобщать  детей  к  театральному  искусству,  начиная  с  просмотров  спектаклей  в  исполнении  взрослых.  Чередование  просмотров спектаклей  кукольного  и  драматического  театров  позволяют  детям  осваивать  законы  жанра.  Накопленные  впечатления  помогают  им  при  разыгрывании  простейших  ролей,  постижении  азов  перевоплощения.  Осваивая  способы  действий,  ребенок  начинает  все  более  свободно  чувствовать  себя  в  творческой  игре.
  2. Педагог  должен  осознанно  выбирать  художественное  произведение  для   работы,  Вначале  воспитателю  необходимо  выразительно  прочитать  произведение,  а  затем  провести  по  нему  беседу,  поясняющую  и  выясняющую  понимание  не  только  содержания,  но  и  отдельных  средств  выразительности.  Чем  меньше  ребенок,  тем  определеннее,  акцентирование  должно  быть  чтение,  направленное  на  артистичность,  искренность  и  неподдельность  чувств  педагога,  являющихся  для  детей  образцом  эмоционального отношения  к  тем  или  иным  ситуациям.
  3. Огромную  роль  в  осмыслении  познавательного  и  эмоционального  материала  играют  иллюстрации.  При  рассматривании  иллюстраций  особое  внимание  необходимо  уделять анализу  эмоционального  состояния  персонажей,  изображенных  на  картинах(«Что  с  ним?   Почему  он  плачет?»).  При  организации  игр  можно  использовать  фланелеграф (особенно  на  начальных  этапах)  Так,  особенно  эффективно  использовать  фланелеграф  для  составления  сезонных  сказок:  например,  на  небе  появилась  тучка,  из  нее  сыплются  сестрички-снежинки,  они  покрывают  землю  белым  пушистым  покрывалом. Можно  использовать  настольный  театр  кукол,  в  котором  четко  фиксируются  различные  ситуации.  Особенно  много  сценок  можно  разыграть  с  куклами  бибабо.
  4. Необходимо  предоставлять  детям  возможность  самовыражаться  в  своем  творчестве (в  сочинении,  разыгрывании  и  оформлении  своих  авторских  сюжетов).
  5. Учиться  творчеству  можно  только  при  поддержке  взрослых, в  том  числе  и  родителей.

Рекомендуемые  формы  работы  с  родителями: проведение  досугов,  тематических  вечеров «Любимые  сказки»,  «Театральные  встречи»,  бесед,  консультаций,   домашнее сочинение  сказок  и  различных  историй  и  их  разыгрывание,  совместное  изготовление  атрибутов,  костюмов.

Социально-психологические  особенности  детей  дошкольного  возраста  включают  стремление  участвовать  в  совместной  деятельности  со  сверстниками  и  взрослыми,  а  так  же  время  от  времени возникающую  потребность  в  уединении.  Поэтому  в  каждой  возрастной  группе должна  быть  оборудована  театральная  зона  или  уголок  сказки,  а  также  «тихий  уголок»,  в  котором  ребенок  может  побыть  один  и  «порепетировать»  какую-либо  роль  перед  зеркалом  или  еще  раз  посмотреть  иллюстрации  и т.д.

В  группе  для  детей  2-4 лет  должен  быть  уголок  ряжений  и  игрушки-животные  для  театрализации  сказок.  В  группе  детей  5-7 лет  более  широко  должны  быть  представлены  виды  театров,  а  также  разнообразные  материалы  для  изготовления  атрибутов  к  спектаклям.  В  целях  учета  поло-ролевых  особенностей   детей  оборудование  зоны  для  театрализованной  деятельности  должны  отвечать  интересам,   как  мальчиков,  так  и  девочек.

Театрализованная  деятельность  выполняет  одновременно  познавательную, воспитательную  и  развивающую  функцию.

Участвуя  в  театрализованных  играх,  дети  познают  окружающий  мир,  становятся  участниками  событий  из  жизни  людей,  животных,  растений.  Тематика  театрализованных  игр  может  разнообразной.

Воспитательное  значение  театрализованных  игр  состоит  в  формировании  уважительного  отношения  детей  друг  к  другу,  развитии  коллективизма.  Особенно  важны  нравственные  уроки  сказок-игр,  которые  дети  получают  в  результате   совместного  анализа каждой  игры.

В  театрализованных  играх  развивается  творческая  активность  детей.  Детям  становится  интересно,  когда  они  не  только  говорят,  но  и  действуют  как  сказочные  герои.

Полезно  использовать  любые  моменты  в  жизни  группы  для  упражнений  в  различном  интонировании  слов (радостно,  удивленно,  грустно,  тихо,  громко,  быстро  и  т.п.)  Так  у  детей  развивается   интонационная   выразительность,  плавность  речи.

В  театрализованной  игре  дети  имитируют  движения  персонажей,  при  этом  совершенствуется  их  координация,  вырабатывается  чувство  ритма.  А  движения  в  свою  очередь  повышают  активность  рече – двигательного  анализатора,  «балансируют»  процессы  возбуждения  и  торможения.

От  игры  к  игре  нарастает  активность  детей,  они  запоминают  текст,  перевоплощаются,  входят  в  образ,  овладевают  средствами  выразительности .  Дети  начинают  чувствовать  ответственность  за  успех  игры.

Итак,  театрализованная  игра – один  из  самых  эффективных  способов  воздействия  на  ребенка,  В  котором  наиболее  ярко  проявляется  принцип  обучения:  учить  играя!

Все  вышеизложенное  позволяет  сделать  следующие  выводы:

  1. В  процессе  театрализованной  игры  расширяются  и  углубляются  знания  детей  об  окружающем   мире;
  2. Развиваются  психические  процессы:  внимание,  память,  восприятие, воображение,  стимулируются  мыслительные  операции;
  3. Происходит  развитие  различных  анализаторов;
  4. Активизируется  и  совершенствуется  словарный  запас,  грамматический  строй  речи,  звукопроизношение,  навыки  связной  речи,  мелодико-интонационная  сторона  речи,  темп,  выразительность  речи;
  5. Совершенствуется  моторика,  координация,  плавность,  переключаемость,  целенаправленность  движений;
  6. Развивается  эмоционально-волевая  сфера;
  7. Происходит  коррекция  поведения;
  8. Развивается  чувство  коллективизма,  ответственность  друг  за  друга,  формируется  опыт  нравственного  поведения;
  9. Стимулируется  развитие  творческой,  поисковой  активности,  самостоятельности;
  10. Участие  в  театрализованных  играх  доставляют  детям  радость,  вызывают  активный  интерес,  увлекают  их.

 

Оставить комментарий: